Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Прогулки по допетровской Москве"
Описание и краткое содержание "Прогулки по допетровской Москве" читать бесплатно онлайн.
Говорят, что допетровская Москва была одним из самых красивых городов мира. Города этого уже нет… Изогнутые улочки, настоящие дворцы из мачтового леса, зерновые мельницы в центре города. Удивительный, ни на что не похожий облик боярских палат и домов горожан не оставлял равнодушным никого из гостей допетровской Москвы. Точных сведений о том городе совсем немного, но зато осталось бесчисленное количество загадок и тайн.
В новой книге Марин Бесединой мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, своими глазами увидим московскую старину и ощутим непередаваемый запах ушедшей эпохи.
Под церковью Воскресения Словущего находится еще один маленький домовый храм — во имя святой великомученицы Екатерины. Туда можно спуститься прямо из церкви Воскресения Словущего по узенькой каменной лестнице. Задолго до постройки Теремного дворца здесь уже был храм — крохотное деревянное здание. В 1627 г. иноземный зодчий Джон Талер выстроил на ее месте храм св. Екатерины, который впоследствии оказался как бы вмонтирован в объем Теремного дворца. Домовый храм св. Екатерины был соединен системой деревянных переходов с покоями цариц и царевен: он предназначался для посещений женской половины царской семьи. Совсем утратил храм свой изначальный вид в XIX в., оказавшись совершенно «замурованным» позднейшими постройками. Но в XX в. во время реставрации стоящей неподалеку от Теремного дворца церкви Ризоположения были обнаружены и расчищены от наслоений апсиды (выступы внешней стены, соответствующие размещенным внутри храма алтарям) храма св. Екатерины.
Нам с вами предстоит двигаться дальше, и поэтому будет уместно упомянуть, что с западной и южной сторон маленького храма св. Екатерины сохранилась обходная галерея, соединяющая его с Золотой Царицыной палатой и церковью Ризоположения.
Потешный дворец. Древняя Оружейная палата
Еще один памятник архитектуры гражданского назначения расположен в стороне от бывших великокняжеских палат. Это естественно — ведь изначально он не предназначался для проживания членов царствующего дома. Этот дом построил для себя в 1652 г. боярин И. Д. Милославский — тесть Алексея Михайловича Романова. После смерти боярина дворец отошел государевой казне, а в 1679 г. его переделали под придворный театр. Театральные представления в те времена назывались «потехами», и дворец получил название Потешного.
Принято считать, что Потешный дворец — это первый московский театр. На самом деле «потехи» были известны на Руси несколько раньше: так, в правление Алексея Михайловича подобные представления несколько раз давались в одном из помещений подклета Теремного дворца. Однако несомненно, что Потешный дворец — первое здание, специально оборудованное для театральных «действ». «Можно полагать с достоверностью, что театральные представления не были известны русским до второй половины XVII столетия. В 1659 г. российский посол Лихачев видел во Флоренции в первый раз театральное представление; ему более всего понравилась скорая перемена декораций и деревянные лошади, которые двигались, как живые. Вероятно, возвратясь в Россию, он подал мысль царю Алексею Михайловичу завести нечто похожее на театр в доме боярина Матвеева; потом, в 1676 году, под надзором того же боярина были представления в Кремлевском дворце, Преображенском селе и Потешном дворце», — рассказывает о зарождении русского театрального искусства М. Н. Загоскин, который в цитируемом здесь отрывке из книги «Москва и москвичи» упоминает различные места, где делались попытки организовать первые театральные представления до переоборудования Потешного дворца.
Эти представления напоминали западно-европейские средневековые мистерии: представляли собой инсценировки библейских сюжетов и длились по много часов. Иногда даже «потеха» оказывалась настолько продолжительной, что зрителям приходилось приходить в театр по 2–3 дня подряд, терпеливо досматривая бесконечный «сериал», действие которого разворачивалось в реальном времени. Такие представления посещали царь и его приближенные, а также приглашенные иностранные послы. «Показали первую комедию — „Артаксерксово действо“. Десять часов отсидел Алексей Михайлович, глядя на сцену, ну да ему не привыкать было — на приемах сидеть не меньше приходилось, а на пирах и говорить нечего… На самом хорошем месте сидел, конечно, государь-царь. Бояр в хоромину набилось видимо-невидимо, почитай, вся Бархатная книга собралась. Женщин не было — не положено. Только на галерее, за деревянной решеткой, сидели царица Наталья Кирилловна и ее мамки-няньки» — так воспроизводит атмосферу этих представлений М. Успенский («Устав соколиной охоты»).
Наиболее резким отличием русского театра от западно-европейского было отсутствие «фарсов» — вкрапленных в действие комических эпизодов с бытовыми сюжетами, не связанными с общей темой представления. Дело в том, что популярное с древности на Руси искусство скоморохов — бродячих артистов, которые в основном и ставили комические представления, — в XVI–XVII вв. было объявлено вне закона. Церковь объявила участие в подобных выступлениях и их просмотр греховным, а светские власти приравнивали занятие скоморошеством к «воровству» (этим словом в ту эпоху обозначали всякое уголовное преступление вообще). Причину такой смены отношения к безобидной забаве — моральную и социальную — приводит в уже упоминавшейся повести М. Успенский: «Когда-то, во время оно, повелел государь всю скоморошину на Русской земле разогнать. Гудки, жалейки, сопелки, домры, бубны, хари и машкары мерзостные были преданы огню, а скоморохов поставили в батоги… Потому что за каждой ватагой человека не пошлешь проверять, что они там представляют. А они известно что представляют — как холоп боярскую жену огулял, как пьяный поп обедню служит».
Это не означает, что сюжеты «действ» были только нравоучительными. Рассказывая о русском театре XVII в., М. Н. Загоскин упоминает и постановки юмористического характера: «…большая часть наших русских духовных представлений, или мистерий, написана прозою, а некоторые — весьма плохими… стихами с рифмами; в том числе комедии: „Притча о блудном сыне“, в которой секут этого расточителя нещадно плетьми…» («Москва и москвичи»).
Стоит обратить внимание на такую подробность. Перечисленных М. Успенским народных музыкальных инструментов, действительно использовавшихся во время представлений скоморохов, — гудков (струнный смычковый инструмент, напоминающий двухструнную скрипку), домр (струнный щипковый инструмент), жалеек и сопелок (духовые инструменты), в оркестре Потешного дворца не было. Театральные представления сопровождались музыкой, исполнявшейся на специально для этого приобретенных западно-европейских инструментах. «…В этом доме давались первые зрелища в Москве и, вероятно, во всей России; бывали иногда маскерады, в которых немцы играли на органах и фиалах, и происходили разные другие потехи» — в этом отрывке из «Москвы и москвича!» М. Н. Загоскин упоминает типичные для западно-европейской развлекательной музыки той эпохи струнные инструменты: органиструм (полумеханический струнный инструмент) и виолу (предшественницу скрипки).
А теперь познакомимся с самим зданием. Боярин Милославский возвел свое роскошное жилище на месте сгоревших во время пожара 1626 г. небольших дворов, принадлежавших менее знатным боярским родам, — у самой стены кремлевской цитадели, между Комендантской и Троицкой башнями. В 1671 г. к Потешному дворцу со стороны внутренней территории Кремля были сделаны деревянные пристройки — небольшие здания, в которых жили дочери Алексея Михайловича, царевны Софья, Екатерина, Феодосия и Наталья — любимая сестра Петра I. «Царевна Софья вернулась от обедни… Села на отцовский стул, вывезенный из-за моря… Стулец этот недавно по ее приказу принесли из Грановитой палаты. Вдова, царица Наталья, узнав, кричала: „Царевна-де и трон скоро велит в светлицу к себе приволочь“…
„Мартовское солнце жарко било разноцветными лучами сквозь частые стекла двух окошечек. В светлице — чистенько, простенько, пахнет сухими травами. Белые стены — как в келье. Изразцовая с лежанками печь жарко натоплена. Вся утварь, лавки, стол покрыты холстами. Медленно вертится расписанный розами цифирный круг на стоячих часах. Задернут пеленою книжный шкафчик — великий пост — не до книг, не до забав.
Софья поставила ноги в суконных башмаках на скамеечку…“ — следом за А. Н. Толстым входим мы в светлицу старшей дочери Алексея Романова, будущей соправительницы юных царей Петра и Ивана (роман „Петр I“).
В том же 1671 г. Потешный дворец соединили крытыми („теплыми“) переходами с находившимся напротив входившим в дворцовый комплекс зданием, в котором тогда находилась Оружейная палата. Сегодня нам привычно здание Оружейной палаты, выстроенное в 1851 г. Здесь нужно сделать небольшое отступление. Здание Оружейной палаты, которое многие из вас наверняка посещали с экскурсиями, находится на Боровицкой улице Кремля, на месте Троицкого подворья и части той территории, на которой некогда помещались государевы Житный и Конюшенный дворы. Однако Оружейная палата, как учреждение, сформировалась гораздо раньше — еще в XIV в., а наиболее древние „экспонаты“ начали поступать в XII в. Изначально она была не музеем, а хранилищем драгоценностей, принадлежащих великокняжеской семье, — украшений, посуды, драгоценного оружия, регалий, воинских доспехов, даже икон. Эти предметы по мере необходимости извлекались из хранилища для различных торжественных церемоний — венчаний на царство, царских свадеб, торжественных процессий, парадных пиров, встреч иностранных послов, — а по их окончании водворялись обратно. Интересная подробность: в казне хранились одеяния и оружие не только для царя и членов его семьи, но и для придворных, которые получали их на время торжественных церемоний для создания атмосферы роскоши.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Прогулки по допетровской Москве"
Книги похожие на "Прогулки по допетровской Москве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве"
Отзывы читателей о книге "Прогулки по допетровской Москве", комментарии и мнения людей о произведении.