» » » » Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти


Авторские права

Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти

Здесь можно скачать бесплатно "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Типография МГУ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Рейтинг:
Название:
Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Издательство:
Типография МГУ
Год:
2013
ISBN:
978-5-9904184-1-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Описание и краткое содержание "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуется положение царского двора Алексея Михайловича в контексте абсолютизирующейся царской власти. Комплексно рассматриваются персональный состав элитной части двора, его структура и связь с управленческим аппаратом государства; освещаются борьба придворных группировок, родственные связи внутри элиты; даны политические портреты наиболее значимых представителей придворной элиты; раскрываются деятельность огромного дворцового хозяйства и культурно-бытовые особенности придворной жизни. Монография основана на широком круге источников, большая часть которых извлечена из архивов и вводится в научный оборот впервые.






народу, считая своей целью построение благополучного царства, подобно-

го Царству Небесному. Вера царя была искренней и неподдельной.

На протяжении царствования Алексей Михайлович ревностно со-

блюдал все церковные заповеди и действа, которые были для него ярким

воплощением чтимого им порядка и чина 370. Следование им не было царю

в тягость, поскольку исполнял их он не формально, а по душевному веле-

нию. Даже греческие архиереи, посещавшие русскую столицу, отмечали

набожность царя, его доскональное знание церковной службы, которую он

изучал еще в раннем детстве.

Личное участие царя в церковных праздниках придавало им особый

высокий смысл. С большой торжественностью отмечался праздник Бого-

явления, в котором лично участвовали царь и патриарх при большом сте-

чении народа. Крестный ход «на воду», где накануне устраивали Иордань,

отличался особым великолепием. Путь государю прокладывали стрельцы в

цветных платьях со знаменами, пищалями и барабанами, по четыре чело-

века в ряд. Свиту царя открывали дьяки, за ними дворяне, стряпчие, столь-

ники и «ближние люди» – бояре в богатых шубах. У проруби патриарх

осенял крестом царя, затем весь народ и совершал по чину молебен. После

этого архимандриты отправлялись окроплять водою войска и народ в Мо-

скве. Крестный ход обычно завершался праздничным столом у царя.

На масленичной неделе, предшествующей Прощеному Воскресенью,

Алексей Михайлович совершал «прощеные» объезды, начиная с кремлев-

ских монастырей – Чудова и Вознесенского. В монастырях царь испраши-

вал прощения у монахов и монахинь, жалуя от себя «денежную милость».

Приезжал государь и в ближние загородные обители. Особенно торжест-

венно было устроено посещение Новоспасского монастыря, где были мо-

гилы почивших предков царя – бояр из рода Романовых, Черкасских,

146 -

Шереметевых. В один из последних дней масленицы царь с патриархом и

ближайшим окружением приходил испрашивать «прощение» к царице.

Особым праздничным действом в XVII в. было «шествие на осляти»,

символизирующее праздник Входа Господня в Иерусалим. Исторически

это действо пришло из Византии. Шествие в Вербное Воскресение было

поистине популярным среди народа событием. Оно всегда проходило при

большом стечении народа, желавшего увидеть царя и патриарха. В правле-

ние Алексея Михайловича и, вероятно, по инициативе патриарха Никона, в

праздничный обряд был заложен дополнительный смысл.

Действо было приближено к греческому образцу: Кремль стал ассо-

циироваться с Иерусалимом (Святым городом), что придавало обряду осо-

бый духовный смысл в глазах и наблюдавших, и участников шествия.

Лобное место, откуда начиналось шествие, украшалось кадками с вербой,

на которую, в свою очередь, вешали фрукты, орехи, нити с деньгами. Вер-

ба «вся зеленуется, якож бы сейчас расцвела, около вербы перила учини-

ны, столбики писаны разными красками». В 1668 г. праздник отмечался в

присутствии трех патриархов: двое – Макарий и Паисий прибыли на суд

над Никоном, а Иоасаф был только что избран патриархом всея Руси.

Самым светлым и радостным в череде праздников было, конечно,

Воскресение Христово – Пасха. Все государственные дела на царском дво-

ре прекращались, приказы были закрыты, жалобы и челобитные не рас-

сматривались, представители Боярской думы сопровождали царя на

богослужениях. Однажды, находясь в военном походе, царь писал в Моск-

ву семье: «У нас Христос воскрес, а у вас?», приветствуя тем самым род-

ных и спрашивая их, веруют ли они столь же крепко, как и он.

Накануне праздника все царедворцы, а также обслуживающий пер-

сонал дворца могли увидеть его «пресветлые очи», что считалось высшим

пожалованием от Алексея Михайловича за преданную службу. Меньшие

чины допускались после высших. Стольник впускал их к государю, со-

гласно списку, по два человека. После торжественного пасхального бого-

147 -

служения в Успенском соборе Кремля царь одаривал придворных окра-

шенными куриными, гусиными или расписными деревянными пасхальны-

ми яйцами. Всего в праздник Пасхи царь раздавал в подарок несколько

тысяч яиц. Во время празднования провозглашалось особое «многолетие»

царю и всей царской семье. «Многая лета» желали царю и придворные.

Царь Алексей Михайлович в ответной речи поздравлял патриарха, духов-

ные власти и всех христиан, также желая им здоровья. По сложившейся

традиции, речь от мирян произносил первый из бояр.

Женская половина царского двора, царица, царевны и их свита, дву-

надесятые праздники проводили в домовых церквях или монастырях, на-

пример, Новодевичьем монастыре. Однако в конце царствования второго

Романова для первой дамы государства этот обычай был изменен. Царица

Наталья Кирилловна открыто выезжала в своей карете на богомолья в

подмосковные монастыри, она же ввела новую традицию: посещение цер-

ковных служб в кремлевских соборах с маленькими царевичами – Иваном

и Петром. Известно, что с ранних лет Петр, в отличие от своего слабого,

болезненного брата, выстаивал долгие службы, делая это с радостью, а не

по принуждению, в чем, вероятно, проявлялось материнское влияние.

Царь и царица часто встречали праздники не в Москве. Известны ве-

сенние, осенние и летние походы царской четы в Троице-Сергиев, Савви-

но-Сторожевский монастыри, в подмосковные резиденции – Коломенское,

Измайлово, Покровское. Прежде чем покинуть Москву, Алексей Михайло-

вич высылал людей для проверки состояния дорог. За царем в поход сле-

довала его столовая и шатерная казна, в которой имелось все для

обеспечения его быта в дороге; если же государю сопутствовала царица с

семьей, то кортеж многократно увеличивался. В походах участвовали все

чины – от бояр до жильцов «по росписи», то есть по спискам, составляе-

мых в Разряде. Высшие чины записывались в «росписи» поименно.

В 1650 г. Алексея Михайловича в поход в Троице-Сергиев монастырь

сопровождали: «бояре Б.И. Морозов, князь Я.К. Черкасский, И.Д. Мило-

148 -

славский, князь Н.И. Одоевский, боярин и дворецкий А.М. Львов». В це-

лом же, в свите царя было 5 князей, 5 окольничих, 59 стольников, 15

стряпчих, а также стремянные стрельцы, сотники, приказные подьячие 371.

Некоторые из придворных имели специальные обязанности в пути. Околь-

ничий проверял подготовку путевых дворцов, в которых останавливался

царь с семьей, а также подводы, заготовленные на станах, чтобы «было

чисто, смирно и безопасно» 372. Стольники, стряпчие, рынды сопровождали

царя и царицу у возков.

Особой церемонией была встреча государя, возвращающегося в сто-

лицу из похода, разными чинами «московских людей». Торжественные

встречи устраивались после ежегодных походов в монастыри. Участвовать

и поздравлять государя с церковными праздниками были обязаны все при-

дворные без исключения. Церковные церемонии и праздники при дворе

носили не только религиозный характер, но и общественно-политический.

Их торжественность и богатство были призваны подчеркнуть благочестие

и благополучие московского царства и значимость царя как его главы.

Светские придворные церемонии также имели свой сценарий и

строились по принципу иерархии (по нисходящей): от царя к его поддан-

ным. Наиболее наглядными в этом отношении были встречи иностранных

послов, призванные поразить гостей своей пышностью и торжественно-

стью. Главным событием во всем церемониале была встреча послов с ца-

рем Алексеем Михайловичем, обмен приветственными речами,

подношение посольских даров.

Побывавшие в Москве в 1671 г. польские послы оставили одно из

наиболее полных описаний приема Алексеем Михайловичем: «Царское ве-

личество сидел. Его же престол против дверей поставлен. Около лавок, на

которых справа царского величества руки двадцать восемь бояр достаточ-

но богато одетых, по левую руку – два царевича. Первый – грузинский,

другой – касимовский. У престола по левую руку стоял Одоевский старый,

который у царского величества руку к целованию держал» 373.

149 -

Прибывшие в 1674 г. в Россию шведские послы, помимо приема у


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Книги похожие на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Светова,

Екатерина Светова, - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Отзывы читателей о книге "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.