Аделина Рюкуа - Средневековая Испания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Средневековая Испания"
Описание и краткое содержание "Средневековая Испания" читать бесплатно онлайн.
Иберийский полуостров — уникальный регион, на территории которого в течение многих веков жили вместе христиане, евреи и мусульмане. Это совместное существование дало начало единственной в своем роде цивилизационной модели. Она стала результатом такого непосредственного восприятия и такой глубокой переработки каждым народом полуострова различных, порой взаимоисключающих влияний, что можно говорить о единой культуре, характерной для Средневековой Испании.
Паломничеству очень благоприятствовали христианские правители с севера полуострова. В конце XI века новые здания были сооружены на месте старых церквей, чтобы принимать толпы паломников, направлявшихся в Галисию. Расположенная на одной «оси» с Иерусалимом и Римом, Компостела начала соперничать с ними. Вдоль пути, по которому шли паломники (вскоре он стал известен как «французская дорога») алтари пытались привлечь приношения, а многочисленные приюты предлагали ночлег и защиту. Имущество и жизнь паломников были охраняемы законом, они считались под королевской защитой.
Паломничество не уменьшалось и впоследствии, и рассказы о путешествиях и различные «руководства» для паломников, появившиеся в конце XIV века, приумножились в XV веке, а братство Святого Иакова стало объединять всех тех, кто совершил паломничество до самого края мира, в Финистер, к finis terrae (от лат. — предел земли).
На полуострове некоторые алтари привлекали как христиан, так и мусульман. Церковь Святого Винцента, известная воронами, вившими в ней гнезда, обязана была давать пищу всем посетителям, будь то христиане или мусульмане. Церкви, имевшие реликвии и места захоронения святых людей, находившиеся в христианской или мусульманской Испании, также были объектами паломничества.
КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА
Каждая религия имела свои особые культовые места: церкви у христиан, синагоги у евреев, мечети у мусульман. Эти места считались священными, то есть защищенными обществом, какова бы ни была господствующая религия. В принципе «доминируемые» общины не имели права возводить новые культовые сооружения. В действительности, при различных политиках и в различные эпохи «доминируемые» религии могли получать новые культовые места. Об этом свидетельствует, например, синагога, построенная в 1315 году в Кордове, а также синагога Трансито в Толедо, основанная в 1357 году казначеем короля Самуилом ха-Леви.
♦ Священные места
Правитель был одновременно защитником веры и покровителем своей религии, а здания, которые служили для осуществления культовых мероприятий, были общественными местами, где народ собирался на время всех общественных акций; мечети, если верить Ибн Абдуну из Севильи, служили для дискуссий относительно налогов и для прочих «дел общественного характера»; в Испании конца Средневековья собрания кортесов и муниципальных судей также происходили в основном в церквях. Но, будучи общественными местами, религиозные здания все равно всегда считались священными местами.
Занавесы в церквях в IX и X векахЭто двойное качество общественных мест делало их символами власти. Поэтому одним из первых действий победителя всегда был захват главной церкви или большой мечети, чтобы установить этим символ устанавливающейся новой власти. В зависимости от колебаний конъюнктуры церкви становились мечетями, мечети — церквями или синагогами, синагоги — церквями: но за ними всегда оставался их священный характер, не зависевший от религии, которая использовала здание для своих обрядов.
♦ Церковь
С VII по XI век испанские церкви отличались видом, наследованным от древних базилик, но их внутреннее пространство было фрагментировано и разделено на части при помощи колонн и внутренних стен. Вестготская литургия по образцу восточных христианских литургий отделяла священников от народа: между нефом и хором находился пресбитерий[52] (presbyterium), а драпировки играли роль иконостаса. Церкви были покрыты росписью с геометрическими и символическими изображениями, а в капителях располагались фигуры. Колокола, которые призывали верующих к молитве и отбивали часы литургии, были запрещены в аль-Андалусе мусульманскими правителями.
Распространение романской литургии в восточной части христианской Испании сначала, а затем в целом в 80-х годах XI века, ознаменовало собой появление более открытых церквей, в форме латинского креста или в виде базилики, покрытых твердой или деревянной сводчатой крышей, в них было много алтарей. Внутри церкви были покрыты росписью, а многочисленные церкви Кастилии были снабжены крытой галереей вдоль внешних стен, которая служила для общих сборов. Ориентированные на восток, то есть к Иерусалиму, церкви имели баптистерии[53], которые, будучи изначально отдельными помещениями, постепенно вошли в их состав.
Начиная с XIV века, городская площадь, занимаемая церквями, значительно увеличилась. Сооруженные вокруг нефов больших церквей, частные часовни стали играть фундаментальную роль в области общественного престижа и утверждения местной власти. Многочисленные синоды конца Средневековья отмечали, что в церквях не стеснялись есть, петь и даже танцевать.
Вокруг церкви или монастыря находилось кладбище. До XIV века, если не считать королевских пантеонов (в Леоне, Толедо и Гранаде в Кастилии, в Поблете в Арагонском королевстве и в Алькобаса в Португалии), имевших надгробные памятники, об умерших известных людях напоминала лишь простая надгробная доска. Рядом с церквями находились школы, собиравшие будущих священнослужителей и местных городских или сельских детей.
♦ Мечеть
Мечети аль-Андалуса копировали ту, что была построена в Кордове в VIII веке. Квадратный в плане, слегка прямоугольный, большой молельный зал, крыша которого поддерживалась рядами колонн, создававших многочисленные нефы, а пол был покрыт циновками, располагался сразу за двором, в котором находился фонтан для омовений. Ниши для молитв (mihrab) были ориентированы в сторону Мекки. Интерьер здания был обычно украшен растительным или геометрическим декором из мрамора, мозаики или гипса.
В Кордове в 951 году первый халиф Абд аль-Рахман III приказал построить минарет, то есть высокую башню, и они быстро стали распространяться в остальном мусульманском мире, став одной из составных частей обычных мечетей. Муэдзины помогали имаму и руководили молитвой за дверями мечети; их слова подхватывались глашатаями по всему городу. Главные города имели очень большую мечеть (aljama), где проводилась пятничная молитва, и часто школы для детей и подростков.
В христианской Испании мусульмане сохраняли свои мечети, исключая главные мечети. Эти маленькие мечети создавались и исчезали в зависимости от демографических и экономических колебаний в общинах. Как в аль-Андалусе, кладбища при aljamas располагались вне стен города, в местах, определенных муниципалитетами.
♦ Синагога
Средневековые синагоги известны только по редкими примерам, хотя в то время на полуострове было более сотни еврейских общин. Каждая aljama или call (на древнееврейском — kahat) имела главную синагогу, а в случае, когда община была крупной, еще и вспомогательные синагоги. Их здания, часто приспосабливаемые к окружающей среде, всегда включали в себя дарохранительницу и высокую галерею или трибуну для женщин.
Находясь, как и многочисленные здания христиан, под мусульманским влиянием, синагоги характеризовались богатой внутренней отделкой, применением выступающих арок, украшенных капителей и раскрашенных потолков из дерева. Надписи на древнееврейском и звезды Давида соседствовали там с растительным и геометрическим декором мудехарского стиля.
С синагогами, иногда имевшими двор, обычно соседствовали общественные бани и школы (медресе), где обучались дети и подростки.
Как это было принято и в мусульманских общинах, евреи христианской Испании хоронили своих мертвых за пределами городской стены, на специально отведенном для этого месте. В Барселоне еврейский некрополь дал свое имя близлежащему холму: Монжуик, что переводится как «еврейская гора».
VII.
ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРА
Будучи наследницей Греции и Рима, Иберия принадлежит миру письменной культуры. Она дала римской литературе Сенеку и Лукана; а в XIII веке некоторые авторы утверждали, что даже Аристотель был родом из Кордовы.
Знания передавались в письменных текстах, которые преданно копировали или брались в виде отрывков для вставки в различные антологии, энциклопедии или биографии. Но никакое знание не было застывшим в средневековом мире: интерес произведения в большей степени основывался на количестве комментариев, которые его сопровождали (доказывая его жизнеспособность), чем на первоначальном тексте. Единственные тексты, оставшиеся неприкосновенными — это Библия и Коран, они признаны священными. Таким образом, сформировалась «цепь знаний», которая берет начало в первых произведениях и беспрестанно обогащается, приспосабливая их к условиям изменяющегося мира.
Не прекращается и пополнение библиотек. Они постепенно включают в свои фонды произведения, прибывшие отовсюду: восточные сказки, Александр Македонский и Карл Великий вошли в сознание испанцев в XII веке, рыцари Круглого Стола — в XIII веке, итальянский гуманизм — в XIV веке.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Средневековая Испания"
Книги похожие на "Средневековая Испания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Аделина Рюкуа - Средневековая Испания"
Отзывы читателей о книге "Средневековая Испания", комментарии и мнения людей о произведении.