Мария Кашуба - Георгий Конисский

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Георгий Конисский"
Описание и краткое содержание "Георгий Конисский" читать бесплатно онлайн.
Книга освещает жизнь и деятельность философа, писателя-драматурга и общественного деятеля XVIII в., боровшегося против униатства и католицизма, за воссоединение Белоруссии с Россией, Георгия Конисского. В ней рассматриваются философские и этические взгляды мыслителя. Характеристика мировоззрения Конисского строится на основе анализа оригинальных источников, в частности рукописного философского курса Конисского (прочитанного им в 1749–1751 гг. в Киево-Могилянской академии), впервые переведенного с латинского языка автором настоящей книги.
2. говорю: никакие интенциональные образы не посылаются в органы чувств внешними объектами и не даются им; происходит лишь модификация анимальных духов, размещенных в органах. Эта модификация вызывается или непосредственно объектами, или их выделениями, или средой, размещенной между органом и объектом.
Это доказывается, во-первых, так: если бы такие образы существовали, то они были бы или материальны, или духовны. Но они не материальны, ибо таковые распространялись бы последовательно, а противники утверждают, что эти образы распространяются в природе, лишь будучи видимыми в определенные моменты, сначала в ближних к объекту частицах, потом в отдаленных. Они и не духовные, потому что от материального объекта не может быть выведено нечто духовное, иначе следствие намного превышало бы свою причину. Во-вторых: поскольку объекты сами по себе инертны, они не могут выводить из себя такие образы. В-третьих: потому что ощущение можно объяснить и без такого вымысла, что будет сказано ниже, где речь будет идти об ощущениях в частности.
3. Противопоставишь [этим доказательствам], во-первых, следующее: всякое действие возникает путем контакта; из этого выходит, что ничто отдаленное не действует. А чувственный объект часто отдален от чувствующего, значит, необходимо, чтобы он влиял на него посредством чего-то другого. Ничто не может быть пригодным для этого, кроме образов, значит, их необходимо допустить. Отвечаю: соглашаясь со всем силлогизмом, отрицаю меньшую посылку, ибо, когда объект отдален от чувствующего, он действует на него, модифицируя анимальные духи, имеющиеся в органах, или своими истечениями, приходящими к органу, или светом, который сам модифицирует.
Во-вторых: индифферентная сама по себе способность должна с помощью чего-то проявляться и дополняться. Познавательная способность индифферента в отношении познания человека или камня, или животного, значит, она должна в чем-то проявляться. А ничто другое не может быть внесено, кроме выразительных образов, с помощью которых она бы проявлялась. Значит, отвечаю: признавая силлогизм, отрицая меньшую посылку, утверждаю: способности проявляются или посредством самих объектов, если те не отдалены от органов, или, если те отдалены, их истечениями или модифицированной средой, очевидно, воздухом или светом.
В-третьих: опыт свидетельствует, что в зеркалах и в воде видны цвета и фигуры вещей-объектов, а этого не было бы, если бы от объектов не исходили какие-то образы, приходящие к глазам. Отвечаю: отрицаю меньшую посылку, поскольку сильнее ее вот что: свет, падая на объекты-вещи, модифицированный ими, направляется от них к зеркалу или к воде; и опять от зеркала, как от чистого и гладкого, едва измененный, отражается к глазам. Доказательством может служить то, что свет, модифицированный объектами, падая на вогнутое или на выпуклое или на разбитое на много осколков зеркало, изменяется и самим зеркалом. Отраженный к глазам, он представляет вещь другой, чем она есть на самом деле.
В-четвертых: память бережет прошлое и отсутствующее, что мы когда-то воспринимали ощущениями. А этого бы не было, если бы в воображении не остались образы тех вещей. Отвечаю: разделяю меньшую посылку — если бы объекты не оставили в воображении образы тех вещей, — если под образами понимают модификации анимальных духов, возникшие непосредственно или опосредствованно, — подтверждаю; если под образами понимают какие-то сущности, посланные объектами, — отрицаю.
Раздел 3. САМ АКТ ОЩУЩЕНИЯ ИЛИ ЧУВСТВОВАНИЯ И ПРЕГРАДЫ ДЛЯ ОЩУЩЕНИЙ
1. Чувствование определяется как телесное познание; другие авторы считают, что оно состоит в самом вкладывании чувственного объекта в орган. Значит, это чистая пассивность, а не действие; так, кажется, мыслил и сам Аристотель, если в кн. 2 «О душе», в разделе V называл чувствование пассивной потенцией. Некоторые же авторы кроме такого вкладывания ищут выражение объективной вещи, а именно: проявления чувственной способностью и того, что ей вкладывается. Они учат, что чувствование заключается в такой экспрессии, и так оно действительно является действием, а не пассивностью. Каждый сам решит, которую из этих двух мыслей необходимо обойти.
2. Имеется три преграды чувствованию, а именно: большая отдаленность объекта, несоответствие среды и органа […].
Указатель имен
Августин Блаженный 19
Аверроэс 57, 90
Альберт Великий 50
Анаксагор 55, 152
Анаксимен 55
Ансельм Кентерберийский 95
Аристарх Самосский 79
Аристотель 14, 19, 25, 32, 33, 49, 55–58, 61, 62, 64, 65, 67, 71–74, 88, 89, 104, 113, 114, 118, 123, 125, 127, 128, 130, 133
Белинский В. Г. 48
Бэкон Ф. 98
Бенедикт XIV (папа) 37
Бернулли 12
Боэций 19, 114
Бойль Р. 70
Борелли Д. А. 70
Бруно Д. 55. 96
Будный Симон 82
Варений 80
Вергилий 25
Винклер Г. 34
Вышенский И. 30
Волчанский И. 37
Вольф X. 12, 14, 33, 34, 86
Гален К. 164
Галилей Г. 25, 62, 64, 68, 78, 81, 84, 94, 159, 160, 161
Гассенди П. 25, 33, 51, 58, 139
Гераклит 55
Герике О. 70
Гесиод 55
Гизель И. 87
Гильберт 62
Декарт Рене 14, 25, 33, 35, 50, 54, 58, 61, 66, 69, 83, 84, 90, 94, 103, 134, 139
Демокрит 55, 72, 74, 103, 104, 136
Довгалевский М. 23, 26, 29
Дубневич А. 50
Дуранд 102
Елизавета Петровна (императрица) 8, 78
Жебровский Т. 13
Зенон Элейский 72, 123
Кальвин К. 122
Кантемир А. Д. 7, 15, 24, 25 28, 45, 84
Калиновский К. С. 23
Кампанелла Т. 96
Картезий см. Декарт
Кеплер И. 62
Козачинский М 23, 87, 140
Коменский Я. А. 25
Конисский О. И. 21
Копиевич И. 13
Кононович-Горбацкий И. 87
Коперник Н. 12, 16, 77, 81, 83, 84, 100
Кулябка С. 23
Левкипп 55
Лейбниц Г. В. 33, 34, 50, 69, 74
Линчевский М. 31
Лихуды И. и С. 18, 19, 49
Локк Д. 87, 98, 99, 104
Ломоносов М. В. 7, 11, 12, 15, 16, 20, 23–27, 68, 73, 87, 94, 99, 101, 110, 124, 138
Максимович М. А. 26
Маркс К. 17
Медведев С А 18, 19
Мелисс 55
Милль Д. 98
Мордвинов 15
Накционович Я. 13
Нащинский Д. 34
Николай Кузанский 92
Ньютон И. 61, 68, 69, 73
Овидий 25
Оккам У. 102, 117, 164
Парменид 55
Петр I (император) 8, 12, 40, 45
Пифагор 72
Платон 58, 98, 99, 108, 114, 115, 129
Плутарх 25
Полоцкий С. 30
Помпонацци П. 96, 115, 116
Порфирий 164
Прокопович Ф. 7, 13–15, 23–27, 45, 47, 50, 87, 100, 109, 140
Пурхоций 35
Пушкин А. С. 39, 44, 48
Сковорода Г. С. 91
Скот Дунс 50, 57, 116, 122
Сократ 129
Социн Л и Ф. 82
Спиноза Б. 50, 55, 66, 135, 139
Стагирит см. Аристотель
Суарес 19
Татищев В. Н. 7 14, 24, 25, 45
Тихо де Браге 78, 91
Тодорский С. 23
Торричелли Э. 70
Тредиаковский В К. 26
Фалес 55
Филолай 79
Фома Аквинский 19, 50, 56, 57, 113, 119, 122
Фонсека Р 114
Цицерон 25
Щербацкий Т. (митрополит) 32, 34
Яворский С 87
Эйлер Л. 12
Эмпедокл 55
Энгельс Ф 12, 36, 131, 140
Эпикур 55, 103, 136
Эразм Роттердамский 25
Литература
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т. 20. М., 1961.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 21. М., 1961.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 26, ч. I. М., 1962.
* * *5. Philosophia juxta numerum quattuor facultatum quadripartita complectens Logicam, Ethicam, Physicam et Metaphysicam tradita in Academia Kijoviensi sub auspiciis illustrissimi Domini Metropolitae Timothei Szczerbacki, eiusdem Academiae nutritoris munificentissimi anno Domini 1749. Sub reverendissimo Patre Georgio Konissky. — Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, шифр ДА/п 51; отдел рукописей ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, фонд Санкт-Петербургской духовной академии, № 202.
6. Praecepta de arte poctica ex autoribus, qui geminem poeseos rationem attigerunt, summatim cum pernecessariis observationibus collecta ad usum studiosae juventuti in alma et orthodoxa Academia Mohylo-Zaboromsciana tradita nec non explicata anno 1746. — Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, шифр ДА/п 426.
7. Проповеди Г. Конисского с 1782 по 1791 г. собственноручные, числом 55 на 452 л. — Отдел рукописен ЦНБ АН УССР, шифр ДА/п 309.
8. Собрание сочинений Г. Конисского. Ч. I–II. СПб., 1835.
9. Конисский Г. Слова и речи. Могилев, 1892.
10. Конисский Г. Философские заключения. — В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли в Белоруссии. Минск, 1962.
11. Конисский Г. Стихира священникам, священства лишенным. Глас 8. — Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, реестр Н. Петрова, № 499Х/52, л. 345.
12. Философский курс Амвросия Дубневича. — Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, шифр ДА/п 49.
13. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отд. II, т. 2. К., 1906.
14. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1955.
15. Wielka Encyklopedia powszechna ilustrowana. Warszawa, 1890–1909, serya 1, t. 37–38.
16. Голенищев-Кутузов И. H. Гуманизм у восточных славян (Украина и Белоруссия). М., 1963.
17. Довгалевський М. Сад поетичний К., 1973.
18. Житецкий П. Памяти Г. Конисского. — «Киевская старина», т. 48 (февраль), 1895.
19. Лазаревский Ал. Описание старой Малороссии. Нежинский полк. Т. 2. К., 1893.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Георгий Конисский"
Книги похожие на "Георгий Конисский" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Кашуба - Георгий Конисский"
Отзывы читателей о книге "Георгий Конисский", комментарии и мнения людей о произведении.