» » » » Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире


Авторские права

Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Мгимо, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире
Рейтинг:
Название:
Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире
Издательство:
Мгимо
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-9228-0171-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире"

Описание и краткое содержание "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена ключевой проблеме французской дипломатии - удержанию статуса державы с глобальной ответственностью. Автор совмещает два поля исследования: - во-первых, концепции и теории, представления о подобающем месте Франции в мире в меняющихся временных и международных координатах, во-вторых, деятельность французской дипломатии, стратегия, тактика и средства утверждения планетар- ной роли страны по окончании холодной войны.Монография адресована специалистам и студентам, изучающим международные отношения, в первую очередь, франковедам.






договор. Если прежде, в течение веков французская дипломатия и оборона

были организованы вокруг вопроса о прямом соприкосновении с


1 Анализ изменений стратегической культуры Франции в середине 90-х годов был дан Д.Давидом в лекции, прочитанной в МГИМО в 1995 г.


194

противником, в начале 90-х гг. отпала необходимость защиты собственной

территории от иностранного вторжения.

Одно из слагаемых национального суверенитета – население,

защищающее свою территорию с оружием в руках, воплощённое в массовой

армии и системе всеобщей воинской обязанности2, отныне, когда

национальной территории больше никто не угрожает, теряет своё прежнее

значение3. Вопрос о профессионализации армии по примеру США и

Великобритании стал яблоком раздора во французском политическом классе.

Во время избирательной кампании 1995 г. голлист Ж.Ширак высказался за

постепенный переход к профессиональной армии, Ф.Леотар (Республиканская

партия) вместе с большинством военных по-прежнему считал необходимым

сохранение воинской обязанности в сочетании с развитием профессиональных

соединений для ведения внешних операций в рамках ООН. Э.Балладюр занял

более нюансированную позицию. Выступая в IHEDN - Высшей школе

национальной обороны 410 мая 1994 г., он заявил, что такая «смешанная»

армия не должна существовать вечно. Предусмотренное военными 20%-е

сокращение численности французских ВС в паре с профессионализацией

армии должно было дать 10%-ную бюджетную экономию5. Что касается

Миттерана, то он всегда демонстрировал приверженность всеобщей воинской

обязанности, являвшейся одним из главных и священных проявлений

республиканской гражданственности.

По окончании холодной войны все крупные индустриальные страны, кроме Франции, сократили расходы на оборону и более чем на четверть

уменьшили численность вооружённых сил, независимо от того, была ли в них

профессиональная армия или всеобщая воинская обязанность.

________________________________________________________________


2 С 1793 г., когда декретом Конвента был объявлен массовый призыв в армию.

3 Guisnel J. Dйfense: l’heure des choix.// L’Etat de la France en 95-96. P.592-593.

4 IHEDN – Institut des hautes йtudes de la dйfence nationale.

5 Guisnel J. Dйfense: l’heure des choix// L’Etat de la France 95-96. P.593-594.


195

страна 1988 1995 измен. числ. в %

________________________________________________________________

Германия 488 700 339 900 - 30,4%

США 2 163 200 1 547 300 - 28,5%

Великобритания 316 700 236 900 - 31,5%

Франция 456 900 409 000 - 10,5% 6

Во Франции также встаёт вопрос о сокращении военных расходов.

Ф.Эйсбург, президент французского комитета Международного института

стратегических исследований7, считает, что в этой области Франция в 1989-94

гг. шла против течения: выполнение её военных программ требовало

ежегодного увеличения расходов на оборону.

Большинство в ФСП высказывалось за сокращение военного бюджета, П.Моруа на партийном конгрессе указал на своевременность этого

сокращения в связи с распадом Варшавского договора, но Миттеран считал, что преобразования в Восточной Европе ещё не стали необратимыми и что

мир далёк от стабильности8.

В результате военные расходы Франции всё-таки начали снижаться, но

сократились в период с 1990 по 1994 гг. лишь на 4%, т.е. значительно меньше, чем расходы других крупных стран НАТО, а V-я статья бюджета, касающаяся

расходов на неядерные силы, осталась на прежнем уровне, в то время как в

США и Германии она была урезана соответственно на 40% и на 50%. Это

позволило Франции усилить свои позиции в области обороны по сравнению с

другими странами НАТО и ЕС. Однако в более длительной перспективе это

имело противоположный эффект, т.к. позволило продолжать работу над

программами совершенствования вооружений, запущенными в период

второго сосуществования, без поправки на изменение международной

ситуации. В результате, к середине 90-х гг. стало очевидным, что множество


6 Heisbourg F. La France et sa dйfense.// PE. – 1995. - № 4. Р..983.

7 IISS – International Institute for Strategic Studies, находящийся в Лондоне.

8 Le Poign et la Rose, N130, janvier 1990.


196

дорогостоящих и сильно продвинувшихся программ, которые трудно

остановить, делает затруднительным насущное сокращение военных расходов, в то время как в конце 80-х ещё не поздно было сделать выбор в пользу

программ, наиболее перспективных с точки зрения изменения стратегических

рамок национальной обороны.

В итоге, как считает Ф.Гейнсбург, «Франция рисковала снова пойти

против течения, но на этот раз с более тяжёлыми последствиями не только с

точки зрения её операционных возможностей и военно-промышленного

потенциала, но и с точки зрения места Франции в мире»9. Дело в том, что

сильная и автономная оборона была одним из главных козырей Франции в

мире и в Европе, в частности, в уравновешивании франко-германской пары –центрального элемента французской внешней политики. Поэтому резкое

сокращение или замораживание французских военных программ грозило

стабильности франко-германского партнёрства в Европе. Уменьшение вклада

Франции в политику обороны и безопасности влекло за собой невозможность

компенсировать экономическое, демографическое и финансовое преобладание

объединённой Германии.

Со времён де Голля Франция считается планетарной державой, но то, что она может сделать в изменившемся мире своими средствами, становится

всё менее значительным. Если в 60-х-70-х гг. французский десант из двухсот

парашютистов в Чёрной Африке мог серьёзно повлиять на стабилизацию

политической ситуации, то в начале 90-х гг. их усилия оказываются

тщетными. За двадцать лет наращивание вооружений в этом регионе, а также

развитие этнических конфликтов и рост общей политической нестабильности

привели к качественным изменениям масштабов средств, необходимых для

эффективного вмешательства, если предположить, что такое вмешательство

может вообще быть здесь результативным


9 PE. – 1995. - № 4. Р. 987.


197

Конечно, у Франции оставалось преимущество обладания собственным

ядерным оружием. В начале 60-х годов оно помогло преодолеть страх

военного поражения, довлевший над французами ещё с разгрома 1870 г. и

усиленный предвоенной капитулянтской политикой правительств Третьей

республики и военной катастрофой 1940 г. Концепция ядерного сдерживания

сделала в глазах французов атомное оружие средством избежать какой бы то

ни было военной угрозы.

Ещё в феврале 1990 г. министр обороны Ж.-П.Шевенман заявил, что

Франция продолжит ядерные испытания, поскольку они необходимы для

модернизации её ядерного арсенала10. В то же время, становилось всё более

очевидным, что военные кризисы, поразившие Европу, да и не только Европу

с конца 80-х годов, нельзя разрешить с помощью ядерного нажима. В апреле

1992 г., в момент начала деятельности правительства П.Береговуа, Ф.Миттеран объявил мораторий на испытания и, несмотря на резкие протесты

начальника Генерального Штаба, адмирала Ж.Ланксада, в мае 1994 г., повторил, что мораторий сохранится, пока он останется у власти. Впервые во

Франции был нарушен консенсус президента и парламентского большинства

по вопросу о ядерных испытаниях, поскольку правое большинство выступило

за возобновление испытаний.

Можно предположить, что Ф.Миттеран перед лицом вечности

стремился вернуться к позиции, традиционной для французской католической

церкви. Она состоит в понимании, что военный атом способен обеспечить

Франции мир. Ядерное оружие – необходимое зло, которое следует

принимать, однако оно остаётся глубоко аморальным. Ядерные испытания

были постоянным напоминанием об этой аморальности11.


10 Социал-демократия и проблемы европейской безопасности и разоружения в 80-е. годы / Под ред.

И.Н.Ундасынова. М.: 1991.

11 См. об этой точке зрения в:Assemblйe Nationale (N308). Avis presentй au nom de la Commision de la Dйfence Nationale sur le projet de la loi de finances pour 1998 (N230). - Nov. 1997. - P.12.


198

Вслед за тем, пусть с большим опозданием, Франция присоединилась 3

августа 1992 г. к Договору о нераспространении ядерного оружия, что

логически могло привести к полному отказу от испытаний. 4 июля 1993 г.

Франция подключилась к переговорам по Договору о всеобъемлющем

прекращении ядерных испытаний. Тогда же она дала согласие на участие в

переговорах по Конвенции о запрещении производства ращепляющих


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире"

Книги похожие на "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Обичкина

Елена Обичкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире"

Отзывы читателей о книге "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.