Фридрих Фёрстер - Образ жизни, который мы выбираем
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Образ жизни, который мы выбираем"
Описание и краткое содержание "Образ жизни, который мы выбираем" читать бесплатно онлайн.
Вашему вниманию предлагается наиважнейший педагогический труд Ф.В. Ферстера «Образ жизни, который мы выбираем».
Творчество Ферстера посвящено исследованию этических, политических, социальных и религиозных вопросов. Он добивался реформы воспитания, считая, что оно должно основываться на христианской этике, что высшей целью воспитания является формирование характера и воли человека, его совести.
Фридрих Вильгельм Фёрстер
Образ жизни, который мы выбираем
© Маттиас Дрегер, издательство «Райхль», 2010
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
От издателя
«Образ жизни, который мы выбираем» – наиважнейший педагогический труд Фридриха Вильгельма Фёрстера – ныне впервые с начала шестидесятых годов ХХ в. вновь становится доступным читателю. Фридрих Вильгельм Фёрстер родился 2 июня 1869 году в Берлине, умер 9 января 1966 года в Кильхберге под Цюрихом.
Эта книга – не кабинетная работа, не размышления о прочитанном. Книга стоит на двух китах: это обширный опыт Фёрстера в этических наставлениях многих тысяч молодых людей в Цюрихе и присущий Фёрстеру дар видеть скрытые от других вещи, ясно читая в книге природы и человеческой жизни.
Труды Фёрстера, его педагогическое кредо сегодня мало кому известны. В 1935 году нацисты сожгли книги пацифиста Фёрстера, лишив тысячи читателей возможности познакомиться с его трудами о воспитании личности. После войны никто, в сущности, не удосужился надлежащим образом отметить вечные ценности, содержащиеся, прежде всего, в его педагогических трудах.
Есть еще одна причина, почему Фёрстер сегодня не очень популярен. Дело в том, что в наше время стремления и желания не только молодежи, но и взрослых определяются такими понятиями, как «себялюбие», «карьера», «удовольствие» и тому подобное. Всему этому «Образ жизни, который мы выбираем» Фридриха Вильгельма Фёрстера противопоставляет прямо противоположную личностную позицию, которая на первый взгляд может показаться непривлекательной. Оценить ее благодатное действие – сначала на формирование нашей личности, а затем и на все обстоятельства нашей жизни – может только тот, кто всерьез задумается над мыслями, содержащимися в этой книге, постоянно прилагая усилия к тому, чтобы воплотить в реальность соответствующую жизненную позицию.
В связи с кончиной Ф. В. Фёрстера профессор Андреас Пош, специалист по истории церкви, преподававший в университете города Граца, писал: «Окольными путями до нас дошла весть о том, что в свое время необычайно популярный профессор Ф. В. Фёрстер, замечательный педагог и этик, умер на девяносто седьмом году жизни. Это событие пробудило во мне воспоминания о давно прошедших временах, когда я в Вене со многими сотнями студентов увлеченно слушал его выступления. Самая большая аудитория не могла вместить всех желающих, громовые овации подтверждали тот живой отклик, который находили его мысли у слушателей. Фёрстер провозглашает примат воли, отмечает высокую цену личной жертвы, требует от людей альтруизма. Студенты воспринимали его как прямую противоположность Ницше».
Сентябрь 2005 года,Маттиас ДрегерВведение
1. Современная бесцельность
Зачем нам еще одна книга, указывающая, как жить? Разве религиозные источники не говорят человеку с непревзойденной ясностью, что ему следует делать, а чего – нет?
Все верно. Но современный молодой человек находится в трудном положении. Тысячи голосов оспаривают сегодня вековую мудрость, дошедшую до нас через тысячелетия, утверждая, что современному человеку она не указ. Ее заповеди якобы уже не соответствуют потребностям нашей культурной жизни. Эти заповеди чужды нашей жизни, далеки от сегодняшней действительности. Все чаще слышны разговоры о какой-то новой нравственности, о переоценке всех ценностей. Весь этот хаос мнений, противоречащих одно другому, занял место устоявшихся, общепризнанных жизненных истин.
Но не таит ли в себе эта неуверенность и неопределенность чудовищную опасность для формирования характера? Можно ли воспитать и развить самого себя, если нет четко сформулированной и ясной цели? Может ли скульптор искусно обработать камень, если его рукой не водит ясный идеал? Где наши идеалы? Что есть истина? Что такое хорошо?
На страницах этой книги автор пытается дать ответы на все эти вопросы. Но не потому, что он самый умный и правильно мыслящий. Автор не из тех, кто считает себя призванным, исходя только из собственного – крошечного – жизненного опыта, создать новую нравственность. Но он убежден в одном: чтобы сформулировать основополагающие идеалы жизни, требуется такое всеобъемлющее знание жизни и людей и в то же время такое героическое преодоление собственных страстей и эгоизма, что это по силам лишь очень немногим, избранным личностям. А такие личности во все времена исповедовали одну и ту же истину – или, зная ее, делали все ради ее установления. В наших дальнейших рассуждениях будем прислушиваться к словам Гёте:
«Давно открыта истина,
Ей тьма умов озарена.
Ты старой истины коснись!»
Однако автор в этой книге не собирается повторять старые истины. Он хочет, прежде всего, рассуждать о старых истинах с новой точки зрения, донести их смысл до растерянных и сомневающихся молодых людей – не читать им мораль, а дать им главное – знание жизни, психологии, то есть науки о душе, научить их правильно воспринимать и понимать действительность. Объяснить им, что только с этой точки зрения можно понять смысл вековой истины о жизни, в то время как современные теории, пытающиеся занять их место, менее всего обладают тем, что превозносят как самую сильную свою сторону – знание подлинных фактов жизни и человеческой природы!
«Нам не нужны старые истины!» – заявляет кое-кто из молодежи.
Они действительно стары, эти старые истины, но они же и вечны. Чем глубже и ближе человек соприкасается с реальной жизнью, чем сложнее становятся его конфликты с самим собой и с окружающим его миром, тем чаще оживают старые истины, тем больше они могут ему объяснить, тем эффективнее они помогают ему выйти из затруднительных положений. А новые учения, поначалу столь громогласные и многословные, выглядят тем более несостоятельными, чем больше человеку приходится бороться со смертью и жизнью!
Так как автор обращается не только к верующим, но и к тем, кто сомневается или утратил веру, то в этой книге он почти не апеллирует к религиозным чувствам и мыслям. Автор призывает читателя судить о верности сказанного в этой книге, опираясь на результаты собственного самопознания, своих собственных жизненных наблюдений. И надеется, что тогда сможет помочь всем тем, кто представляет себе, что такое характер, кто стремится обрести его, внутренне укрепиться против болтунов и пустомель, которые фальшивыми и пустыми словами о свободе пытаются сделать человека глухим к совершенно иным свидетельствам его собственной души.
Сократ однажды сказал: он знает совершенно точно, что должен быть осужден афинянами, как врач, который обвиняется кондитером в том, что он плохой человек, потому что отнимает у детей сладости, прописывая им горькое лекарство, а также делает своим пациентам прижигания и вырезает опухоли. Сегодня тоже немало таких «кондитеров», которые своей «мармеладной» сладкоголосой философией пытаются заронить сомнения в верности истинного учения о здоровье души и вынести этому учению обвинительный приговор. Да не уподобится молодое поколение этому суду детей, а, повинуясь здоровому инстинкту, поймет, что все настоящее и большое можно найти лишь там, где нам труднее всего преодолеть самих себя!
2. Образ жизни
Что, собственно говоря, означает словосочетание «образ жизни»? Как мне думается, это означает то, что мы сами ведем свою жизнь определенным образом, а не позволяем ей вести нас за собой. У множества людей нет четкой цели, на которую они направляли бы свою жизнь и, исходя из которой, они реагировали бы на каждый внешний и внутренний раздражитель. Именно они становятся безвольной добычей своего случайного окружения, своих часто сменяющихся знакомств, капризов, позволяя всевозможным влияниям и событиям всю жизнь толкать их куда ни попадя. Многие, даже, казалось бы, очень активные люди, пассивны в самых главных вопросах жизни. Вся их бурная деятельность не служит никакому высокому жизненному идеалу, не содержит ни меры, ни направления, заданных этим идеалом. Вся их деятельность беспринципно следует велениям самых различных «удобных» случаев и импульсов справа и слева, подчиняясь то сиюминутным фантазиям, то желанию чем-то оглушить мозги и развеяться. Поэтому ее никак нельзя назвать «деятельностью», а – в лучшем случае – «хлопотливой деловитостью». Существует фундаментальный акт человеческой активности, первейшее условие всякого действительно активного поведения в жизни. Это когда человек принимает принципиальное решение в согласии со своим характером и совестью. Этим решением человек рубит под корень свою пассивность, перестает быть просто игроком и становится организатором своей жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Образ жизни, который мы выбираем"
Книги похожие на "Образ жизни, который мы выбираем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фридрих Фёрстер - Образ жизни, который мы выбираем"
Отзывы читателей о книге "Образ жизни, который мы выбираем", комментарии и мнения людей о произведении.