» » » Светлана Гин - Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс


Авторские права

Светлана Гин - Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс

Здесь можно купить и скачать "Светлана Гин - Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Вита-пресс»a621e747-db67-11e3-a7cf-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Гин - Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс
Рейтинг:
Название:
Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-7755-2924-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс"

Описание и краткое содержание "Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс" читать бесплатно онлайн.



Курс «Мир логики» ставит своей задачей обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать и т. д.

Пособие представляет собой подробные разработки занятий, включающие в себя рекомендации по проведению занятия в целом и каждого его этапа, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей на занятии и описание способов их преодоления.

Курс «Мир логики» можно изучать в 4 классе общеобразовательных учреждений в рамках раздела ФГОС НОО «Внеурочная деятельность в начальной школе». Может преподаваться как заключительная часть авторских курсов: «Мир загадок», «Мир фантазии», «Мир человека» и как самостоятельный курс.

2-е издание.






(Дополнительный вопрос: «В каких случаях нужно прибегать к способам различения объектов и для чего это нужно?»)

3. Работа в группах «Обучающий альбом» (7–8 мин)

– Нередко, чтобы лучше выделить признаки, сравнивают данный объект с другими.

Учитель рассказывает об обучающем альбоме, описанном психологом Т. В. Егоровой.

На всех чётных (левых) страницах альбома нарисован один и тот же рисунок, например вишня. На нечётных (правых) страницах есть тоже рисунки вишни, но отличающиеся от образца каким-то одним признаком. Например, на первой правой странице нарисована синяя вишня (признак отличия – «цвет»), на следующей правой странице – квадратная вишня (признак отличия – «форма»), затем гигантская или крошечная вишня (признак отличия – «размер»), каменная вишня (признак отличия – «вещество») и т. д.

По желанию учитель может сам изготовить и показать несколько страниц альбома.

Учитель подчёркивает, что этот альбом служит для обучения маленьких детей выделению признаков, поэтому рисунки отличаются только по одному признаку. В реальности объекты отличаются друг от друга множеством признаков. Для тренировки умения выделять признаки путём сравнения предлагается работа в группах. Учитель демонстрирует какой-либо предмет, а каждая группа получает по два предмета (или их названия), как можно больше отличающиеся от данного. Задание в группах: написать, по каким признакам исходный предмет отличается от пары предметов в группе. Например: исходный предмет – пластмассовый кубик. Предметы для сравнения: мыло, кусок стекла, лист бумаги, яблоко, гвоздь, машинка, носок и т. д. Признаки отличия: не пенится, не изменяется в объёме, не выскальзывает, непрозрачный, не бьётся, сохраняет форму, несъедобный, внутри полый, неострый, неподвижный, однородный, не самодельный и т. д.

При подведении итогов группы совместно выделяют признаки исходного предмета.

4. Проверка домашнего задания (5–6 мин)

Учитель зачитывает признаки, а классу нужно узнать, о каком предмете идёт речь. Можно обсудить самый длинный список признаков и проанализировать, как он был составлен: какие признаки были дополнительно в него включены в сравнении с другими домашними работами.

В конце – обобщение: какие способы выделения признаков детям известны (основные способы можно записать в тетрадь).

5. Упражнение «Чем отличаются?» (5 мин)

Учитель обращает внимание детей на то, что различия можно найти не только в непохожих предметах, но и в тех, которые на первый взгляд кажутся совершенно одинаковыми.

Упражнение можно проводить в парах или фронтально.

Примеры объектов для нахождения различий: две руки одного человека; два одинаковых учебника; два окна; две половины доски и др.

6. Домашнее задание (3 мин)

Нарисовать или подобрать (из книг, журналов) 2 рисунка с отличиями (типа «Найди 10 отличий», «Что изменилось?» и т. п.).

7. Игра-дискуссия «Чем отличается страус от человека?» (7 мин)

– Страус отличается от человека?

– …

– Посмотрим, действительно ли вы умеете находить различия. Итак, чем страус отличается от человека?

– …

Игра проходит по схеме:

а) дети предлагают признак отличия;

б) учитель даёт аргумент против этого признака.

Примерное содержание дискуссии:

а) Страус не разговаривает.

б) Значит, немой человек – это страус?

а) У человека нет перьев.

б) Значит, если у страуса сбрить перья, он станет человеком?

а) Страусы не строят себе дома.

б) Значит, пещерные люди были страусами? И разве гнездо птицы нельзя считать домом?

а) Страусы несут яйца.

б) Значит, страусы-самцы – это люди? И т. д.

Вывод: иногда только совокупность признаков может служить надёжным отличием.

Обычно эта игра проходит очень активно: дети практически впервые сталкиваются с тем, что их аргументы не работают и они вынуждены искать новые. Иногда бывает, что дети не могут сами сформулировать вывод и тогда просто провозглашают: «Страус – это страус, а человек – это человек!» В таком случае учителю рекомендуется ещё раз повторить условие: «Смогли ли вы найти отличие?»

8. Упражнение «Что изменилось?» (5 мин)

Учитель демонстрирует ситуацию, нужно найти отличия между исходной и создавшейся ситуацией.

Ответы детей строятся по схеме: «Было… – стало…».

Примеры ситуаций:

надувание воздушного шарика; наполнение стакана водой; горение спички.

При сравнении желательно обращать внимание детей на признаки не только явные (например: спичка была белой, стала чёрной), но и неявные (стала короче, стала тоньше, обуглившимся концом теперь можно писать…).

9. Подведение итогов занятия

Занятие 4

Сходство

1. Игра на внимание «Руки-ноги» (3 мин)

Правила игры: по одному хлопку учителя дети поднимают руки вверх (или опускают, если они были подняты); по двум хлопкам – встают (или садятся, если стояли). Темп и последовательность хлопков меняются.

В конце игры – обсуждение: чем отличаются руки от ног и что у них есть общего.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Проверка задания проходит в парах: ученики обмениваются своими рисунками, находят и показывают отличия друг другу. В конце проверки – обсуждение: что было общего у всех работ в классе.

3. Упражнение «Найди общее» (10 мин)

Учитель называет 3–4 пары слов, необходимо найти общие признаки данных понятий. Можно оговорить количество признаков, например, не менее семи.

Примеры пар слов:

кабачок – огурец; змея – крокодил; книга – тетрадь; шкаф – тумбочка; примеры: 7–2 и 9–4; сложение – умножение; существительные – прилагательные; дождь – снег; доброта – аккуратность; компьютер – телевизор; школа – детский сад.

Возможен вариант усложнения задания, когда учитель называет общие признаки понятий, а детям нужно догадаться, что это может быть. Например: птицы, живут в городе, на зиму не улетают (воробей и ворона); хвойные деревья, растут в европейской части страны (ель и сосна); домашние животные, питаются травой, дают молоко (коза и корова); чертёжные принадлежности, их приносят на уроки (линейка и треугольник).

4. Домашнее задание (3–4 мин)

– Ранняя весна и поздняя осень имеют много общего: травы нет, деревья голые, солнце низкое, ласточек нет, прохожие в куртках и пальто… Мы различаем эти два времени года, так как знаем, что после зимы начинается весна, а после лета – осень. Но представьте себе фантастическую ситуацию: к нам на Землю прилетели инопланетяне. Могли бы они по каким-нибудь признакам узнать, какое это время года? Причём время пребывания у них ограничено несколькими днями, спрашивать у людей или узнавать по календарю они не хотят… Домашнее задание: как инопланетянам определить, в какое время года они прилетели?

5. Работа в группах «Чем похожи?» (12 мин)

– Вся предыдущая работа была направлена на нахождение сходства у близких понятий. А может ли быть что-то общее у понятий, далёких по смыслу, принадлежащих к разным тематическим группам? Давайте попробуем найти сходство у таких далёких понятий, как, например, «книга» и «самолёт».

– …

Класс придумывает различные признаки сходства, напри мер: «Они имеют определённую форму, размер, вес, температуру и др.», «Они состоят из частей», «Их сделали люди», «Было время, когда этих объектов не существовало», «Их можно нарисовать», «Они обсуждаются на одном занятии» и т. д. Иногда дети составляют предложение, включающее два понятия (типа «Книгу можно читать в самолёте», «Бывают книги про самолёты» и др.). Такие ответы являются ошибочными, так как в них не указываются общие признаки, присущие обоим объектам. Затем предлагается аналогичная работа в группах: каждая группа получает свою пару слов, нужно записать их сходство. Задание можно дать в виде соревнования: какая группа сможет найти наибольшее количество общих признаков.

Примеры пар слов:

ключ – апельсин; яма – бабочка; лыжи – облако; кепка – море; человек – автобус; лёд – треугольник; змея – иностранный язык.

По окончании работы каждая группа зачитывает свои варианты сходства предложенных понятий, класс может дополнять.

– Вы смогли сами увидеть, что даже у далёких по смыслу понятий есть немало общего. Но, может быть, эти пары слов были специально подобраны, а на самом деле можно найти такие пары, у которых не будет вообще ничего общего?

Учитель предлагает назвать любые пары слов, а затем совместно с классом находит в них несколько общих признаков. В конце – вывод: не существует понятий, у которых не было бы чего-нибудь общего.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс"

Книги похожие на "Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Гин

Светлана Гин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Гин - Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс"

Отзывы читателей о книге "Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.