Владимир Фортунатов - Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы"
Описание и краткое содержание "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы" читать бесплатно онлайн.
Все знают, что Россия – страна с уникальной культурой, а Санкт-Петербург является нашей культурной столицей. А что вы знаете о городе на Неве?
Автор книги, известный историк, предлагает вам совершить вместе с ним персональный культпоход. Прочитав книгу, вы узнаете: как за два с половиной часа познакомиться с основными шедеврами петербургской архитектуры; как возник и развивался наш город; кому и за что в Петербурге ставят памятники; какие места в городе являются самыми любимыми у горожан; как Петербург был Ленинградом; какой он – современный Питер.
В конце книги вас ждет тест на звание культурного петербуржца! Совсем неплохо подняться в культурном отношении хотя бы до Адмиралтейской иглы!
Особенностью первого в России высшего учебного заведения явилась его органичная связь с двумя другими составляющими триады – Академией наук и гимназией. Деятельность Академического университета регламентировалась Положением об академии и университете. Первым президентом Академии наук и университета был Л. Л. Блюментрост. В 1758–1765 гг. Академический университет возглавлял Михаил Васильевич Ломоносов, который преподавал в нем с 1742 г.
В 1730-х гг. появились закрытые дворянские военные школы. Сначала по инициативе Х. А. Миниха в Петербурге были основаны Артиллерийская арифметическая (для подготовки мастеровых и писарей) и Артиллерийская чертежная школы, объединенные затем в Петербургскую артиллерийскую школу, готовившую унтер-офицеров и младших специалистов артиллерии.
Вид с Невы на Академию художеств
В 1732 г. был открыт Корпус кадет (с 1766 г. Сухопутный шляхетский кадетский корпус), привилегированное учебное заведение для подготовки офицеров.
В учебных заведениях преподавались: арифметика, геометрия, астрономия, география, навигация, механика, оптика, архитектура, физика, химия и т. д. В обучении имелся явно выраженный технический уклон.
В XVIII в. в Петербурге открылись первые профессионально-художественные училища. Так, в 1738 г. по инициативе французского балетмейстера и педагога Жана Батиста Ланде возникла Танцевальная школа (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). Танцевальная школа располагалась в 3-м Зимнем дворце. В XVIII в. в ней преподавали А. Ринальди, Д. Анджолини, Дж. Канциани. Первый выпуск состоялся в 1741 г. Вряд ли французы и итальянцы, привнесшие балетное искусство на российскую почву, предполагали, что через двести с лишним лет в СССР появится горделивая стихотворная строка: «А также в области балета мы впереди планеты всей».
В 1757 г. решением императрицы Елизаветы Петровны была учреждена Академия трех знатнейших художеств. Петербургская Академия художеств совмещала три стадии обучения – начальную, среднюю и высшую, став крупным центром образования в области живописи, скульптуры и архитектуры. В ее организации большую роль сыграл И. И. Шувалов, подаривший Академии свою библиотеку и коллекцию картин. В XVIII – начале XIX вв. Академия художеств играла важнейшую роль в воспитании национальных художественных кадров.
В 1759 г. был основан Пажеский Его Императорского Величества корпус. Это было закрытое привилегированное военно-учебное заведение, готовившее кадры для придворной, военной и гражданской службы. В Пажеский корпус принимались дети и внуки главным образом особ первых трех классов по Табели о рангах.
При Екатерине II, по мнению ряда авторов, возникла первая система образования в России. Работа городских школ (с 1768 г.) основывалась на классно-поурочной системе. Открывались училища. Положено начало женскому образованию. Академия наук стала одной из ведущих в Европе. Была основана Российская академия (1783), многое сделавшая для изучения русского языка и словесности. Появились Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии. Были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795). В обеих столицах появились педагогические училища. Екатерина II направляла жизнь учебных заведений. Для своих внуков Александра и Константина сама составила программу учебных занятий. В 1773 г. при Екатерине II для развития горнозаводского дела было основано Санкт-Петербургское горное училище. В 1779 г. Танцевальная школа была преобразована в Театральную школу (с 1829 г. – Императорское петербургское Театральное училище) с балетными классами – первое в Петербурге и в России специальное учебное заведение, готовившее артистов. Для подготовки учителей народных училищ в Петербурге в 1783 г. было создано Петербургское главное народное училище, из состава которого выделилась в 1786 г. Учительская семинария. В 1788 г. Петербургскую Духовную семинарию преобразовали в Главную Духовную семинарию. Открытием Смольного института было положено начало женскому образованию в России.
Учебные заведения для подготовки высококвалифицированных кадров в Санкт-Петербурге открывались по сути дела каждое десятилетие. В 1798 г. открылось Училище корабельной архитектуры, преподавателями которой были заложены основы инженерного дела в области судостроения. Наследником училища в настоящее время является Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. В 1799 г. на базе медико-хирургического училища была основана Петербургская медико-хирургическая академия (МХА). В 1808 г. МХА была возведена в ранг «первых учебных заведений империи», стала именоваться Императорской. Звание академика МХА давало права, обязанности и привилегии членов Академии наук. Главное здание МХА (ныне Военно-медицинская академия) было построено в стиле русского классицизма (1798, архитектор А. Порто).
Учебные заведения, созданные на протяжении XVIII в., по-прежнему не готовили достаточного числа чиновников, офицеров, инженеров, других специалистов. Сохранялась значительная нехватка подготовленных квалифицированных кадров. До 1800 г. выпуски инженеров были незначительны – 2–4 человека в год. Всего в инженеры, а также в инженерные войска с 1762 по 1819 гг. поступили 219 человек. Это была капля в сравнении с морем потребностей страны.
К началу ХIХ в. Россия отставала в культурном отношении от некоторых западноевропейских стран. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, первое подобное специальное государственное учреждение. В 1809 г. был издан знаменитый указ о чинах, подписанный Александром I по предложению М. М. Сперанского. Согласно новым правилам на государственной службе никто не мог получить чин коллежского асессора и выше, не имея свидетельства об окончании университета или о сдаче соответствующих экзаменов. Были созданы университеты в различных городах страны.
Новые вузы появились и в Санкт-Петербурге. В 1803 г. в Царском Селе было создано Практическое лесное училище, которое уже в 1811 г. было преобразовано в Лесной институт в Санкт-Петербурге. В 1809 г. по инициативе известного государственного деятеля Н. П. Румянцева возник Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Царскосельский (с 1843 г. – Александровский) лицей был создан как закрытое учебно-воспитательное заведение для детей потомственных дворян. Он был основан в 1810 г., открыт в 1811 г. в Царском Селе. В 1828 г. был основан Петербургский технологический практический институт. Дворянским высшим юридическим закрытым учебным заведением было открытое в 1835 г. в Петербурге Императорское училище правоведения.
В первой половине XIX в. дальнейшее развитие получило женское образование. В 1828 г. в Петербурге число частных училищ и пансионов для девиц составило 45. Из профессиональных учебных заведений для женщин был известен Повивальный институт, находившийся в Ведомстве императрицы Марии Федоровны.
В правление Александра II одной из великих реформ стала университетская. Через два с небольшим года после отмены крепостного права (19 февраля 1861 г.) 18 июня 1863 г. царь подписал новый университетский устав, являвшийся типовым и остающийся самым либеральным за всю историю отечественной высшей школы. В 1860–1870-х гг. началось формирование неправительственного сектора высшей школы. По инициативе интеллигенции и при финансовой помощи буржуазии стали возникать новые учебные заведения. Правда, их выпускники не получали права на чин и сословные привилегии.
В последние десятилетия XIX в. в столице Российской империи появились новые учебные заведения, которые позволяли готовить кадры по всем специальностям и направлениям. По инициативе Русского музыкального общества в Петербурге (1862) открылась консерватория. По инициативе и на средства барона А. Л. Штиглица в январе 1876 г. было основано Центральное училище технического рисования. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы, первое женское высшее учебное заведение в России, открылись в 1878 г. по инициативе А. Н. Бекетова, Н. В. Стасовой, М. В. Трубниковой, А. П. Философовой. Курсы были названы по фамилии официального учредителя и первого директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина. Происходила реорганизация некоторых вузов, в частности переход из категории закрытых военных в открытые гражданские учебные заведения.
В 1895 г. из 52 вузов страны в Петербурге размещалось 14, не считая 5 военных учебных заведений и 2 духовных академий. В Институте инженеров путей сообщения в 1895 г. обучалось 890 студентов (в 1855 – 259), в Технологическом институте – 850, в Горном институте – 450, в Институте гражданских инженеров – 370, а в Электротехническом институте – всего 120 студентов[12].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы"
Книги похожие на "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Фортунатов - Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы"
Отзывы читателей о книге "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы", комментарии и мнения людей о произведении.