» » » Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве


Авторские права

Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Астрель: Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве
Рейтинг:
Название:
Прогулки по допетровской Москве
Издательство:
Астрель: Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23963-2 Астрель, ISBN 978-5-7390-2366-7 Агентство КРПА Олимп
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прогулки по допетровской Москве"

Описание и краткое содержание "Прогулки по допетровской Москве" читать бесплатно онлайн.



Говорят, что допетровская Москва была одним из самых красивых городов мира. Города этого уже нет… Изогнутые улочки, настоящие дворцы из мачтового леса, зерновые мельницы в центре города. Удивительный, ни на что не похожий облик боярских палат и домов горожан не оставлял равнодушным никого из гостей допетровской Москвы. Точных сведений о том городе совсем немного, но зато осталось бесчисленное количество загадок и тайн.

В новой книге Марин Бесединой мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, своими глазами увидим московскую старину и ощутим непередаваемый запах ушедшей эпохи.






Ознакомившись с историей Успенского собора и его внешним видом, войдем внутрь. Мы видим грандиозный пятиярусный иконостас, высота которого равна примерно 16 м. В первые мгновения он кажется вычеканенным из чистейшего золота, но на самом деле перед нами — позолоченное серебро, накладками из которого иконостас был дополнен уже в XIX в. Именно в иконостасе Успенского собора находился тот самый образ Богоматери, который Андрей Боголюбский увез с собой, отбывая на княжение во Владимир. Именно после этого икона, написанная в XI в. византийскими мастерами и первоначально находившаяся в Киеве, получила название «Владимирской». В 1395 г. сын Дмитрия Донского, князь Василий, вернул чудотворный образ в Москву, и он был гордостью Успенского собора, пока не переместился в собрание Третьяковской галереи (естественно, это произошло уже при советской власти).

Зато остались на своих местах знаменитые иконы св. Горгия и св. Троицы. История образа святого Георгия, находящегося в Успенском соборе, достаточно драматична. В XIX а это изумительное произведение новгородских мастеров XII в. было сплошь зарисовано совершенно скрывшим древнюю живопись новым изображением, выполненным масляной краской. Здесь необходимо сделать пояснение: масляная краска, которой закрашивались творения древних живописцев, уже упоминалась. Дело в том, что в прошлом обновление храмовых росписей и икон производилось не с целью реставрации, а для «поновления» святынь. Закрашивая глухим слоем масляной краски древние шедевры, художники XIX в. руководствовались не эстетическими соображениями, а исключительно благочестивыми устремлениями. Художественная ценность святынь при этом в расчет не принималась, ведь они воспринимались не как произведения искусства, а как религиозные атрибуты. Подобная участь не была приметой времени К счастью, искусствоведы XX в. исправили эту ошибку и спасли немало шедевров древности.

Так, в 1935 г. реставраторы удалили с образа св. Георгия слой масляной краски.

В иконостас Успенского собора была включена и икона «Троица». Она датирована примерно XIII–XIV вв. и принадлежит кисти неизвестного художника дорублевского периода. «Троица» тоже была закрашена маслом, и реставраторы провели ее расчистку, открыв фрагмент первоначального изображения: голову ангела, окруженную белым нимбом, за которым виден золотой фон.

В Похвальном приделе Успенского собора сохранились росписи работы Дионисия (XVI в.).

А у южного входа в собор можно увидеть уникальное сооружение, неизменно вызывающее восхищение у туристов — как искусно выполненной резьбой по дереву, так и своим назначением и историческим прошлым. Это так называемое Царское место — пирамидальный шатер на узорчатых столбиках, под которым во время церковных служб восседал на троне Иван Грозный. Резьба Царского места изображает эпизоды предания о получении Владимиром Мономахом византийских царских регалий и несколько стилизованные иллюстрации к истории похода воинов Мономаха во Фракию (древнее государство на берегах Дуная). Царское место Ивана Грозного было создано в 1551 г.

Другое Царское место, расположенное у северной колонны, первоначально предназначалось для цариц и находилось в церкви Рождества. У южной колонны находится Патриаршее место.

А в юго-западном углу собора стоит ажурный шатер, отлитый из бронзы в 1625 г. Он был сделан мастером-литейщиком Димитрием Сверчковым (интересно, что в документах того времени Сверчков именуется «котельным мастером»). Под этим шатром стоит рака (саркофаг) с прахом патриарха Гермогена, зверски убитого польскими интервентами в 1612 г.

Вы помните, что Успенский собор был усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Их раки стоят вдоль стен собора, а в алтарной части придела св. апостолов Петра и Павла помещается прах первого предстоятеля Успенского собора — митрополита Петра. Над этой гробницей в XIX в. был устроен ажурный металлический навес, так называемая «сень».

Прекрасны украшающие собор металлическое литье и резьба по дереву и кости, чеканка по золоту и серебру, роскошны оклады икон. Великолепны двери южного входа, покрытые медными листами. На меди, по черному лаку, золотом изображены библейские сюжеты.

Церковь Ризоположения

С западной стороны к Успенскому собору примыкает церковь Ризоположения (храм во имя Положения Ризы Богородицы) — праздничная и нарядная, по сравнению с громадой собора она кажется удивительно хрупкой.

Вот какова история ее возникновения. В 1451 г. по повелению митрополита Ионы на этом месте по случаю избавления Москвы от нашествия татар, предводительствуемых царевичем Мазовшей, уже разоривших окрестные земли, была возведена церковь. Город приготовился к длительной осаде, но Мазовша накануне штурма перессорился со своими военачальниками и неожиданно отступил. Столь радостное избавление произошло в ночь на праздник Положения риз, и поэтому храм, возведенный в Кремле, посвятили этому празднику. В 1473 г. эта церковь сгорела вместе с находившимся поблизости двором митрополита. В 1486 г. на пепелище возвели новый храм того же имени. В литературе XIX в. церковь Ризоположения иногда называется «Печерской»: дело в том, что в тот период к ней была пристроена небольшая кирпичная часовня во имя Божией Матери Печерской (разобранная в 1950 г.).

Как выглядит церковь Ризоположения? Кирпичная, беленая, на высоком цоколе-подклете, внутри которого в старину размещались кладовые. С северной и западной стороны церковь по замыслу строителей была окружена открытыми гульбищами (террасами). После XVII в. они были переоборудованы в крытые паперти. Вообще, на протяжении веков церковь Ризоположения неоднократно подвергалась переделкам. Например, первоначально ее стены завершались закомарами, а затем это традиционное завершение стен заменили четырехскатным, шлемовидная глава в XVIII в. сменилась новой, причудливой, напоминающей по форме вазу, а арочные окна, имевшие форму щелей, впоследствии были растесаны в прямоугольные проемы. Сейчас мы видим верх стен и главу церкви Ризоположения в их первозданном виде: древний облик был возвращен им во время реставрации 1950 г., а окна обрели прежнюю форму еще раньше, в 1922 г.

До постройки собора Двенадцати Апостолов церковь Ризоположения, примыкавшая тогда к комплексу патриаршего двора, была домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Через ее сени высшие иерархи, направляясь на богослужения, проходили к Успенскому собору. После возведения собора Двенадцати Апостолов церковь Ризоположения была причислена к разряду «верхних» (предназначенных для посещения высшей аристократии), или, как еще говорили, «сенных» храмов государева двора.

В архитектуре церкви Ризоположения соединились традиции московской и псковской архитектуры. Обращает на себя внимание орнаментальный пояс из терракотовых плиток. К южному входу в церковь Ризоположения можно подняться по высокой каменной лестнице, построенной значительно позже самой церкви. Интересны порталы северного и западного входов, имеющие тот же самый вид, который они приобрели в XVII в. Но это не значит, что они избежали переделок: первоначальный вид вернулся к этим порталам после реставрации 1932 г.

Таким образом, благодаря усилиям реставраторов мы можем сегодня видеть древний облик храма.

Если говорить об интерьере церкви Ризоположения, то в первую очередь следует отметить многокрасочную роспись стен, колонн и сводов, выполненную в 1644 г. царскими изографами (придворными живописцами) Сидором Осиповым и Иваном Борисовым, близкие по стилю к росписям Успенского собора. Обращает на себя внимание иконостас, выполненный в 1627 г. мастером Николаем Истоминым «с братиею». Интересно и паникадило церкви: серебряное, позолоченное (работы мастера Сверчкова, 1624 г.). Интересны и прекрасные образцы старинной малой пластики — четыре деревянных подсвечника, расписанных по восковой основе приблизительно в 1643–1645 гг.

Грановитая палата и Святые сени

Если обходить Соборную площадь Кремля по кругу, то следующим зданием за Успенским собором будет Грановитая палата. Это массивное здание, одной стороной примыкающее к Большому Кремлевскому дворцу, построенному в 1839–1849 гг. на месте древних царских хором. От них осталась только незначительная часть, и часть эта — Грановитая палата. В те времена, когда она входила в архитектурный комплекс дворца, ее иногда называли в документах Большой.

Мы с вами как следует познакомились с оборонительными сооружениями Кремля и начали знакомство с его храмами. А сейчас перед нами — образец гражданской архитектуры. Грановитая палата была пристроена в 1487–1491 гг. к великокняжескому дворцу как зал для торжественных церемоний. Ее спроектировали Марко Руффо и Пьетро-Антонио Соларио. По замыслу архитекторов, строение увенчивала высокая четырехскатная крыша, зрительно увеличивавшая его высоту, а стены были облицованы гладко отшлифованными белокаменными плитами, чтобы достичь композиционного единства с белокаменными стенами Успенского собора. Окна были выполнены в виде сдвоенных арок В то время облик здания гораздо больше напоминал итальянский стиль эпохи Возрождения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прогулки по допетровской Москве"

Книги похожие на "Прогулки по допетровской Москве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Беседина

Мария Беседина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Беседина - Прогулки по допетровской Москве"

Отзывы читателей о книге "Прогулки по допетровской Москве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.