Жан-Клод Ларше - Бог не хочет страдания людей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бог не хочет страдания людей"
Описание и краткое содержание "Бог не хочет страдания людей" читать бесплатно онлайн.
Книга известного французского православного богослова и патролога профессора Жана-Клода Ларше посвящена касающейся каждого человека и потому животрепещущей проблеме страдания в человеческой жизни. Автор исследует наиболее известные места из Библии и восточнохристианской православной святоотеческой письменности по данной теме и опровергает расхожее представление о христианстве как «религии страдания». Книга написана живым современным языком и окажется, безусловно, полезной для широкого круга отечественных православных читателей, приглашая их к размышлению и даже к дискуссии на данную тему.
Основываясь на Священном Писании и учении Святых Отцов, эта книга показывает, что страдание не является ни тайной, от понимания которой следует отказаться, ни наказанием или испытанием, посылаемым Самим Богом, но следствием прародительского греха, влияющим на каждого человека в течение его жизни.
Ни по своему происхождению, ни само по себе страдание не имеет положительного содержания. Оно представляет собой духовное испытание, когда человек может сделать выбор в пользу Бога или же отвернуться от Бога.
Христос Своим страданием освободил в Себе Самом человечество от власти страдания. Тот же, кто соединяется со Христом, получает от Него эту благодать. Так он может духовно преобразовывать страдание, обретая в нем возможность для духовного роста.
Отклики в зарубежной печати на первое издание книги
«В этой краткой и насыщенной книге Ж.-К. Ларше размышляет над тем, как нам следует подходить к страданию в вере. И, основываясь на святоотеческих трудах, он убедительно показывает нам, что Христос страдал не для того, чтобы люди страдали бы дальше, но именно затем, чтобы помочь им духовно преобразовать страдание, изменить его значение к их пользе и в конце концов освободить их от него».
«Жизнь и Литургия»
«В новой книге Ж.-К. Ларше вы найдете те же достоинства, что и в предыдущих. Проблема страдания здесь рассматривается в свете учения святых отцов. Их богословие и антропология позволяют нам освободиться от положительной оценки боли, долгое время господствовавшей в западном христианстве, и постичь смысл той доли страдания, которую заключает в себе любая человеческая жизнь».
«Письмо к друзьям в монастыри»
«Вы с немалой пользой для себя прочтете эту прекрасно написанную, с ясной, поучительной и внутренне последовательной системой доказательств книгу, вдохновленную духовностью греческих отцов, блестящим знатоком которой является Ж.-К. Ларше».
«Журнал истории и религиозной философии»
«Ясная, строгая и сжатая книга, позволяющая по-новому взглянуть на неизменно трудную проблему».
«Новый богословский журнал»
151
Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 43.
152
Там же.
153
См.: Преп. Макарий Египетский. Гомилии (Собрание типа III). III, 1, 5; Свт. Иоанн Златоуст. Письмо из изгнания к Олимпиаде и всем верным. 3.
154
Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 26.
155
Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. I, 25.
156
Там же. II, 15.
157
Елифаз Феманитянин: Иов. 5:17; 15:20–35; Софар Наамитянин: 27:13–24; Елиуй: 33:12.
158
См., в частности, главу 28 Второзакония.
159
Елифаз Феманитянин: 4:7–8; 5:7; 15:5–12, 14–16; 22:4–11; Вилдад Савхеянин: 8:13–20; 18:5-21; 25:4–5; Софар Наамитянин: 11:4–6,11–14; 20:5–29; Елиуй: 33:9; 34:10–11; 36:5–8.
160
Елифаз Феманитянин: 5:8; 22:21–30; Вилдад Савхеянин: 8:5; Софар Наамитянин: 11:13–19; Елиуй: 34:30, 32; 36:10–12.
161
См.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. XXXII, 1–2.
162
В тексте, например, видна забота о том, чтобы уточнить тот факт, что Иов совершал жертвоприношения Богу за скрытые грехи, возможно, совершённые его детьми (Иов. 1:5).
163
Эту точку зрения отстаивает, например, Елифаз: Что такое человек, чтобы ему быть чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? (Иов. 15:14; ср. 11:2 [LXX]; 25:4–5) — формулировка, которая отсылает к некоторой интерпретации строки из 50-го псалма: В беззаконии я был зачат и во грехе родила меня моя мать (Пс. 50:6).
164
См. ниже с. 59.
165
См.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. II, 15.
166
Там же. I, 1.
167
Там же. 11.
168
Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. I, 8; II, 5.
169
Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. VII, 9. Ср. I, 18; II, 9; Он же. Беседы о статуях. V, 1; Он же. К Стагирию. II, 4. См. также: Radosavlevic A. Le sens et le mystère de la souffrance dans la théologie orthodoxe. Conférence polycopiée. Paris, 1993. P. 8–9.
170
См.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. II, 5.
171
См.: Ориген. Гомилии на книгу Левит. VII, 3; ср. XII, 4; Он же. Гомилии на Евангелие от Луки. II, 1, свт. Иларий Пиктавийский (см.: Doignon J. Versets de Job sur le péché de notre origine selon Hilaire de Poitiers // Le Livre de Job chez les Pères // Cahiers de Biblia Patristica. № 5. Strasbourg, 1996. P. 13–21).
172
См. замечание Ларшера (C. Larcher) на стихи книги Иова в Иерусалимской Библии (La Bible de Jérusalem. Paris, 1961. P. 614).
173
См. наше исследование: Ларше Ж.-К. Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом. М., 2004. Гл. 2: Вопрос об Адамовом наследии. С. 108–161. Там представлена на данную тему позиция преп. Максима Исповедника и некоторых других святых отцов.
174
См.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. VIII, 1; X, 6.
175
Lévêque J. Job. Le Livre du message // «Cahiers Évangile». № 53. Paris, 1985. P. 19.
176
Ibid.
177
Radosavlevic A. Le sens et le mystère de la souffrance dans la théologie orthodoxe. P. 12.
178
Среди святых отцов, которые его за это восхваляли, см., например: Свт. Василий Великий. Письмо 223.
179
Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. VI, 7.
180
Larchet J.-C. La Divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 208–219.
181
В этих словах можно увидеть не только возвращение Иову всех его благ, но и его будущее воскресение. См.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. II, 5; XIX, 12.
182
Впрочем, текст в Септуагинте говорит: «Оно воскреснет, мое тело, которое переносит эти страдания»; церковнославянский текст: на земли воскресити кожу мою терпящую сия.
183
Radosavlevic A. Le sens et le mystère de la souffrance dans la théologie orthodoxe. P. 14–15.
184
Напомним принятие совершенно безгрешным Христом на Себя абсолютно несправедливо всех страданий человечества, что было с особенной силой подчеркнуто преп. Максимом Исповедником, в частности, в его «Вопросоответах к Фалассию», 61.
185
Множество других параллелей приведены Зеноном Веронским в его Трактате, I, 15. Об Иове как об образе Христа см. также: Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея. XII, 8; Свт. Григорий Великий. Моралии на книгу Иова. 14.
186
Смотреть нашу работу: Larchet J.-C. La Divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. P. 208–219.
187
См.: Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Иова. Пролог. 4.
188
См.: Свт. Иоанн Златоуст. О Промысле Божием. XIII, 12.
189
См.: Там же. XLII, 9; Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Лазаря. II, 5; Он же. Беседы о статуях. XVI, 1; Он же. Беседы на 2 Тим. 7:4. См. также: Свт. Василий Великий. Письмо 223.
190
Свт. Григорий Богослов. Слово 24, 34.
191
Тема исцеления Христом человеческой природы постоянно повторяется во всей патристике. См. нашу работу: Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней (Thérapeutique des maladies spirituelles, 5-e éd. 2007. P. 287–309).
192
Свт. Григорий Богослов. Письма богословские. I, 32; Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. II, 18.
193
Ср.: Преп. Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну. 42 (PG. Т. 91. Col. 1316В–1320А); Амбигвы к Фоме. 5; Вопросоответы к Фалассию. 21.
194
Ср.: Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 21.
195
Преп. Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну. 42 (PG. Т. 91. Col. 1317АВ).
196
Там же (Col. 1317ВС).
197
Ср.: Преп. Максим Исповедник. Амбигвы к Фоме. 2; 5; Письмо 14 (PG. Т. 91. Col. 537А); Письмо 2 к Фоме.
198
Ср.: Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 61.
199
Ср.: Преп. Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну. 31 (PG. Т. 91. Col. 1276А).
200
Преп. Максим Исповедник. Различные богословские и домостроительные главы. 14 (PG. Т. 90. Col. 1185А).
201
Преп. Максим Исповедник. Толкование на молитву Отче наш. Ср.: Различные богословские и домостроительные главы. 14 (PG. Т. 90. Col. 1185А).
202
Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 61.
203
См. также: Преп. Максим Исповедник. Мистагогия. 7.
204
Ср.: Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 61.
205
Там же.
206
Там же.
207
Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 21.
208
Там же.
209
Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 21. Ср.: Преп. Максим Исповедник. Вопросы и затруднения. 194.
210
Ср.: Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 42.
211
Там же.
212
Там же.
213
Ср.: Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 42. Толкование на молитву Отче наш: «Воплощенное Слово… сохранило волю свободной от страстей и несклонной к бунту, не поколебавшейся в своей естественной основе против самих распинателей».
214
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бог не хочет страдания людей"
Книги похожие на "Бог не хочет страдания людей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жан-Клод Ларше - Бог не хочет страдания людей"
Отзывы читателей о книге "Бог не хочет страдания людей", комментарии и мнения людей о произведении.