» » » » Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа


Авторские права

Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа

Здесь можно скачать бесплатно "Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Мир». Редакция космических исследований астрономии и геофизики, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа
Рейтинг:
Название:
Кроме Стоунхенджа
Издательство:
Издательство «Мир». Редакция космических исследований астрономии и геофизики
Жанр:
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кроме Стоунхенджа"

Описание и краткое содержание "Кроме Стоунхенджа" читать бесплатно онлайн.



Стоунхендж – это громадное сооружение из огромных каменных глыб, построенное 4 тысячи лет назад на Солсберийской равнине Британских островов. Сейчас получены убедительные свидетельства того, что Стоунхендж использовался в качестве астрономической обсерватории, позволявшей определять наступление времен года, а также солнечных и лунных затмений.

Профессор Хокинс анализирует также возможное назначение ряда известных памятников древних культур: гигантских рисунков в перуанской пустыне Наска, храма Амона-Ра в Египте и других. Шаг за шагом Хокинс распутывает клубки выдумок и легенд, выявляя истинное назначение многих известных доисторических памятников Старого и Нового света.

Книга рассчитана на широкие круги читателей.






Моим посетителем был Александр Маршек, журналист, театральный режиссер, автор научно-популярных книг – поистине оригинальная исходная подготовка для астроархеологических изысканий. Я повернулся вместе с креслом к окну, обдумывая то, что услышал от него. При обычных условиях сообщение о научных исследованиях приурочивается к какой-нибудь конференции или симпозиуму, чтобы интересующиеся этой темой специалисты могли из первых рук ознакомиться с новой теорией и высказать свое мнение. Или же статья направляется в соответствующий научный журнал, редактор которого по заведенному порядку отсылает ее на рецензию. Двое-трое рецензентов (которые остаются анонимными) проглядывают ее, критически оценивают и рекомендуют (а может быть, настоятельно не рекомендуют), чтобы она была опубликована. Я посоветовал Маршеку упростить его доказательства и обработать их для небольшой статьи, проиллюстрировав ее избранными фотографиями и рисунками. Затем я связал его с моими коллегами в музее Пибоди, пообещал провести математический анализ частотного распределения его результатов (как только выберу время) и вернулся к орошенным цифрам, которые все еще стояли в окошечке моего арифмометра. Прошло шесть лет споров и обсуждений, и вот книга вышла в свет, дополненная и с новым названием – «Истоки цивилизации».

Самые четкие образчики лунных меток находятся в Испании. Вездесущий аббат Брейль обнаружил охряные метки в Канчаль-де-Маома. Первоначально центральная метка истолковывалась как изображение боевой дубины, а 27 пятен и 2 линии считались «ритуальными». Взглянув на них непредубежденным глазом, Маршек определил дубину как символ бога, а пятна – как наблюдения за фазами Лупы.

Луна завершает полную смену всех своих фаз за 30 (а иногда за 29) дней: молодой месяц – золотой, узенький, изогнутый на западном горизонте; первая четверть – Луна как половинка серебряного доллара, постепенно выпячивающаяся влево, высоко в южной части неба на закате; полнолуние – сверкающий, слепящий диск; последняя четверть – поздно восходящая, выпяченная к востоку Луна, и, наконец, перед окончательным исчезновением – узкий, еле видный серп, который, подобно молочнику, появляется перед самым восходом Солнца. «Полнолуние» – это то мгновение, когда угол между Луной и Солнцем, измеренный из центра Земли, равен точно 180°. Астрономически это явление длится ничтожные доли секунды. Но на практике наблюдатель, не имеющий специальных инструментов, видит полный лунный диск совершенно одинаковым в течение трех ночей подряд. Периоды старого и молодого месяца разделяются периодом новолуния, когда Луна не видна вовсе, потому что проходит между Солнцем и Землей на фоне солнечного сияния. Безлунное небо.


Рис. 30. Полумесяцы и фазы Луны, нарисованные на стене пещеры в Канчаль-де-Маома (Испания). Две внешние линии обозначают невидимость Луны при ее смене.


Древние греки называли этот промежуток ενη και νέα – день, когда старое преображается в новое. Плутарх писал: «…жизни Осириса было… 28 лет, ибо это есть число меняющихся фаз Луны». Месяц содержал 27–28 фаз плюс 1–2 ночи, когда Луна вообще не наблюдается, что дает в целом 29 или 30 ночей, в среднем 29,53 суток. Современные астрономы считают новолунием тот момент, когда Луна находится в соединении с Солнцем, а потому обращена к нам темной стороной. С религиозной же (и пешеходной) точки зрения «новолуние» наступало чуть позднее, в тот вечер, когда верховный жрец на храмовой башне Вавилона вновь видел в небе узенький серп, который суеверный человек в наши дни считает предзнаменованием неудачного месяца, если увидит его через стекло, или же долгих дождей, если серп повернут рогами вверх – позиция, кстати, астрономически совершенно невозможная, хотя художники-карикатуристы, используя свое право на поэтическую вольность, нередко рисуют его именно так. (В 49 случаях из 50 полумесяц на современных картинах изображен неверно.)

Ну а если говорить о религии, то последнее слово в выборе правильного момента принадлежало жрецу-наблюдателю. В октябре 1971 г. мусульманская община в туманной Британии определила время праздника Эйд, которым завершается месяц поста рамазан, с помощью электронной вычислительной машины. Гринвичская обсерватория сообщила им точное время, когда на небе должен был появиться молодой месяц. То ли вследствие какой-то оптической иллюзии, то ли из-за слишком усердного визуального наблюдения, но в Мекке чрезвычайно узкий серп был обнаружен накануне указанной даты. Лондонская «Тайме» писала о «замешательстве», «смятении» и «горьком разочаровании». Мусульманские улемы, правоверные священнослужители, рекомендовали на будущее вернуться к наблюдениям невооруженным глазом, а также пользоваться телефонной связью с наблюдательными станциями. Значение Луны для цивилизации отнюдь не исчерпывается ролью пыльного ковра, запечатлевшего первые шаги человека в космосе.

Наскальные рисунки в Канчаль-де-Маома представляют собой точную запись визуальных наблюдений. Сделаны они были не позднее VII тысячелетия до и. э. и представляют собой конечное достижение искусства, развивавшегося на протяжении всего ледникового периода. Художник избегал изображать человека – из-за магии, табу или просто по нежеланию, – но он зафиксировал факты, касающиеся Луны. Последовательность лунных фаз начинается снизу слева тонким полумесяцем, обращенным вправо, точно таким же, каким он бывает в небе на заходе Солнца. Затем следует ряд из шести пятен, по одному на каждую ночь.

Восьмое пятно несколько шире и отделено от предыдущих; им начинается новый ряд из четырех пятен. Это ночь первой четверти, а ряд из четырех пятен – фаза роста к полнолунию. Три тесно расположенных пятна означают ночи яркой полной Луны. Ряд ухода на ущерб располагается над верхушкой знака бога. Увеличенное пятно № 21 обозначает царицу зари, последнюю четверть Луны, а заключительные шесть пятен (считая галочку за два пятна) завершают месяц, кончающийся серпом, обращенным на восток (влево), как и на небе.

Эта схема удивительна. В отличие от 98 % современных художников их пещерный собрат нарисовал полумесяц верно и провел весь ряд изменений фаз против часовой стрелки, а это действительно соответствует направлению орбитального движения Луны. Неужели все это просто астрономия ради астрономии?

Художник оставил большой разрыв между старым и молодым месяцем для дня или дней полного мрака; Луна исчезла и должна народиться заново. Для обозначения этих безлунных ночей он добавил две тонкие черточки в нижней части рисунка, две ночи смятения, пока лунный бог пребывает в смерти.

Плутарх писал пять тысяч лет спустя в «Исиде и Осирисе»:

«У египтян есть легенда, что конец жизни Осириса наступил на 17-й день месяца, в каковой день глаз уже легко различает, что срок полной Луны завершился. Потому-то пифагорейцы и называют сей день Рубежом и питают к числу 17 неистовое отвращение. Ибо 17, вторгаясь между квадратом 16 и вытянутым прямоугольником 18, единственными двумя фигурами, чей периметр равен их площади, разделяет их, разлучает и нарушает отношения 16 и его одной восьмой… [т. е. числовую игру:

16 = 4 + 4 + 4 + 4 и 16 = 4×4

18 = 3 + 6 + 6 + 3 и 18 = 3×6

16 + 1/8(16) = 18 эпогдоон,[48]

а 17 вторгается между 16 и его эпогдооном 18, а кроме того, является неделимым простым числом, и к тому же 17-я ночь лунного месяца – это та ужасная ночь, когда Луна начинает умирать. – Дж. X.]. Из деревьев, которые они срубают для так называемых Похорон Осириса, они сооружают ларец в форме полумесяца, ибо Луна, приблизившись к Солнцу, становится полумесяцем и скрывается от нашего взгляда. Рассечение Осириса на 14 частей они (египтяне) аллегорически относят к дням ущерба Луны… от полнолуния до новолуния. А день, в который она вновь становится видимой, вырвавшись из солнечных лучей и миновав Солнце, они именуют «Незавершенным благом», ибо Осирис благотворен…

Апис… начинает быть, когда оплодотворяющий луч исходит от Луны и падает на корову, если она готова к случке… кроме того, они именуют Луну Матерью мира, и она обладает естеством как мужским, так и женским, ибо беременеет от Солнца, но оплодотворяет воздух…»

Маршек утверждает, что знаки в пещерах связаны с исходной легендой, то есть вовсе не обязательно с мифом об Осирисе и Исиде, но с лунным сказанием, с сагой ледникового периода, стоящей у истоков цивилизации. Направление цепи точек толковалось в устном рассказе; разрывы и повороты отмечают важнейшие события цикла.

В Абрис-де-лас-Виньяс есть еще один наскальный рисунок, сделанный красной охрой. Хотя, по-видимому, он сделан с большим тщанием, чем тот, который мы рассматривали, но принадлежит к той же эпохе – азильской. Датировка пещерных рисунков, разумеется, задача крайне сложная. Прямой радиоуглеродный метод тут неприменим, и приходится исходить из предположения, что возраст рисунков совпадает с возрастом древесного угля и других следов пребывания людей, которые обнаруживаются в полу пещеры. Культура азиль, получившая свое название от Мас-д'Азиль во Франции, где впервые были обнаружены ее памятники, существовала примерно в 8000–6000 гг. до и. э. Ее культурная линза охватывает Францию и Испанию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кроме Стоунхенджа"

Книги похожие на "Кроме Стоунхенджа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джеральд Хокинс

Джеральд Хокинс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джеральд Хокинс - Кроме Стоунхенджа"

Отзывы читателей о книге "Кроме Стоунхенджа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.