Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
Более губительной по своим последствиям оказалась бора 17—24 декабря 1899 г. Водяная пыль, снег образовали на набережной Новороссийска слой льда высотой до 4 м. Были сорваны крыши многих домов, опрокинуты лавочки, столбы, перевернуты груженые железнодорожные вагоны. Бора расправилась с четырьмя парусными судами в порту, ветер разбил их, опрокинул, посадил на мель. Пароходы «Северная Звезда», «Кура» снесены к городскому берегу, пароход «Игорь» посажен на мель и весь покрылся льдом. Экипаж спасли с огромным трудом{34}.
В ночь на 7 января 1935 г. жестокая бора выбросила на берег у старой крепости Новороссийского порта датский пароход «Борнхольм», отстаивавшийся в Цемесской бухте. Несколько дней шторма и ветра превратили пароход водоизмещением 5500 т в гигантскую глыбу льда. Судно удалось спасти только с помощью спасателей ЭПРОНА[7]. В 1954 г. очень сильная бора свирепствовала на широком фронте от Анапы до Туапсе и особенно в Новороссийске с 1 по 6 февраля. Ее составляющие: сильный, даже ураганный ветер, снег, мороз до 15—17º, волнения в бухте. В Новороссийске возникли сугробы, местами до 3—4 м/c, одноэтажные дома были занесены вровень с крышами, линии энергопередач и связи разрушены, прекратилось движение автомобильного и железнодорожного транспорта. В порту погиб от обледенения рыболовецкий мотобот. Обмороженная команда успела спастись. Со швартовых сорвало теплоход «Николаев», и только героическими усилиями его команды и двух портовых буксиров удалось спасти судно от гибели{35}.
Иногда суда погибают от ударов боры из-за невыполнения капитанами предписаний портовой администрации и, в конечном итоге, из-за недооценки этого страшного явления природы.
В январе 1963 г. греческий пароход «Бендита» водоизмещением 10 тыс. т и ливанский «Айлос II» такого же водоизмещения стали игрушкой боры. Они были сорваны ураганным ветром с якорей и выброшены на отмель Суджукской косы. Капитаны этих судов получили предупреждения о боре, но понадеялись на большие размеры своих судов и не ушли в море{36}.
Осенью 1993 г. бора вновь напомнила о себе. 12 ноября телевидение сообщило о боре, в сферу действия которой попали Новороссийск, Туапсе, Анапа. Как всегда, наиболее сильный ветер проявился в Новороссийске. Бора сопровождалась усилением мороза до 10°. Отдельные порывы ветра достигали скорости 40—50 м/сек. Бора продолжалась несколько дней. На 19 ноября от боры пострадало 9 судов, стоявших в порту. Часть из них затонула (три старых судна типа «Комета», два рыбацких судна и теплоход «Профессор Щеголев»). Теплоход «Профессор Щеголев» выбросило на берег. На борту его находилось 23 человека, всех их удалось спасти. На рыбацких судах погибло 5 человек. В городе Новороссийске не было света, энергии, связи — все линии энергопередач и связи были нарушены. 190 домов остались без крыш. Убытки городского хозяйства оцениваются в 14 млрд. руб., не считая потерь в прилежащих селах и других портах{37}.
Приведенный перечень «безобразий» новороссийской боры далеко не полон. Это только самые заметные события, получившие отражение в литературе. Фактически бед, вызванных борой, было гораздо больше.
Л.З. Прох утверждает: «За полстолетия в Новороссийске отмечено 636 случаев боры; в среднем почти раз в год она имела катастрофический характер. Известны Случаи, когда буря не прекращалась больше недели{38}». Другие авторы говорят даже о большей длительности бор. Мне довелось в семидесятые годы пережить удар северо-восточного ветра у Новороссийска, и это очень запомнилось. На небольшом буровом судне АН Украины «Геохимик» летом мы вышли из Керчи в Пицунду, где нас ждали грузинские коллеги для проведения совместных буровых работ. При выходе из Керченского пролива начался небольшой ветер, который усиливался по мере приближения к Новороссийску. Заход туда был обязателен по требованию пограничной охраны. Мы с трудом вошли в порт. Ветер усилился, он срывал верхушки волн прямо в Цемесской бухте. Через полчаса мы вышли из Новороссийска, прижимаясь к берегу. Вскоре стало тише. С каждой милей погода успокаивалась. Мимо остова большого выброшенного на берег танкера к югу от Новороссийска мы прошли уже в спокойную погоду.
Что же такое бора?
Бора — это, по определению Н.А. Коростелева, характерная буря с сильным северо-восточным ветром, свергающимся с гор. Как правило, она свирепствует на Кавказском берегу Черного моря между Анапой и Туапсе, но особо сильна в зимнее время в Новороссийске, где ветер достигает ураганной силы, а температура снижается до -20º. Замерзает даже вся Цемесская бухте, как это было, например, в 1899 г. Бора — это не только черноморское явление. Бора бывает на Новой Земле, на Байкале, в Антарктиде. Она известна и на северо-восточном побережье Адриатического моря, где природные условия сходны. Но там бора не достигает подобной силы и не столь опасна для судоходства{39}. Вот как характеризует бору русский писатель А.И. Куприн:
Бора — это «яростный таинственный ветер, который рождается где-то в плешивых облезших горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшные волнения по всему Черному морю. Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, разрушает только что сложенные кирпичные стены, бросает на землю людей, идущих в одиночку… Ветер этот страшен своей неожиданностью: его невозможно предугадать — это самый капризный ветер на самом капризном море»{40} (рис. 5).
Рис. 5. Схема движения холодных воздушных потоков при возникновении боры в Новороссийске. (По Л.З. Проху: «Рассказы о ветрах». К.: — 1983. С. 117).Географические условия Новороссийска весьма своеобразны. Над Цемесской бухтой и болотистой долиной р. Цемес нависает крутой, но невысокий горный хребет Варада (400—650 м над уровнем моря). Под влиянием сильных северо-восточных ветров в условиях подъема давления на континенте при резком падении давления в сторону моря происходит настоящий воздухопад — резкое движение воздуха в сторону моря. Огромные массы холодного зимнего воздуха с хребта Варада устремляются в Цемесскую бухту. Разработана даже классификация бор в зависимости от мощных потоков холодного воздуха, их двуслойности, с движением холодных фронтов и т.д.{41}
Потоки холодного воздуха уничтожают растительность на хребте Варада, создают на нем суровый лунный ландшафт. Разные авторы указывают разные предельные скорости ветра. Л.З. Прох считает: при средней скорости боры 35 м/сек порывы ветра могут быть в два, а то и в три раза больше!{42} Все это сопровождается понижением температуры до -20° и больше. Понятны отсюда все те разрушения и несчастья, которые уже упомянуты.
К.Г. Паустовский устами своего героя Юнге рассказал о мечте поколений — избавиться от боры. Юнге вспоминает данные известного ученого Врангеля о том, что восточнее за хребтом Варада находится высокогорная котловина, где накапливается зимний холодный воздух. Он переползает через хребет Варада и сваливается в Новороссийскую бухту, где воздух теплый и разреженный. Холодный воздухопад (иными словами — бора) продолжается до тех пор, пока давление воздуха не выравнивается. Юнге предложил казалось бы простую вещь: прорыть два-три туннеля у подошвы хребта. Через туннели будет происходить незаметный и постоянный обмен воздуха с выравниванием давления{43}.
Идея эта обсуждается до сих пор. Другие идеи — это подогрев воздуха с наветренной стороны гор, установка могучих ветровых двигателей на Мархотском перевале{44}.
К сожалению, в нашу трудную эпоху борьбы с любыми преобразованиями природы и даже «аллергии» населения на эти преобразования никто не попытается научно обоснованно оценить предложенную идею. А вдруг можно будет избавить Новороссийск от «грозного бича» природы? Либо нужно идти по пути совершенствования службы прогнозов, предсказывать бору минимум за сутки, чтобы успеть выводить суда в море{45}, либо нужно строить сооружение, дающее бухте ветровую тень.
Выход в открытое море как будто бы чаще всего спасает суда от гибели. В 10—15 км от берега сила боры резко снижается. Впрочем, так бывает не всегда. Иногда бора угоняла рыбацкие фелюги за сотни километров к берегам Болгарии или Турции.
Воистину, бора — самый страшный ветер Черного моря. На счету боры наибольшее количество погибших судов и человеческих жизней.
Смерчи
Одно из опасных природных явлений, часто наблюдающихся на северо-востоке Черного моря и на юго-востоке Азовского моря — смерчи.
Как утверждает Л.З. Прох{46}, «…в большинстве случаев смерч — самое разрушительное явление природы». Они достаточно часты во многих районах земного шара, в частности, в России, Украине, Средней Азии. В США, например, от смерчей на суше (их там называют торнадо) ежегодно в среднем погибает 113 человек, а материальные потери составляют около 75 млн. долларов. По другим данным, потери еще более значительны{47}. С 1916 по 1960 гг. в США возникло 11503 смерча, с 1916 по 1950 гг. погибло 7961 человек, а убытки составили 500 млн. долларов. Статистики потерь в СССР и СНГ нам найти не удалось. Скорее всего, ее нет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.