Галина Корсакене - Живые дела

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Живые дела"
Описание и краткое содержание "Живые дела" читать бесплатно онлайн.
В сборник из серии «У пионерского костра» вошли рассказы Г. Корсакене, Остапа Вишни, И. Василенко, А. Алексина, С. Жемайтиса и стихи М. Сеид-Заде.
— Про вычитаемое?
— Да.
— Ну?
— Ну, я… опять не ответил.
— Да почему же? — развела Маша руками.
— Я думал, что она забыла…
Миша встал и заходил по комнате.
— Вот он — сознательный товарищ! «Я думал, что она забыла»! А если забыла, так и учить не надо? Значит, если учитель забудет спросить меня о слоне, например, так я могу до седых волос не знать, что это за птица такая?
— Птица?! — изумился Ваня. — Разве слон — птица?!
— Ну, так говорится… Дальше!
Дальше выяснилось, что Петя еще и примеры, заданные на дом, не решил.
— Да почему же? — опять спросила Маша.
Петя засопел и не ответил.
— Вопрос усложняется, — многозначительно сказал Миша. — Надо проанализировать положение. Прежде всего выясним, нет ли тут случая перегрузки общественными поручениями. Ты кто в отряде?
— Член совета отряда.
— Это мы знаем. А еще? Есть другие поручения?
— Нет.
— Отпадает. Анализируем дальше: с кем дружишь?
— С Валей Козлюком. Ты же знаешь.
— Мальчишка превосходный! Отпадает. Так в чем же дело? Ужасно запутанное положение! А может, ты много читаешь? Это тоже бывает.
— Да, он читает много, — подтвердила Маша. — Что это у тебя за книжка была, такая толстая? Где она?
Петя еще ниже опустил голову и что-то неясно прошептал.
— Что? — в один голос спросили Миша и Маша. — Говори громче.
Петя вздохнул и поднял голову:
— Надежда Ивановна отобрала.
— Так вот оно в чем дело! — с торжеством воскликнул Миша. — Товарищ, оказывается, даже на уроках читает! Здорово!
— Увлекся, — снисходительно сказала Маша. — Это правда бывает. Вот у нас одна девочка, тоже очень хорошая ученица, — так много читала, так много, что всю географию запустила! Теперь догоняет. Петя тоже догонит. Тут, главное, у мамы сердце…
— Почему это — главное? — пожал Миша плечом. — Вот у тебя всегда с логикой так. Ну, ты подумай: если это главное, то при хорошем у мамы сердце можно и на двойках учиться? Совсем не в этом дело! Тут — честь, понимаешь? У старшего брата по всем основным предметам пятерки…
— Положим, по русскому у тебя четыре, — напомнила Маша.
— Правильно, четыре, но в следующей четверти будет пять — это я обещаю твердо. Дальше: сестра — круглая отличница, младший брат — отличник. А, главное, отец — известный новатор! Каково ему будет узнать, а?
— Так, — язвительно сказала Маша. — Только у тебя логика. Если главное — отец известный новатор, то дети неизвестных могут и на двойках учиться?
— Я этого не говорю… Впрочем, с тобой запутаешься. Главное в том, чтобы хорошо учиться, — вот в чем главное! Какой из Петьки выйдет, скажем, конструктор, если он не знает, чему равняется вычитаемое? Кстати, Петя, как же ты этого не знаешь? Ведь это просто. Допустим, на столе у нас четыре яблока. Одно Ваня съел. Сколько осталось? Три. Значит, четыре — это уменьшаемое, единица — вычитаемое, три — разность. Чему же равняется вычитаемое? Если яблоко, которое съел Ваня, прибавить к разности…
— Прибавить? — опять удивился Ваня. — Как же его прибавить, если я его съел?
— Это — теоретически. Не перебивай. Ага! Не прибавить, а отнять. Если от четырех отнять три, то и получится один. Итак, вычитаемое равняется уменьшаемому минус разность — ясно? Ну, да тебе потом Маша объяснит: она будущий учитель. А теперь скажи: как же ты завтра будешь шагать на демонстрации? Как, а?
Петя поморгал и нерешительно сказал:
— Как все: правой, левой, правой, левой…
— Во-первых, не правой, левой, а левой, правой. Всегда надо начинать с левой, иначе ты всю колонну с ноги собьешь. А во-вторых, я тебя не о ногах спрашиваю, а о совести. С какой совестью ты прошагаешь мимо трибуны? Ведь на трибуне, может, и твой отец будет стоять. Ну, поставь себя на его место, представь, что ты отец, что у тебя четверо детей… Представляешь?
— Нет, — огорченно сказал Петя.
— Гм… положим, тебе это, действительно, трудно представить… Ну, как же на тебя воздействовать? А тут еще я роль не доучил… И чего мне дали этого Аркашку! Я б Несчастливцева куда лучше сыграл! — Миша приложил ладонь к груди и басом сказал: — «Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты — как подьячий! В дорогу, Аркашка! Руку, товарищ!» — И оглядел всех по очереди: — Здорово, правда?
— Правда! — живо отозвался Петя, довольный тем, что от него, кажется, начинают «отвязываться».
Но Маша и не думала менять тему.
— Хорошо, — сказала она, — я с ним позанимаюсь. Надо проверить все с самого начала. Может, у него есть и другие слабые места — правда, Миша?
— Конечно, — с готовностью согласился Миша. — Проверь, Маша, обязательно проверь! Я тоже помогу… И почему ты сам не сказал нам, Петя? Получил двойку — ну и сказал бы… Мужества не хватило, да?
Петя покраснел, наклонил голову и еле выдавил из себя:
— Я боялся вам… праздник испортить…
Все растроганы и сидят молча.
— Может, и я так сделала б, — после раздумья говорит Маша. — Разве легко?
— Ну, это у вас там, в женской школе, такие чувствительные, а мужчина должен быть…
— Эгоистом? — прищурила глаза Маша.
— Не эгоистом, а мужчиной, да!
Некоторое время Маша спорит, но в конце концов соглашается, что хотя и нелегко огорчить близких, а сказать надо, по крайней мере сестре.
— Да, — говорит Миша, — праздник ты нам того… Ну, ничего! Мы тебя вытянем. На круглых пятерках будешь учиться! А вот с мамой… Действительно, как же быть с мамой? Не хочется праздник ей портить. Да и сердце…
— Ага, вот видишь! — восклицает Маша и решает: — Будем сами переживать, а ей — ни слова, пока праздники не пройдут.
— Ладно, — сказал Миша. — А после праздников? Девятого по всем классам родительское собрание и выдача табелей. Она пойдет в Петин класс — и расстроится.
— А пусть она пойдет в Ванин класс или в мой.
— Можно и так, — согласился Миша. — А в Петином классе родителей представлять могу и я.
Но тут Петя обнаруживает неожиданное сопротивление.
— Не хочу! — говорит он упрямо. — Пусть мама идет в мой класс! Чего я буду прятаться! А девятого я сам ей все расскажу. Ну и что ж, что сердце! Мы с папой ее с утра подготовим.
— Ну, и так хорошо, — одобрил Миша. — Главное, на праздниках не проговориться — слышишь, Ваня?
— Я?! — глянул на брата Ваня и покраснел. — Что я, маленький!
— Ну и хорошо, ну и хорошо! — вместе говорят Миша и Маша. — А теперь чистить ботинки: до вечера уже немного осталось.
Спустя немного времени из передней доносится скрип поворачиваемого в замочной скважине ключа. Все делают друг другу предостерегающие знаки и гурьбой идут в переднюю встречать маму.
Иван Дмитриевич Василенко
Подкова
В топот сотен ног, в ребячий гомон ворвался веселый, бойкий звон, и спустя немного в школе наступила тишина. В одних классах продолжались уроки, в других, уже опустевших, хозяйничали с мокрыми тряпками в руках уборщицы, а в седьмом классе начался обор второго звена. Мальчики и девочки уселись тесной группой. Остальные парты пусты: стоят и будто прислушиваются, о чем там, в левом углу, толкуют ребята, когда все их товарищи по классу уже пошли домой обедать. За столом сидит Наталья Ивановна, классный руководитель. Она проверяет тетради, и их голубоватая стопа с левой стороны делается все ниже, а с правой постепенно растет. Кажется, будто Наталья Ивановна целиком ушла в проверку. В действительности, она слышит каждое слово и в любую минуту, когда это понадобится, готова вступить в разговор. Но пока в этом нет нужды: сбор очень умело ведет вожатый Ваня Кудрин, черноволосый худощавый мальчик лет четырнадцати. Он еще носит пионерский галстук, но на груди у него уже значок не с пылающим костром, а с красным знаменем и буквами ВЛКСМ: две недели назад Ваню приняли в комсомол.
— Сегодня мы поговорим о подкове, — сказал он, и его чуть раскосые глаза на мгновенье лукаво прищурились, — Толя, начинай.
Круглое лицо Толи Люлина сделалось сразу розовым. Чтобы скрыть смущение, он сдвинул брови и сердито посмотрел в сторону.
— О подкове? — недоуменно спросила беленькая Оля Кучеренко. — О какой подкове?
— О лошадиной, — веско сказал Николай Хорошаев, самый большой по росту ученик в классе. — Ты ничего не знаешь. Сиди и слушай.
Толя перевел сердитый взгляд на вожатого:
— Можно и без… подковыривания.
— Да что ты, Толя! — добродушно воскликнул Ваня Кудрин. — Подкова — это… вроде символа. Ты не обижайся. Расскажи, с чего началось.
— Ну, если интересно… — Смущение так же быстро сошло с лица Толи, как и появилось. — Все рассказывать?
— Все.
Толя улыбнулся, весело посмотрел на ребят и начал:
— Мы с Ваней Кудриным по физике вместе готовим уроки. Мне трудно одному. Все другие предметы — ничего, а физика почему-то не дается. Вот он пришел ко мне, разобрали мы законы отражения света, высчитали угол между падающими и отраженными лучами и сели играть в шахматы. Сначала разыграли ферзевый гамбит, потом сицилианскую. Вдруг Ваня спрашивает: «А зачем ты повесил на дверь подкову?» — «Какую, говорю, подкову? Я никакой подковы не вешал». — «А что ж, — говорит Ваня, — сама она на дверь повесилась?» — «Да на какую дверь?» — «А в передней». И тут я вспомнил, что у нас на дверях действительно висит подкова, давным-давно… Так примелькалась, что мы ее уже перестали замечать. «А, говорю, верно: висит. Это ее еще старые квартиранты повесили». — «А зачем?» — спрашивает Ваня. «Кто их знает! Бабушка объясняла, что в старину такое поверье было: если старую подкову повесить на дверь или к порогу прибить, то в дом счастье войдет…»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Живые дела"
Книги похожие на "Живые дела" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Корсакене - Живые дела"
Отзывы читателей о книге "Живые дела", комментарии и мнения людей о произведении.