Авторские права

Эжен Сизек - Нерон

Здесь можно скачать бесплатно "Эжен Сизек - Нерон" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Феникс, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эжен Сизек - Нерон
Рейтинг:
Название:
Нерон
Автор:
Издательство:
Феникс
Год:
1998
ISBN:
5-222-00197-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нерон"

Описание и краткое содержание "Нерон" читать бесплатно онлайн.



Один из самых жестоких, самовлюбленных, развратных императоров Рима (37 — 68) предстает на страницах книги, написанной известным французским историком не только для профессионалов в этой области.

Несмотря на предельную документальность, она представляет несомненный интерес для неискушенных в истории людей, откроет новые страницы жизни отпрыска рода Юлиев — Клавдиев, неизвестные до сих пор. Полагаясь на свидетельства Светония и Тацита, автор делает попытку, вполне естественную для любого здравомыслящего человека, посмотреть на «анти-героя» с другой точки зрения, определить, что же двигало им, и, наконец, найти положительные стороны в характере этого неординарного монарха.

Сизек Эжен. Нерон. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 448 с. — (След в истории). Тираж 5000 экз. — ISBN 5-222-00197-0.






Нерон покидает Грецию в начале 67 года, он возвращается морем и попадает в сильную бурю, а может быть, и кораблекрушение, высаживается на юге Италии и возвращается в Рим 1 января 68 года. Он въехал в Неаполь через пролом в стене. Чуть позднее он вступил таким же образом в Анций и Альбан. Въезжал на белых конях, по обычаю победителей на греческих играх. Он приносит эту традицию в Рим.

Вся церемония представляет синтез обычаев греческих и римских триумфаторов: пролом в [169] стене, так же как и белые лошади, воскрешают в памяти Камилла и римских полководцев. Это постепенное возвращение император растянет до марта еще и по политическим соображениям.

Нерон не может не обращать внимания на потрясения, которые начинают разваливать задуманное им. Тяжелые тучи сгустились над Империей и, конечно, беспокоят его.

И вот, наконец, возвращение в Рим в марте 68 года. Традиционный въезд военных триумфаторов был несколько изменен. Обычно кортеж отправляется от Марсова поля в сторону храма Юпитера на Капитолии. Колесница Нерона попадает в город через Порта Капенна, пересечет Большой Цирк, где снесут для этого арки, через Велабр, Форум, Палантин и по Священной дороге достигнет, наконец, храма Аполлона. Юпитер Нерон особо чтил бога кифаредов, подчеркивая таким образом военный и артистический характер, который он хотел придать своему триумфу. В остальном Аполлон был, пожалуй, богом Августа, последним, кто установил храм на Палантине. Такой взгляд — единственный в истории Рима. Нерон, однако, не желает заменить полностью артистический триумф на традиционный военный. И еще меньше — сделать наоборот. Он старается взять лучшее у обоих, объединить победу «по-гречески» со вторым. В результате окончательный приговор выносит зрелищность представления, [170] где не последней движущей силой является искусство.

В Рим он въезжал на той колеснице, что сопровождала в триумфе Августа, — в пурпурных одеждах, расшитом золотыми звездами плаще. Он представлял себя посланцем неба, хозяином природы и людей. На голове императора — олимпийский венок, в правой руке — пифийский венок, рядом с ним кифаред Диодор, который победил в Греции. Впереди несут таблички с обозначением его побед. Позади идут военные и сенаторы. На всем пути люди приносят жертвы, кропят дорогу шафраном. Толпа в восторге забрасывает его подарками, величает «Нерон — Аполлон», «Нерон — Геракл», «новый Август», приветствует как лучшего кифареда, лучшего возницу и победителя во всех греческих состязаниях, прославляет его «священный голос». Тысяча восемьсот венков будут возложены в храме Аполлона, императорском дворце и Большом Цирке. Неоднородность, очень пышная, граничащая с гротеском и совершенно не сочетающаяся со взглядами римлян. Нерон знал и отдавал себе в этом отчет. Монеты того времени выдают его озабоченность: сестерции, отчеканенные в этот период, как замечает Светоний, представляли принцепса в лавровом венке победы с лавровой ветвью в руках и фигурой Минервы, богини мудрости, покровительницы культуры и искусства. Попросту, артистическая победа в своей основе равна военной. Нерон-кифаред не забывает, что он император. [171]

В этот период, когда в восточных провинциях поднялись на защиту римских традиций, принцепс старается показать, что он остается им верен. На самом деле это не мешает ему сразу же отказаться от них, как только те перестанут отвечать его новым представлениям и политическим взглядам. Отныне правление Нерона будет двойственным: военные и римляне, с одной стороны, ценности и эллинистика — с другой. Вот почему не стоит и думать, что Нерон рассматривается как раз и навсегда сменивший свой курс и согласившийся на применение третьей стратегии. Некоторые изменения он внес в осуществление своего плана. В этом контексте успех важен, чтобы успокоиться. Оппозиция в Риме возмущена императором. Ее поддерживают не только сенаторы, но и всадники и обеспеченные провинциалы. Восстание Виндекса скоро покажет, что и в Риме тоже есть плебс, готовый примкнуть к ним. Однако Нерон не растрачивает своих сил. Мы уже видели, что он ставит во главе армии и провинций новое поколение сенаторов, более скромного происхождения. Возможно, он рассчитывает ограничить прерогативу курии и сократить число императорских легатов. Теперь Нерон выглядит предвестником монархов поздней империи III и IV веков.

Беспокойные события этого времени, триумф 68 года дали ему возможность еще крепче утвердиться в своей приверженности эллинизму. [172] Двуглавая империя, о которой он мечтает, постепенно обретает формы, его мечты не только о принцепсе-императоре, но и об императоре-кифареде, императоре-певце, который за невозможностью укоренить в старом римском свете новый социально-культурный закон, который он замыслил, выставляет себя напоказ на сцене и в цирке. По Тациту, у Нерона был специальный день, когда он объяснялся с Сенекой, Бурром и своим советом при помощи пения, «это пение было посвящено Аполлону» и «так было с атрибутами, приспособ ленными к нему, ведь этот Бог вознесся не только над греческими городами, но и храмом Рима, как Бог-Глава, властелин Провидения».

Верно пересказанное или заведомо сфабрикованное — вот единственное объяснение его веры. Все цари, императоры, полководцы, поэты — все они представители эллинского мира. Только Аполлон — но это Бог — восходит более к римским, чем к греческим традициям. Основополагающее мысль Нерона — он принимает итальянские составляющие, плебейские по сути, но подчиняет все любимому эллинизму.

Agon u Luxus

Поскольку речь идет об основном сближении народов, о повседневной жизни, культуре и отношениях между государем и его подданными, [173] то игры 59-60 годов, стратегия милосердия, строительство Золотого дома, визит Тиридата, артистическая и спортивная поездка в Грецию, триумф 68 года свидетельствуют о стольких этапах, которые позволили неронизму заявить о себе, и самовыразиться.

Его поле деятельности — это нематериальная инфраструктура, управляющая умственной деятельностью и общей психологией народа и организующая свод правил и ценностей, которые соответствуют его социально-культурным законам: инфраструктура сама формирует внешние исторические условия, часто задним числом, с медлительностью и опозданием, резкими изменениями и подземными социально-политическими толчками. Любопытно, что мания величия Нерона, его безграничное тщеславие, панический страх перед соперниками стали отличительной чертой упадка старого света. Древний город был в кризисе, советники принцепса без конца напоминали ему об этом; одни, такие как Сенека, в поисках компромисса с прошлым, другие, мы их увидим, такие как Тигеллин, подталкивают к более радикальным решениям.

Старый порядок вещей нес в себе нечто большее, чем римская добродетель, представление, напоминающее клубок привычек и составляющих ценностей одной традиции: среди них самыми значительными являются серьезность, важность, экономический ум, добродетель, четкие и ясные приказания и, наконец, борьба в соревновании за [174] поддержку города и приветствие республики — таков высший закон. Но эти ценности сами были подчинены другим, настоящим рычагам традиционной ментальности Вечного города, в некотором роде закона в законе: благочестие, набожность, уважение, честность, порядочность, обе движущие силы долга, первая — долга религиозного, сыновнего и патриотического, вторая — в основном долга гражданского, как во время войны, так и во время мира. Полусуть, используемая для создания культуры и воспитания, были последней ссылкой на эпоху Нерона. Всем причиняющий неудобства, он требует от всех и каждого в отдельности обязательств, которых невозможно избежать. Но другие чтобы оставались в черте Города, внутри него, и территориально и духовно. Этот город — Рим. Однако Нерон и приближенные к нему больше не видят в этом смысла. Им нравится думать в масштабе целой Империи. Они пытаются подменить одни ценности другими, самое важное сейчас — это радость жизни, безграничные наслаждения, пышность, изобилие, экстравагантность, вседозволенность. Нерон считал, что ему позволено все. Гордясь своими политическими и карательными успехами, не заявил ли он, вспомним Светония, что «ни одному императору не позволялось то, что позволено ему»? Это был настоящий вызов. Отвага проявляется во всем, что необузданно, чрезмерно, неумеренно. Отвага, «по Нерону», это что-то между импульсом человека [175] и его способностью рассматривать мир и действовать в нем. «Мировоззрение» в этом случае — культура греческая, эллинская и восточная. Первая подталкивает принцепса ко второй. Она позволяет все организовать и сформулировать.

Социально-культурный закон Нерон хотел издать на двух языках: один на греческом, другой на латинском: AGON и LUXUS. Оба термина означают ценности, которые в мыслях императора и его сторонников должны были заменить pietas и fides, по-гречески — игра, состязания, места, где проводятся игры и собираются зрители. Это спортивные или артистические подвиги, а также привилегированное место, где проводят свое самое дорогое время. Удовлетворение, получаемое от агона, обесценивается. Тацит рассматривает Нероновские игры как настоящее извращение. Так, описывая Ювеналии 59 года, он возмущается ростом количества скандалов и распущенностью, «состязанием пороков», которым явились эти игры. Обратите внимание, Тацит не употребляет слова «agon». По своему обыкновению, он избегает греческих слов, предпочитая им лексические богатства латыни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нерон"

Книги похожие на "Нерон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эжен Сизек

Эжен Сизек - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эжен Сизек - Нерон"

Отзывы читателей о книге "Нерон", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.