Николай Скрицкий - Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945"
Описание и краткое содержание "Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Николай Владимирович Скрицкий, известный своими работами об отечественных флотоводцах, представляет вниманию читателей сборник биографических очерков о советских командующих флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны. Для удобства понимания хода войны автор начал книгу с биографии наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, связанного со всеми основными военными событиями.
При создании книги использована обширная литература по военно-морской истории и предоставленные архивами материалы, чтобы воссоздать биографии как знаменитых людей, так и тех, чьи жизнеописания почти не освещены в литературе.
В Прибалтийской наступательной операции Ленинградскому фронту предстояло освободить Таллин. Флоту следовало поддерживать наступление огнем, прикрытием переправ на Теплом озере (проливе между Чудским и Псковским озерами) и высадками десантов на Чудском озере. В частности, бригада речных кораблей за две недели переправила через Теплое озеро войска 2-й ударной армии, которая и осуществила прорыв фронта. Так как из-за минной опасности крупные корабли не могли поддерживать огнем наступление с моря и Ставка разрешила использовать их только в крайнем случае, мелкие десанты высаживали отряды торпедных катеров, а поддержку с воды дополнила помощь подразделений 260-й отдельной бригады морской пехоты, которые двигались по берегу на автомашинах. После прорыва фронта 2-я ударная армия направилась на Пярну, а 8-я армия перешла в наступление на Таллин. 22 сентября войска армии освободили столицу Эстонии, а на следующий день советские войска вышли к Рижскому заливу. Вскоре войска фронта взяли остров Вормси и полуостров Виртсу, что позволяло перевести некоторые соединения кораблей Моонзундским проливом.
Следующей важной целью стал Моонзундский архипелаг, который по решению Ставки следовало очистить от противника не позднее 5 октября, то есть всего за шесть суток. Эту задачу предстояло решить Ленинградскому фронту во взаимодействии с флотом. Неприятель кроме сильных войск на островах организовал два отряда поддержки из крейсеров и эсминцев, использовал другие корабли и суда, чтобы обеспечить быструю переброску войск и артиллерийскую поддержку. С советской стороны из-за минной опасности можно было применить, кроме авиации, лишь катера и другие мелкие суда. Тем не менее, использовав занятые уже 27 сентября Вормси и полуостров Виртсу, 29 сентября советские войска высадили десант на остров Моон (Муху). В тот же день остров очистили от противника. 2 октября десант с катеров Балтийского флота при поддержке авиации был высажен на острове Даго (Хийумаа). 3 октября после боев остров освободили от неприятеля. 5 октября десанты высадили на остров Эзель (Сааремаа); одновременно войска 8-го эстонского корпуса переправились через пролив и по Ориссарской дамбе с острова Муху. К исходу 8 октября большая часть острова была очищена от противника. Однако задержка действий из-за штормовой погоды позволила немцам перебросить на Эзель дивизию из Курляндии, что позволило затянуть бои, особенно за полуостров Сырве. Неприятеля поддерживали корабли флота, тогда как советские корабли из-за минной опасности не могли пройти в район боев. Когда Кузнецов по просьбе Трибуца обратился в Ставку, ему было указано: «Крупными кораблями не рисковать, используйте авиацию, торпедные катера и подводные лодки». Однако и так большую часть авиации флота использовали против неприятеля на полуострове Сырве. Только 24 ноября остров Эзель был полностью освобожден[111].
Осенью 1944 года Кузнецов побывал и в Ваенге, где ознакомил командующего Северным флотом А.Г. Головко и командующего Карельским фронтом К.А. Мерецкова с приказом Ставки на наступление с целью овладеть Печенгой. К этому времени Северный флот стал гораздо сильнее, чем к началу войны. Существовала эскадра, выросло число подводных лодок, катеров и самолетов, что позволяло серьезно помогать армии в наступлении. План, разработанный командующими фронтом и флотом, предполагал, что две бригады морской пехоты прорвут фронт противника перед Северным оборонительным районом, после чего морякам предстояло высадить десанты и совместно с 14-й армией наступать на Петсамо. Флоту следовало обеспечить перевозку войск армии из Мурманска на западный берег Кольского залива и ее снабжение. Руководил действиями флота А.Г. Головко с командного пункта на острове Рыбачий. Еще 5 октября был прорван фронт, советские войска форсировали реку Титовку. Высаженный у губы Малая Волоковая десант способствовал наступлению. 7 октября в наступление перешли и главные силы, заставляя противника отходить с полуострова Средний[112].
В тот же день командующий Северным флотом получил телеграмму: «Нарком считает весьма желательным участие флота в занятии нашей будущей ВМБ и крупнейшего населенного пункта на Севере». Тем самым Н.Г. Кузнецов предлагал морякам подумать, какое участие они могут принять во взятии Печенги, не нарушая взаимодействия с Карельским фронтом. Им предстояло взять порт Лиинахамари на западном берегу Печенгской бухты. Задумали смелый план. Чтобы противник не смог преградить путь десантным судам в узком фьорде, простреливаемом многочисленной артиллерией, было решено высаживать десант с быстроходных катеров. Расчет сделали на быстроту, внезапность и высокие качества морской пехоты, которая составляла десант. Благодаря стремительности потери оказались невелики. Высадка оказалась столь неожиданной, что немецкий командир базы Лиинахамари успел передать в Киркенес: «Большевистские катера прорвались в базу. Срочно эвакуируюсь». 15 октября 14-я армия заняла Петсамо. А 25 октября 1944 года в Москве прогремел салют в честь взятия Киркенеса и освобождения первой части территории Норвегии[113].
Так как германский флот лишился баз в районе Варангер-фьорда, уменьшилась опасность ударов с воздуха по морским коммуникациям. Англичане стали отправлять большие конвои по 30–50 транспортов. Германский флот попробовал активизировать действия подводных лодок. Однако охранение кораблями и союзников, и Северного флота заметно улучшилось. На путях противника успешно действовали поисковые ударные группы из подводных лодок и надводных кораблей, так что потери конвоев стали невелики. В то же время противник нес потери в транспортах и кораблях от ударов сил Северного флота, в первую очередь авиации. Николай Герасимович отмечал, что иногда против неприятельского конвоя действовало до 800 самолетов. Время от времени сам командующий руководил действиями разнородных сил. Когда в море показывался конвой, его атаковали и подводники, и летчики, и торпедные катера, добиваясь успеха. Для обороны своих судов гитлеровцам приходилось увеличивать число кораблей охранения.
Итак, Красная армия при поддержке флота почти вытеснила неприятеля с территории Советского Союза и уже перешагнула границы. Теперь войскам предстояло освобождать от фашизма страны Европы.
Черноморский флот не мог использовать крупные корабли для действий у прикрытых минами берегов Болгарии и Румынии, поэтому с началом Ясско-Кишиневской операции основную роль предоставили авиации. Важнейшими целями стали Констанца и Сулина. Летчики отвлекли внимание нападением на Сулину, а затем обрушились на Констанцу и уничтожили около 70 кораблей и судов. Атаки продолжались до 25 августа и парализовали деятельность портов.
Дунайская флотилия, сформированная по решению Ставки в апреле 1944 года, осуществила 22 августа переправу через Днестровский лиман и высадила десант на его западный берег. Уже к вечеру высаженные войска овладели Аккерманом (Белгородом-Днестровским). Следующей целью стало устье Дуная. 23 августа корабли флотилии вышли из Одессы, на рассвете 24 августа высадили десант у Жебриян и преградили пути отхода германо-румынских войск, которым пришлось капитулировать. В то же время другой отряд флотилии вошел в Килийское гирло и направился вверх по Дунаю; высаженный десант овладел Вилковом. 23 августа в результате вооруженного восстания профашистское правительство Антонеску было свергнуто. Новое правительство Румынии объявило войну Германии, войска которой начали наступление на Бухарест. В этой обстановке успешно продолжалось наступление на суше. Но моряки двигались быстрее. 25 августа С.Г. Горшков сообщал из Килии, что частей армии поблизости нет[114].
Командующий Черноморским флотом после прорыва в Килийское гирло оставил часть кораблей Дунайской флотилии при устье Дуная; эти силы заняли 27 августа Сулину. Главные силы направлялись вверх по реке. 26 августа пала Тулча. Весь Нижний Дунай оказался под контролем советских моряков; румынская флотилия капитулировала. Ставка поставила новую задачу. Войска 3-го Украинского фронта должны были выйти на границу с Болгарией и овладеть Констанцей. В этих условиях нарком ВМФ после обсуждения с Главным морским штабом поставил адмиралу Октябрьскому задачу захватить и освоить порт Констанцу. Дунайской флотилии следовало организовать траление и судоходство на реке и поддерживать действия сухопутных войск. С 24 августа по 8 сентября суда флотилии перевезли 179 тысяч человек и много техники на южный берег Дуная. Немцы пытались увести около 200 судов от Браилова по реке, но у Прахова были остановлены наступавшими войсками 2-го Украинского фронта и затопили суда.
29 августа командующий румынским флотом принял предложение капитулировать. Советские войска заняли Констанцу. Сразу же после капитуляции началось перебазирование кораблей в порт и самолетов на румынские аэродромы. Для управления ими уже 29 августа в Констанцу самолетом прибыла оперативная группа штаба ВВС Черноморского флота, а 8 сентября – оперативная группа штаба флота. Тем временем войска 2-го Украинского фронта заняли Плоешти и 31 августа вошли в Бухарест, а 3-й Украинский фронт 5 сентября вышел на румыно-болгарскую границу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945"
Книги похожие на "Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Скрицкий - Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.