Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Руина, Мазепа, Мазепинцы"
Описание и краткое содержание "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать бесплатно онлайн.
События, произошедшие на Украине, после Переяславской рады вплоть до предательства Мазепы.
привилегий русского духовенства. Окончательное установление по
всем вопросам, касавшимся недоразумений между козаками и
Польшею, могло быть делом сейма, и для этой цели Дорошенко
пошлет своих послов на сейм в Варшаву.
Со стороны Дорошенка не было тут ни малейшей искренности.
Он тогда примирялся с коронным гетманом только потому, что
видел раздражение своих союзников татар, взволнованных
внезапным известием о набеге Серка и Рога. Не думал Дорошенко
входить в продолжительную дружбу с поляками, а тем менее
подчинять польскому королю Украину. Народ украинский был
слишком озлоблен против поляков и расположен был скорее
подчиниться бусурманской державе, чем католической Польше. У
Дорошенка, как и у многих тогдашних малороссиян, была одна
задушевная мысль - сделать Украину самобытной державой. Но
после Андрусовского договора с такою задушевною мыслью
невозможно уже было опираться ни на Москву, враждуя с Польшею, ни на Польшу, отступая от Москвы; обе заявили себя враждебно
национальным стремлениям Козаков; приходилось
противодействовать разом двум державам - и московской, и польской, а между
тем внутри Украины отнюдь не было ни согласия, ни ясности
стремления. Искателям самобытности представлялось тогда
единственным средством ухватиться за что-нибудь третье, за такое
сильное, чтобы оно хотя временно могло равно действовать и
против Московского Государства, и против Польши за Украину: таким третьим для Дорошенка тогда являлась Турция. Это была
единственная могучая соседняя держава, не имевшая повода
дружить ни с Польшею, .ни с Москвою - и притом держава с
большими военными силами; она, казалось, одна могла пособить Ук-
106
раине. Не ужасала Дорошенка отдача христианской Украины в
подданство мусульманскому государю. Пример молдавских и ва-
лахских господарей, данников Турции, ласкал его надеждами, что
Украине сжиться с Турцией было возможнее, чем с Московским
Государством и с Польшею. Надеялись, что Турция оставит
Украину под ее собственным местным управлением, не нарушая ни
веры, ни обычаев, и довольствуясь только некоторого рода вас-
сальною зависимостью. Разумеется, такой план имел только
кажущуюся верность в будущем. Не все козаки, как мы уже
замечали, разделяли с Дорошенком его склонность к Турции, и народ
малороссийский вообще ни за что не согласился бы очутиться
под властью турецкого падишаха, по давнему преданию считая
такую власть тяжелым бусурманским ярмом.
Народ в правобережной Украине, как и в левобережной, в
большинстве своем расположен был к соединению с Москвою. И
Дорошенко, следуя за влечениями своего народа, не прочь был
сойтись с Москвою и подчиниться <восточному царю>. Его лично
в данное время располагало и то, что брат его Григорий, взятый
в плен в Москву, по ходатайству вселенских патриархов был
обласкан царем Алексеем Михайловичем и хвалился этим в своих
письмах к брату гетману. В сентябре (15-го числа) киевопечер-
ский архимандрит Иннокентий Гизель, человек глубоко
уважаемый в Малороссии за свое благочестие и ученость, услышавши, что Дорошенко имеет намерение отдаваться в протекцию Турции, пытался отклонить его и указывал на то, что <бусурмане, по
закону своему, должны искоренять христиан, и оттого-то под их
обороною христианские народы греческие, словенские и многие
выгублены, и самый народ русский во все концы земли в неволю
запроважен и без милости мучим>. От имени православной церкви
и всего духовенства архимандрит обращался к гетману с таким
молением: <извольте, ваша милость, склониться лучше
по-прежнему под державу и оборону его царского пресветлого величества, и ваша милость себе вся желаемая у его величества подлинно
получишь; умилитеся над христианами, не. отдавайте их и самого
себя в работу бусурманам>. Брат гетмана Григорий был отпущен, и Петр Дорошенко, благодаря царя за эту милость, просил
отпустить еще и жену Григория и других пленников, находившихся
в Московском Государстве. В декабре Шереметев отправил к До-
рошенку посланцем Василия Дубенского известить гетмана об
освобождении пленных малороссиян и вместе с тем поручил своему
посланцу побеседовать с гетманом и узнать его настроение.
У Дубенского с гетманом велся такой разговор. Дубенский, от имени пославшего его, увещевал гетмана, чтоб-он отстал <от
погибельной агарянской прелести> и, как христианин, служил бы
обоим христианским государям - московскому и польскому.
107
- Я, - отвечал Дорошенко, - желаю быть с православными
христианами вкупе, и, будучи под высокою государевою рукою, голову покладать против неприятеля, только отстать от татар нам
нельзя. Вот это почему: сталось у нас постановление с польским
коронным гетманом Собеским - будет с королевским величеством
на сейме договор. Надобно подождать, что постановится на сейме.
Коронный гетман обещал* что мне-отдана будет Белая-Церковь, но до сих пор она мне не отдана, и если после сейма ляхи мне
Белой-Церкви не отдадут, так я доступать ее буду сам с татарами.-
Дубенский сказал: Боярину Петру Васильевичу известно
стало, что татары собираются приходить войною на малороссийские
города его царского величества; великий государь желает, чтоб
ты, гетман, помня Бога и святую христианскую веру, не посылал
татар христианских церквей разорять и крови проливать, и сам
бы отлучился от совета с ними. За это ты примешь милость от
Всемогущего Бога и освободишь душу свою от вечные погибели.
‘- Слышу, - сказал Дорошенко, - боярину Шереметеву
известно, что хотят приходить татары войною в малороссийские
государевы города, а мне такой ведомости нет, и без моего ведома
татары в государевы города не пойдут войною. У них и у меня
есть неприятели и поближе. Неприятели эти ляхи. Служили мы, козаки, польскому королю многие годы, а выслужили то, что ляхи
церкви Божий обратили в унию. Дает король мне, гетману, и
старшинам на всякие вольности привилегии, потом пришлет своих
поляков и немцев, а те отнимают у нас всякие вольности и
православных христиан мучат, бьют; с нас, гетмана и старшин, ос-
мачки хлебные и всякие поборы собирают; во многих городах
церкви Божий обругали и пожгли, а иные обратили в костелы.
Православному христианину этого терпеть невозможно. Мы, гетман, и все козаки.будем стоять за православную христианскую
веру, а войною татар в государевы города не пошлю; если говорю
неправду, то пусть в то время разольется моя гетманская кровь.
Только не в мире с татарами нам никак быть нельзя. Мы с ними
живем близко. Станут татары разорять нас - и в царские города
учнут войною ходить; коли ж мы будем с татарами жить в мире, так и государевы малороссийские города с нами будут в целости.
И теперь я татар удерживаю. Желаю, чтоб вера православная
ширилась по всему свету, а мне хочется быть под рукою его
царского величества. Я не хочу ни боярства, ни чего другого, кроме государевой милости, да чтоб вольности наши и права ко-
зацкие были вольны.
Стали обедать. Подали заздравную чашу в честь государя.
Дорошенко поднял ее и сказал: <дай мне, Господи, за великого
государя кровь свою пролить и голову положить>.
В это мгновение раздался залп из ружей и пальба из пушек.
108
Тут же Дорошенко прибавил: <у великого государя с
королевским величеством учинился мир и по договору хотят Киев отдать
полякам, но этого не будет: мы за Киев головы свои положим, а
ляхам Киева не отдадим!>
Дубенский, по приказу своего боярина, вел беседу с
митрополитом Тукальским и с архимандритом Хмельницким, уговаривал их, чтоб они, с своей стороны, склоняли Дорошенка иметь
расположение к московскому государю и отступить от союза с
бусурманами. Оба обещали. Оба недавно, в 1667 году, были
освобождены из заточения в Мариенбурге и поспешили на родину
с враждебными чувствами к полякам1. У них обоих был тот же
заветный идеал, как и у Дорошенка - самобытность Украины.
И они, как гетман, склонялись к мысли о турецкой протекции, видели в этом средство выбиться из-под польской власти, а к
Московскому Государству относились с осторожностью и
недоверчивостью.
<Ты, - писал к Шереметеву Дорошенко через Дубенского, -
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Руина, Мазепа, Мазепинцы"
Книги похожие на "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы"
Отзывы читателей о книге "Руина, Мазепа, Мазепинцы", комментарии и мнения людей о произведении.