Александр Пеленицын - Оценка персонала. Психологические и психофизические методы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы"
Описание и краткое содержание "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы" читать бесплатно онлайн.
Наиболее сложная часть работы по оценке личности связана с определением достоверности информации, которую человек сообщает о себе. На сегодняшний день в арсенале психологов, криминалистов, сотрудников спецслужб имеется уже достаточно широкий арсенал инструментов для решения этой проблемы: от бесконтактных методов невербальной оценки личности до проверки на контактном полиграфе (детекторе лжи). В настоящей книге рассмотрены психофизиологические и психологические методы оценки, такие как анализ почерка, ассоциативно-моторные методики, проведение социальных опросов. Особое внимание уделено работе с «детектором лжи» (полиграфом).
Книга может быть интересна специалистам по кадрам и всем тем, кто интересуется психофизиологическими методами получения достоверной информации.
Признаки, используемые при анализе речи
...Анализ устной речи осуществляется на четырех основных уровнях.
I. Анализ содержания речевых высказываний. В состав данного вида анализа включены:
1) критериальный контент-анализ, использующий систему критериев содержания (У. Ундойч, 1954 г.), к которым относятся:
а) общая характеристика сообщения в составе:
• логичность структуры;
• неструктурированность изложения;
• обилие деталей;
б) частные характеристики содержания в составе:
• соответствие контексту;
• описание взаимодействий;
• воспроизведение разговоров;
• неожиданное развитие событий;
в) специфические характеристики содержания в составе:
• необычные детали;
• малозначимые детали;
• правильное описание непонимаемых деталей;
• внешние ассоциации;
• ссылки на собственное душевное состояние;
• оценка состояния других участников событий;
г) элементы содержания, отражающие мотивацию опрашиваемого, такие как:
• спонтанные исправления и самокоррекции;
• ссылки на забывчивость;
• сомнения в отношении точности сообщения;
• высказывания против своих интересов;
• доказательство и обоснование своей правдивости;
2) анализ оговорок и проговоров;
3) логико-психологический анализ тактики ведения беседы, направленный на выявление одного из трех тактических приемов:
• упреждение – стремление побудить ведущего беседу раскрыть свои позиции и/или оказать на него влияние;
• уклонение – попытки понизить значимость наиболее острых вопросов и увести ход беседы в строну от них;
• противодействие – попытки захватить инициативу в разговоре.
II. Психосемантический анализ речевых сообщений, который направлен на выделение репродуктивных и продуктивных информативных компонентов речевого процесса и оценку их соотношения.
III. Психолингвистический анализ, который заключается в выделении и количественном анализе следующих признаков:
• семантически нерелевантные повторения фраз, слов и слогов;
• незавершенные слова, часто сопровождающиеся изменениями в структуре предложений;
• незавершенные (логически и синтаксически) предложения при отсутствии попыток говорящего исправить этот недостаток;
• транспозиция отдельных слов из «грамматически правильных» позиций в предложении в явно неподходящие места;
• самокоррекции;
• длительные паузы, или так называемые паузы «нерешительности», как заполненные невербальными включениями, так и чистые;
• количество интонационно выделяемых слов (количество логических и смысловых ударений);
• оценка словарного разнообразия речи;
• средняя длина слов, выбираемых для выражения мысли;
• оценка «полярности» суждений (частота употребления слов со значением семантической безысключительности, таких, например, как «все», «ничего», «никто», «всегда», «никогда» и т. д.);
• число слов, имеющих четкую позитивную или негативную коннотацию;
• число фраз неуверенности, типа «Я не могу сказать…», «Я не знаю…», «Я не уверен…»;
• соотношения количества глаголов с количеством прилагательных;
• затруднения в оперативном выборе слов для адекватного выражения мыслей;
• количество и длительность пауз нерешительности (поисковых пауз или хезитаций), в том числе заполненных различными нефонологическими вокальными образованиями типа «ээ», «кх», «гм», «мм» и т. п.;
• индекс нерешительности;
• количество семантически нерелевантных повторов отдельных звуков, слогов, слов и целых их сочетаний;
• количество поисковых слов типа «это», «такой», «как это»;
• количество слов-сорняков типа «видите ли», «знаете», «значит», «вот», «ну» и др.;
• сужение словарного разнообразия;
• использование «эрзац-обозначений» и «пустых» лексем из профессионального языка;
• парафазии – слова, употребляемые неуместно в данном контексте;
• количество логически и грамматически незавершенных фраз и возрастание индекса синтаксической оборванности;
• признаки синкретизма и синтаксической расчлененности – так называемого «телеграфного» стиля речи;
• незакрепленность зависимых членов предложения по отношению к их «хозяевам» (типа «службы специальные»);
• искажение логической связи между отдельными словами высказывания, приводящее к двусмысленности содержания;
• нарушение структуры сложного синтаксического целого (сверхфразового единства) – неоднократное отклонение от основной мысли, сообщение побочных и второстепенных сведений;
• замены подразумеваемых говорящим существительных (но еще не названных) местоимениями – «он», «она», «это» и т. д.;
• некорректируемые ошибки согласования языковых единиц в предложении;
• переформулировки и самокоррекции.
IV. Акустический анализ речи, который предполагает инструментальное (компьютерное) измерение следующих характеристик речевого сигнала:
• эффективность речи – отношение суммарного времени вокализации (звучания речи) к суммарной продолжительности пауз в высказывании;
• прерывистость речи – отношение суммарного времени вокализации к суммарному числу пауз «нерешительности»;
• процент длинных пауз в высказывании;
• колебания частоты основного тона и интенсивности речевого сигнала;
• динамика темпа речи и артикулирования;
• латентный период реакции на реплику или вопрос собеседника.
Анализ кинетического поведения человека
...Анализ кинетического поведения человека или его двигательной активности в процессе собеседования заключается в выявлении, количественном подсчете и качественной интерпретации следующих категорий жестов.
I. Коммуникативные жесты:
1) жесты-символы (эмблемы);
2) жесты-иллюстраторы, в том числе:
• описывающие (изобразительные) жесты;
• указательные жесты;
• поисковые жесты.
3) вспомогательные жесты:
• акцентуирующие жесты;
• регулирующие жесты.
II. Некоммуникативные жесты (жесты-адаптеры или манипуляторы):
1) самостимулирующие жесты-адаптеры (самоадаптеры);
2) предметные жесты-адаптеры.
Анализ мимической экспрессии
...В соответствии с существующим унифицированным подходом к анализу мимической экспрессии, наблюдаемые в области лица изменения анализируются по трем относительно независимым зонам.
1. Область лба и бровей (верхняя часть лица);
2. Область глаз, включая веки и основание носа (средняя часть лица);
3. Область носа, щеки, рот, челюсти, подбородок (нижняя часть лица).
В ходе анализа, в указанных зонах лица изучается:
• активность основных мимических мышц, сопровождающих переживание конкретных базовых эмоций (эмоции страха, отвращения/презрения, гнева, горя/страдания, радости и реакции удивления);
• наличие и продолжительность микровыражений, соответствующих базовым эмоциям, описанным в п.1;
• наличие признаков (структурных и временных) фальсификации мимической экспрессии;
• другие немимические признаки психоэмоциональной напряженности, такие как:
• векодвигательная реакция (мигательные движения век);
• зрачковая реакция (изменение диаметра зрачка);
• сосудистые реакции кожи (побеление и покраснение);
• слезовыделение;
• потоотделение (перспирация);
• направление взгляда;
• мимические жесты-адаптеры;
• мимические жесты-иллюстраторы;
• мимические жесты-эмблемы.
Глава 10 Некоторые ошибки и опасности, которых следует избегать при проведении оценки достоверности высказываний
Прежде всего, необходимо подчеркнуть еще раз, что надежные заключения по результатам анализа невербального поведения человека в процессе структурированного собеседования не могут быть получены на основании изучения только одного или двух выборочных признаков. Всегда необходимо проводить так называемый мета-анализ, то есть комплексный или системный анализ большого числа характеристик невербального поведения. Как было показано выше, это далеко непростая задача. Ее нельзя решать без серьезной профессиональной подготовки специалистов, использования специальных приемов и технических средств.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы"
Книги похожие на "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Пеленицын - Оценка персонала. Психологические и психофизические методы"
Отзывы читателей о книге "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы", комментарии и мнения людей о произведении.