Алекс Анатоль - Истина Дао. Даосизм для Запада

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Истина Дао. Даосизм для Запада"
Описание и краткое содержание "Истина Дао. Даосизм для Запада" читать бесплатно онлайн.
Почему же универсальная любовь — идея столь неотра- зимая и желанная — неосуществима в реальном мире? Что препятствует миру во всем мире и процветанию любви на земле?
Пределы наших возможностей не позволяют нам любить Целый мир с той же силой, с какой мы любим отдельных личностей. Чжуан-цзы сказал:
Не странно ли слушать о любви ко всему человече- ству сразу? Беспристрастность подразумевает при- знание пристрастности (к отдельным личностям).
Мудрость Лао-цзы, 316
Нельзя, неестественно любить неопределенную, аб- страктную группу чужих людей, коль скоро следствием естественной любви является реальная связь с конкретными личностями. Мы можем любить либо целый мир, либо от- дельных индивидуумов. И то, и другое мы любить не можем. Или, если перефразировать Чжуан-цзы, будучи пристрастны к миру, мы поневоле должны быть беспристрастны (в смыс- ле — безразличны) к близким людям. Избирая универсаль- ную любовь, мы жертвуем способностью любить отдельных личностей.
Читая о бастующих шахтерах в какой-то далекой стране, которым не платили зарплату уже больше восьми месяцев, мы сочувствуем этим людям. Но это — сочувствие предель- но абстрактное. Разве можно сравнивать наши чувства по отношению к иностранным шахтерам и чувства, которые мы испытываем к собственным детям? Эмоции, обращенные к детям, естественны. А то абстрактное чувство сострада- ния, которые мы, может быть, питаем ко всему остальному миру, — по большому счету, бессмысленно.
Итак, даосу должна быть понятна идея «здорового эгоиз- ма». Это нормально — любить себя и избранных людей, ко- торых вы считаете своими любимыми. Эта небольшая груп- па образует своего рода «внешний кокон» личности. К этому кокону даос чувствует естественную любовь, подкрепленную действием. А поскольку мы все ограничены во времени и си- лах, кокон неизбежно будет довольно малым.
Это означает, что у даоса двойственный подход к внеш- нему миру. Человек Дао соблюдает мирный договор с теми, кто находится вне его кокона, до тех пор, пока против него не будет развязана война. Точно так*же и остальному миру в действительностиWt до нас дела. Мы понимаем и принима- ем это.
Здоровый эгоизм — это способ избежать лицемерных и неестественных проявлений любви, сохраняя нашу есте- ственную любовь для немногих избранных и предоставляя всему остальному миру иметь дело с лицемерами и их искус- ственной любовью.
Заблуждение 10.
Избежать конфликта любой ценой
Он может сидеть недвижно, как труп, и моменталь- но приходить в движение, подобно дракону.
Мудрость Лао-цзы, 61
Поскольку теперь мы понимаем основы любви, нам важно понять и ее противоположность — конфликт. Любовь — это сострадание, преданность, инстинкт защиты по отно- тению к объекту привязанности. Цель конфликта бесхи- тростна — уничтожить объект, на который направлен гнев. Любовь и конфликт не могут сосуществовать, они взаимо- исключающи.
Если двое действительно любят друг друга, между ними не может быть вражды, гнева или ненависти. Воспетая запад- ной литературой «любовь-ненависть» — это фарс. Для дао
са любовь и конфликт сродни белому и черному — серого цвета тут нет. Это диаметрально противоположные понятия. Конечно, существует и иной взгляд на эти веши, но именно он и объясняет такое количество браков без любви в западО ном мире.
Даос внимателен к симптомам охлаждения между ним и его друзьями и возлюбленными. Его чувствительность обоО стрена, обращена к предвестникам конфликта. Точно так же даос ищет положительные признаки, укрепляющие его со- страдание к тем, кого он любит.
Эти положительные и отрицательные признаки нередко появляются в трудные моменты. Например, посмотрите, как поведет себя ваш старинный друг, когда вы потеряете рабоО ту или испытаете финансовые затруднения. Одолжит ли он вам деньги, предложит ли какую-то иную конкретную реаль- ную помощь? Когда вы болеете, поддерживает ли вас в ела- бости ваша супруга, своей заботой смягчая ваши страдания? У жизни для нас большой запас нелегких задач, трудностей и конфликтов. Когда наступают такие времена, вы можете оценить истинные чувства окружающих вас людей на осноО вании их поступков.
Западный способ существования ослабляет страсть к жиз- ни. Люди, с одной стороны, отказываются признавать цен- ность подлинной любви, а с другой — недооценивают роль конфликта в своей жизни. Жизнь — это война. Чье-то втор- жение на ваш жизненный путь может повлечь страдания и даже смерть.
Такое вторжение может быть как прямым и осязаемым (когда, например, на вас нападают с ножом), так и растяну- тым во времени (как, например, в том случае, когда сослужи- вец пытается потихоньку выжить вас с должности). В обоих
случаях ваша реакция, как и действия окружающих, отража- ется на вашем благополучии.
Избегать конфликтов любой ценой — вот что стало ха- рактерной чертой западного челочка. Мы скрываем свою антипатию под маркой принятых в обществе хороших ма- нер или объявляем, что открытое столкновение ниже нашего достоинства, но в действительности мы быстрыми темпами становимся, если прибегнуть к молодежному сленгу, поро- дой «ботаников».
Столкновений любого рода действительно надлежит избе- гать; когда же столкновения избежать невозможно, его нуж- но принять со страстью. Нападающего невозможно сдержать вежливо. Вам приходится отвечать агрессией, стараясь нане- сти ему максимальные повреждения. Вежливое ведение войны вылилось для США в затяжные, бессмысленные бои во Вьетна- ме. Бизнес, для которого нормально пассивное сосушествова- ние с конкурентами, находится в одном шаге от банкротства. Конфликт требует несдержанной, жесткой реакции. Такую реакцию необходимо искусственно взращивать; ваша задача состоит в том, чтобы поразить врага с тем же воодушевлени- ем, какое вы выказываете, заботясь о своих близких.
Избегать конфликта любой ценой — это удел трусов. Не- достаток или отсутствие страсти к битве идет рука об руку с недостатком любовного пыла. Искусный воин — человек чувствитель ный.
Выбор пути труса имеет интересное следствие: желающие причинить вам вред чувствуют ваш страх. Это доказанная теория виктимологии* — позиция уклонения от конфликтов
* Виктимология (от лат. victima, «жертва») — особый раздел криминоло- гии, учение о жертве преступления:.
на самом деле притягивает беду. На пожилую даму с гордой осанкой и пылающим взором, идущую по улице широким, твердым шагом, вряд ли нападут. А вот запуганный, сутулый «ботаник» с бегающими глазками, нагруженный компьютер- ными справочниками, имеет все шансы стать жертвой гра- бителей или хулиганов. Как лев на охоте отбивает от стада антилоп слабых или больных особей, так и двуногие хищни- ки нападают на слабых или трусливых.
Уклоняться от конфликтов — это не по-даосски. Про- светление подразумевает, что вы должны научиться лобо- вому столкновению с конфликтами. Парадокс Дао состоит в том, что чем больше вы учитесь и готовитесь (ментально и физически) к конфликту, тем меньше вероятность, что он возникнет. Об этом же говорили и древние римляне: «Хо- чешь мира — готовься к войне».
Заключение
Без ясности и Небо было б зыбко.
Мудрость Лао-тзы, 204
C исторической точки зрения, западная цивилизация пере- живает в настоящее время свой звездный час. Экономи- ческое процветание развитых западных стран и мощные службы безопасности гарантируют большинству граждан от- носительно сытую и спокойную жизнь. Политический строй позволяет каждой личности вести практически любой образ жизни (до тех пор, впрочем, пока личность не привлекает к себе всеобщего внимания). К сожалению, многие западные люди оказались дезориентированы неработающими ценно
стями общества и фактически превратились в роботов. В со- временном относительно спокойном западном мире жесткие силы реальности несколько смягчены и уже не могут хоро- шей встряской вывести жертв общества из их транса.
Когда западный даос пытается выбраться из паутины воздействий общества, он сталкивается с необходимостью тщательно разобраться со своими заблуждениями и приве- сти свое мышление в порядок. Это требует отказа от представлены й, взлелеянных с детства, посредством болезненного процесса самопожертвования и настойчивости. Это путь для особенной личности, сочетающей в себе чувствительность и смелость. И этой необыкновенной личности нужен необык- новенный наставник. Иначе говоря, требуется такое совпа- дение обстоятельств времени и места, которое могут обеспе- чить одни лишь боги.
Лао-цзы совершил впечатляющий подвиг. Две с полови- ной тысячи лет назад он разработал философское учение, которое сейчас объясняет нам, как следует действовать в мире «хаоса, страданий и абсурда». Каким-то образом этот древний ученый исполнил неисполнимое: объединяя осязае- мое с неосязаемым, материальное с нематериальным, при- роду с обществом, старый мудрец через века заклинает нас вернуть себе души, данные нам от рождения. Он напоминает нам: жизнь так коротка, что нашу страсть к ней необходи- мо отвоевать у духовенства и политиков, которые незамет- но ослабляют нашу сущность и превращают нас в зомби. Он призывает нас прямо смотреть жизни в лицо и действовать.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Истина Дао. Даосизм для Запада"
Книги похожие на "Истина Дао. Даосизм для Запада" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алекс Анатоль - Истина Дао. Даосизм для Запада"
Отзывы читателей о книге "Истина Дао. Даосизм для Запада", комментарии и мнения людей о произведении.