Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Руина, Мазепа, Мазепинцы"
Описание и краткое содержание "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать бесплатно онлайн.
События, произошедшие на Украине, после Переяславской рады вплоть до предательства Мазепы.
уловок. Посланный Дорошенком брат его, Григорий, избрал себе ме-
136
стопребыванием Козелец. Шереметев отправил к нему ротмистра
Рославлева убеждать Григория принести присягу царю на
верность, так как сам Григорий первый о таком желании написал
боярину. На убеждения Рославлева Григорий сказал: <с какой
неволи мне присягать? Я вольный человек, летаю как орел сизый>.
- Да ты же писал к боярину, - заметил Рославлев.
- Писал, - отвечал Григорий, чтоб он с нами задоров не
начинал. За что у нас не ладится? За наши козацкие вольности, за
то, что нас в подданство привести трудно! Мы за свои вольности
все до последнего человека помрем, а вот, коли великий государь
изволит своих воевод и ратных людей из малороссийских городов
вывесть, тогда - иное дело. Мы в послушании великому государю
быть рады, и Войско Запорожское Московскому Государству -
каменная стена.
На переписываясь с Дорошенками, Шереметев сносился также
и с поляками, враждебно относившимися к гетману Дорошенку, пригласил польской службы полковника Пиво-Запольского и
послал его вместе с отрядом царских ратных людей на городки, признававшие Дорошенка; посылал Шереметев письма и к бело-
церковскому коменданту, которые попадали в руки козакам
Дорошенка, и по этим письмам Дорошенко упрекал боярина, что
он ищет пагубы Дорошенку и его козакам. Таким образом, с
обеих сторон Дорошенко и Шереметев делали друг другу пакости
при сохранении видимого дружелюбия в своей переписке.
Митрополит Иосиф Тукальский играл тогда роль посредника, уверял
Шереметева, что Дорошенко поступил как истинный раб обоих
монархов, <освобождая христиан от пагубы, а царских ратных от
великих орд соблюдая>, и давал московскому боярину советы
отдать Киев не ляхам, гонителям православной веры, а Войску
Запорожскому. На э*то боярин отвечал: <мы не отдадим Киева никому
и не выступим из него, пока душа наша в теле>.
Дорошенко препроводил Шереметеву перехваченное письмо
Мефодия к Бруховецкому, обличавшее недоброжелательство
епископа к Москве и стачку с изменником гетманом. Любопытное
это письмо, послужившее главнейшею уликою против Мефодия, гласило так:
<Для Бога не плошайся, милость твоя. Вижу, идет дело не о
ремешке, а о целой коже нашей. Чаять, тот честный Нащокин к
тому привел и приводит, чтоб вас, купно же и нас с вами вместе, взяв за шею, выдать ляхам. Почему ведать: не на том ли и присягал
себе? Якож и много знаков таких, что о нас торгуются, - лучше-б
нас не манили, нежели так с нами лестно поступать. И впрямь в
великом остерегательстве живи, да и запорожцы всячески удовляй, а буде сколько запорожцев вышло, ими укрепляйся, а сверх того, и
те городы, порубежные, людьми своими досмотри (т. е. людей своих
137
там расположи), чтоб больши Москва (великороссияне) их не
засели. И’сей мой таков совет занеже утопающий за бритву емлется>.
Далее Мефодий в письме своем советует Бруховецкому послать
Дворецкого под предлогом какого-нибудь войскового дела
посланцем к царскому величеству, чтоб он там проведал о замыслах
Нащокина и московских бояр. <И то не добрый знак, - продолжает
Мефодий, - что Шереметев самых бездельных ляхов любовно
приемлет и их потчивает, бедных людей мучит, а ляхов удовольствова-
ет, из пушек стреляет, а Козаков, хоть бы какие честные люди, за-
лядских собак не почитает и, сверх того, еще похваляется на коза-
ков неслушно, как мне Дворецкий рассказывал, да и с Дорошенком
ссылается, а ты ни о чем не ведаешь. Также разумею, что о сем с
тобою не ссылаются, а слышу, Тяпкин с Дорошенком имеют
съезжаться негде: Бог весть, что все не нам ли на зло>. Далее Мефодий
советует Бруховецкому беречься Нащокина и не отваживаться
ехать к нему, хотя бы тот и приглашал к себе гетмана. Поручая
посланцу своему пану Романовскому словесно изъяснить гетману
подробнее важное дело, Мефодий в конце своего письма говорит: <я
свою мысль тебе объявляю, что мне моя отчизна мила. Храни Боже, чтоб ляхам, взявши нас за шею, имели отдавать, также и к Москве
водити. Лучше смерть, нежели зол живот. И ты буди остерегателен, чтобы, храни Боже, не похотели и тебя, как покойного Барабаша, в казенную телегу замкнув, вместо подарка, ляхам отослати>.
Препроводивши это письмо, Дорошенко писал Шереметеву: <Мефодий был главным заводчиком всякого зла. Он подустил и
умершего Брухов’ецкого на измену, хоть он теперь клянется Богом, будто не знал, не ведал; но так говорит он, не надеясь на себя
довода и свидетельства, а вот собственное рукописание обличает
его; пусть же правда неправедному посрамляет очеса>.
Мефодий был тогда в Киеве, а попал туда следующим путем.
Как мы видели, он проживал в Нежине. Когда началось
волнение и пришла весть в Нежин, что в Прилуках воевода сдался
восставшим козакам, Мефодий намеревался ускользнуть в Киев, чтобы перед московским правительством показаться
непричастным поднятому волнению, которого исхода он еще не мог знать.
Его туда не пустили. Тогда Мефодий собрался уехать в свою
маетность Ушню; козаки проводили его туда по его же воле, хотя
он тогда прикидывался, будто невольно едет и уступает силе.
Когда Мефодий выезжал из Нежина, в то время нежинский воевода
Ржевский стоял на городской стене, и епископ с ним простился
знаками. Не успел Мефодий отъехать от Нежина нескольких
верст, как до него стали долетать звуки начавшейся свалки между
малороссиянами и великорусскими ратными людьми. Не долго
довелось сидеть епископу в своей маетности. Демьян
Многогрешный взял его оттуда вместе с детьми и привез в Чернигов; там
138
епископ сидел четыре недели за караулом: в это время сын его
был послан к митрополиту Тукальскому и к Дорошенку с
отцовским письмом1. Едва сын епископа прибыл в Чигирин, как его
там посадили в тюрьму и содержали под строгим караулом: в
Чигирине епископа так же не любили, как и в городах
левобережной Украины.
Из Чернигова Многогрешный отправил епископа в Седнево, pi там пробыл епископ до того времени, как Дорошенко предпринял
свой поход на левый берег Днепра. Остановившись под Пирятином, Дорошенко вместе с Тукальским отправили за епископом игумена
Чигиринского и полковника Петрановского. Эти лица привезли
епископа в стан Дорошенка2. Епископа, по повелению Дорошенка, отвезли в Чигирин и поместили под караулом в монастыре, а детей
его чернецы и челядники отвезли к митрополиту Тукальскому в
город. На другой день после его невольного водворения Тукальский
прислал потребовать от него архиерейскую мантию. <Велел тебе
сказать митрополит>, сообщил ему присланный чернец, <ты быть
епископом недостоин, первое за то, что принял рукоположение от
московского патриарха, второе за то, что московскому царю
служишь и не хочешь добра гетману Дорошенку и митрополиту
Иосифу, а те, что хотят нам добра, пишут к нам и благословения от
митрополита просят давно уже; так поступают и архиепископ
Лазарь Баранович, и Печерского монастыря архимандрит, и все
игумены киевских монастырей. Ты же так не поступаешь и за то сана
своего недостоин!> Так рассказывает о своих похождениях сам Ме-
фодий; но его показаний нельзя принимать с совершенным
доверием, в особенности там, где он выставляет себя сторонником
московского’ государя, преследуемым за верность этому государю; после
неудачи замысла Бруховецкого, епископу оставалось притворяться
доброжелателем Москвы.
Из Чигиринского монастыря отослали Мефодия в Уманский
монастырь и положили содержать его там под стражею. Но черный
поп Митрофан и архидиакон Лаврентий, принадлежавшие к штату
епископа, взяли у епископова сына 20 червонных, прибавили своих
40 р., и на эти деньги купили лошадей и экипаж. Выпытавши, каким окольным путем безопаснее пробраться до Киева, и заранее
уговорившись с епископом, они подъехали ночью к монастырю, где
1 Если дать веру показанию самого епископа, то в этом письме было
увещание не помогать Бруховецкому против царских ратных людей.
2 Если верить собственным заявлениям Мефодия, Дорошенко начал
убеждать его отстать от московского царя и соединиться воедино с
Войском Запорожским. <Как же нам быть без хана?> - сказал, будто бы, Мефодий. — <У нас>, - сказал ему Дорошенко, - <есть паны: хан
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Руина, Мазепа, Мазепинцы"
Книги похожие на "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы"
Отзывы читателей о книге "Руина, Мазепа, Мазепинцы", комментарии и мнения людей о произведении.