Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
Еще раз подтвердилась истина: к морю, даже и небольшому по размерам, как Азовское, нужно относиться уважительно.
Пожалуй, из-за легкомысленного отношения к морю произошел другой трагический случай последних лет.
В первой декаде сентября 1987 г. детский морской клуб «Эльтиген» из г. Керчи принял решение провести морской поход учеников (дети 12—14 лет), чтобы «оморячить» ребят. Начальник клуба А.Н. Шамрай находился в это время на учебе вне г. Керчи. Ответственность за поход взял на себя один из преподавателей, согласовав его с областными инстанциями в Симферополе. В поход отправили 14 новичков из разных районов Крыма и 7 человек, уже имевших опыт хождения на шлюпках. Они вышли на трех шестивесельных ялах из г. Керчи и благополучно добрались до Мамы Русской на Азовском море. Здесь в бухте решили заночевать. Трех ребят оставили караулить наполовину вытащенные из воды шлюпки, основной коллектив, в том числе и руководитель, заночевали в палатке на берегу. Охранявшие шлюпки мальчики заснули в одной из лодок. Поднявшийся южный ветер (низовка), которому предшествовал небольшой подъем воды, унес слабо пришвартованную лодку в море. Проснувшись утром и обнаружив пропажу судна, руководитель похода посадил 15 человек (под своим началом) в одну из шлюпок, на другую — четырех человек и бросился догонять угнанный ветром ял. Вскоре удалось догнать унесенную шлюпку. Шторм нарастал и разыгрался уже всерьез — до 4-5 баллов, тем более, что суда уже вышли из ветровой тени берега. При развороте против ветра перегруженная шлюпка перевернулась, и все 15 человек оказались в воде. Все они были одеты в спасательные жилеты, но, увы! — море своих жертв не выпустило. Только четверо ребят доплыли до второй шлюпки и спаслись. Погибло в общей сложности 12 человек, в том числе и руководитель похода.[32] Все суда в Керчи были мобилизованы на поиски детей, нашли только тела. Последующие долгие разбирательства людей не воскресили.
Подобные угоны ветром рыбацких шлюпок или плавсредств с отдыхающими в Азовском море — не редкость. Так, в эти же годы Б.В. Соколов на гидрографическом катере лично участвовал в поисках лодки с четырьмя отдыхающими (двое мужчин и двое детей), унесенными из Арабатского залива почти к северному берегу моря той же низовкой. Найти их удалось только на третий день. Часто уносятся матрасы с отдыхающими, особенно с пляжей северного берега Азовского моря — с Белосарайской, Бердянской кос. Это уже работа северного или северо-восточного ветров.
Впрочем, беды с мелкими судами известны в истории азовского судоходства давно. Еще во времена русско-турецкой войны 1735-1739 гг. российская лодочная флотилия под командованием Бредаля, которая обеспечивала проход российских войск генерала Ласси по Арабатской стрелке в Крым, в 1737 г. попала в сильный шторм! Погибло 170 лодок из 493.{272} К сожалению, плохо усваивается печальный опыт, призывающий к осторожности.
Еще одним трудным и опасным для судоходства районов Азовского моря является Керченский пролив. В восьмидесятых годах через пролив проходило до 10 тысяч судов, не считая рыболовных и каботажных. Аварийные ситуации возникают в проливе довольно часто. Бывают посадки судов на мель. Был случай в восьмидесятые годы, когда сочинская «Комета» столкнулась при повороте в Керченский порт на фарватере с буем, срубленным выходившим из Керченского порта сухогрузом. Буй — это пятитонная громадина длиной 9 м. Гидрография предупредила об опасности, но предупреждение проигнорировали. Передние крылья «Кометы» вырвало. Будучи перегруженной (200 пассажиров), «Комета» стала тонуть. Суда, стоявшие на рейде, пришвартовались к «Комете» и транспортировали ее к берегу. Судно присело от воды, но не затонуло. Страху было много, но все обошлось.
Керченский пролив работает в нормальном режиме, несмотря на все трудности.
Глава VIII.
КАЖДАЯ ВСТРЕЧА — ВОЗМОЖНАЯ КАТАСТРОФА
Пароход «Химик Зелинский» следовал в Одессу из Херсона. Неожиданно появились комары. Много комаров, тучи. Они проникли во все помещения, залепили все иллюминаторы и стекла. Видимость резко ухудшилась. С капитанского мостика поступила команда сбавить ход. Палуба, мостик — все было покрыто десятисантиметровым слоем комаров. Матросы зажгли на палубе дымовые шашки. Бесполезно. Комары остались на палубе. На вторые сутки похолодало. Активность комаров сразу же снизилась. Струи пожарных насосов позволили, наконец, избавиться от непрошенных пассажиров.
Это не единственный случай огромного скопления насекомых, нередко представляющих, в силу своей массовости, грозную опасность. Известны случаи, когда суда гибли, облепленные насекомыми. Так было, например, в 1913 г. с немецким грузовым пароходом «Адлер» в Персидском заливе, когда гигантская стая бабочек облепила судно. Рулевой потерял ориентировку, судно попало на скалы.{273}
В 1969 г. мне довелось столкнуться с подобным явлением. По дороге из Ейска в Домбай почти час навстречу экспедиционной машине летела огромная стая стрекоз. Они забивали радиатор, облепили стекло, покрывали дорогу» и она становилась скользкой. Приходилось останавливаться, очищать радиатор. Стрекозы уходили от суховея. Они неожиданно исчезли, и мы въехали в зону суховея, где на наших глазах листья придорожных деревьев чернели и сворачивались.
В мае 1991 г. на научно-исследовательское судно «Академик Вернадский», на котором работала наша экспедиция, близ Севастополя опустилась громадная стая ласточек, видимо возвращавшихся из южных стран и преодолевавших Черное море. Сотни их летали по коридорам, забивались в каюты. Чайки охотились на ласточек прямо на палубе, лакомился ими корабельный кот, а стая все прибывала и прибывала. Назавтра они также неожиданно исчезли, как появились. В описанных случаях обошлось, слава Богу, без ущерба для людей и катастроф.
Все ли мы знаем о биологических загадках Черного моря? Оказывается нет.
В 1993 г. во время полевых экспедиционных работ в Крыму я разговорился с директор Карадагского заповедника П.Г. Семеньковым. Петр Григорьевич — замечательный энтузиаст Крыма, прилагающий огромные усилия для сохранения природы и приумножения богатств прекрасного уголка Крыма — Карадага. Я многие годы проработал в Крыму, написал несколько книг по геологии Крыма и крымского шельфа. Но, видимо, интерес мой был несколько суженным, профессионально ограниченным. С большим интересом я выслушал рассказ Петра Григорьевича о «карадагском чудовище». Впрочем, лучше чем он сам, я об этом не расскажу. Поэтому приводим несколько сокращенный вариант его статьи.{274}
«7 декабря 1990 г. бригада рыбаков Карадагского филиала ИнБЮМ АН Украины в составе Цабанова А.А., Нуйкина И.М., Сыча М.М. и Герасимова Н.В. вышла в море для проверки сетей, поставленных для отлова черноморских скатов. Сеть представляет собой полотно шириной 2,5 м и длиной 200 м с размером ячеи 200 мм. Установлена была на глубине 50 м с координатами на расстоянии 3 миль по направлению юго-восток от бухты Лягушачья и 7 миль на юг от поселка Орджоникидзе. На место прибыли около 12 часов по полудню и начали переборку сети с южного конца. Через сто пятьдесят метров сеть оказалась оборванной, и рыбаки решили, что при постановке они бросили свою сеть поверх чьей-то другой, и хозяин нижней сети вынужден был обрезать верхнюю для того, чтобы проверить свою. Они зашли с другого конца сети и продолжили проверку. Когда подошли к оборванному краю, то. вытащили на поверхность дельфина — черноморскую афалину размером около 230 см, хвост которого был запутан в сетку. Подтянув дельфина к носу мотофелюги, рыбаки обнаружили, что живот дельфина выкушен одним укусом. Ширина укуса по дуге около 1 м. По краю дуги на коже дельфина были четко видны следы зубов. Размер следа от зуба около 40 мм. Расстояние между следами зубов около 15-20 мм. Всего по дуге было около 16 следов зубов. Живот у дельфина был выкушен с ребрами, так что четко просматривался позвоночник. В районе головы болтались остатки легких, с которых при подъеме стекала кровь. Следы зубов четко просматривались по обоим бокам, причем расположены были симметрично.
Рис. 55. След укуса дельфина неизвестным существом. (По данным П.Г. Семенькова. Геологический журнал, № 1, 1994 г.)Голова дельфина была сильно деформирована, равномерно сжата со всех сторон, как будто ее пытались протащить в узкое отверстие. Глаз не было видно, и деформированная часть имела белесый цвет, напоминающий цвет рыбы, вытащенный из желудка другой рыбы (рис.55).
Осмотр дельфина продолжался не более трех минут. Вид дельфина и текущая кровь вызвали сильнейшую панику среди рыбаков. Один из них обрезал сетку, дельфин упал в море, и рыбаки на полной скорости ушли из этого района домой.
Я увидел рыбаков сразу же по возвращении их с моря, подробно расспросил о случившемся и по их рассказу художник сделал зарисовку увиденного ими дельфина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.