Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Воздушная война над СССР. 1941"
Описание и краткое содержание "Воздушная война над СССР. 1941" читать бесплатно онлайн.
Чуть ли не единодушным стало мнение о том, что советская авиация в 1941 году не оказывала серьезного сопротивления люфтваффе. Неопытные советские летчики на устаревших самолетах, при общей неразберихе и бездарном командовании якобы не могли на равных воевать с немцами. Утверждают даже, что советские асы в конце войны не приблизились к боевым достижениям лучших немецких пилотов, а советские авиаконструкторы не могли угнаться за инженерной мыслью Германии. Так ли это было на самом деле? Военный историк Г.В. Корнюхин развенчивает сегодняшние мифы о воздушной войне 1941 года. Он развертывает перед читателем потрясающую, полную драматизма картину военного противостояния, в котором в полной мере проявились героизм и мужество нашего народа.
Тогда ему удалось взорвать склад боеприпасов и подавить огонь вражеской полевой артиллерии. В середине августа подразделения полка способствовали выходу из окружения частей 18-й армии и уничтожили в районах Бармашев, Баштанка до 8 танков и около 30 автомобилей.
Переправы у Ямполя 21 июля бомбили также две девятки Су-2 из 211-го ББАП, но они действовали в то время с одного из аэродромов Юго-Западного фронта и поэтому истребительного прикрытия не имели, что привело к тяжелым последствиям. И.И. Пстыго, впоследствии маршал авиации, так описывал этот налет:
«Тот памятный день оказался для нас трагическим. Из пекла, а там было действительно пекло, домой не вернулись шестнадцать самолетов! Итак, по порядку. До района переправы мы добрались благополучно. Летели без прикрытия: обстановка не позволяла дожидаться истребителей. Вышли на боевой курс. Видимо, не все знают, что такое боевой курс. Коротко поясню. Если условно провести в воздухе прямую линию, чтобы порядочный кусок ее проходил над наземной целью, а потом по этой прямой провести самолет, не разрешая ему маневрировать, то можно сказать, что самолет на боевом курсе. Смысл подобного выдерживания прямой — с наилучшей вероятностью поразить противника при бомбометании. Отвернешь — считай, что все твои старания пошли насмарку. Попадание возможно только при строгом выдерживании боевого курса. Враг, естественно, способен вычислить твой боевой курс и расчетливо повести по тебе стрельбу. Поэтому-то боевой курс и требует от экипажа не только умения да мастерства, но и мужества, стойкости и хладнокровия.
Мы бомбили переправу при ураганном зенитном огне. Все небо от разрывов было в бесформенных чернильных кляксах. Сколько самолетов было сбито над целью — не знаю. Может быть, половина. Когда же мы стали недосягаемы для зенитной артиллерии, появились «мессершмитты», яростно набросившиеся на наши тихоходные тяжелые машины. Вижу, один Су-2 горит, второй… После таких потерь группа, естественно, распалась. И вот веду машину как можно собраннее — совсем один. Нырнул в попавшиеся на пути редкие облака. Выскочил из них. Яркое солнце сияет. Меня никто не преследует. Вдруг голос Демешкина:
— Командир! Слева «пегий!» — несколько растерянно сообщил Демешкин.
Таблица 18. Боевой состав ВВС Южного фронта по состоянию на 17 июля 1941 года.
«Пегими» мы в полку называли Су-2. Называли их так за раскраску фюзеляжа, камуфляж.
А остальные где? Неужели всех?
Подхожу ближе к «пегому». По номеру определяю, что это машина Алексея Мальцева. Странно только, что летит он не туда, куда надо. Пилот вроде опытный, без причины сбиться с курса не мог. Я обогнал его, покачал крыльями, мол, пристраивайся. «Пегий» потянулся за нами. Время от времени он отставал, и я сбавлял скорость. На посадку Мальцева пришлось завести, а сам ушел на второй круг. Это было, конечно, опрометчиво: по правилам поврежденный самолет должен садиться последним.
Мальцев же приземлился, не дорулив до стоянки, выключил мотор и потерял сознание. Когда я произвел посадку, санитары осторожно вытаскивали из машины безжизненное тело ее штурмана. Мне стало ясно, почему бомбардировщик сбился с курса…
В том полете Мальцева спас шлемофон. Осколок снаряда врезался в наушник, расколол его, отбил край уха и оставил небольшую бороздку на голове».
Среди других советских самолетов в налетах на цели в районе Ямполь, Сороки участвовали бомбардировщики СБ из 5-го СБАП.
23 июля, действуя совместно с истребителями из 67-го ИАП, они разрушили на Днестре две переправы.
Основными объектами атак авиации Черноморского флота в июле по-прежнему являлись румынские порты Констанца и Сулина. Кроме того, учитывая важность румынской нефти для военной машины Германии, Ставка ГК включила в список объектов, подлежащих уничтожению с воздуха, также и главный нефтеперерабатывающий центр Румынии — Плоешти.
Выдержав недельную паузу после июньских потерь, советские самолеты вновь появились над Констанцей в ночь на 3 июля. Сбросив бомбы, все 6 ДБ-ЗФ возвратились обратно. 8 июля Констанцу бомбили уже 8 ДБ-ЗФ, и на этот раз был потерян один бомбардировщик. Наряду с ночными налетами стали широко практиковаться и дневные, неожиданные атаки порта одиночными самолетами. Так, 11 июля цели в районе порта атаковали поодиночке 4 бомбардировщика СБ и один ДБ-ЗФ, причем ни один из них не был сбит. Довольно успешно проходили налеты на румынские корабли в дельте Дуная. За месяц боевых действий советским самолетам удалось уничтожить там около 50 различных буксиров, катеров, минзагов, лихтеров и других плавсредств. В разгоравшихся время от времени воздушных поединках советские экипажи нередко давали жестокий отпор противнику. Например, 22 июля во время атаки одиночного ДБ-ЗФ над морем были сбиты два истребителя Bf 109F из состава эскадрильи 7./JG 52. 26 июля та же немецкая эскадрилья недосчиталась еще одного самолета, уничтоженного над Констанцей стрелком бомбардировщика СБ.
Первый групповой эффективный налет на Плоешти состоялся 13 июля. К началу этого месяца 40-й СБАП 63-й авиабригады получил 10 новых пикирующих бомбардировщиков Пе-2, из которых в полку сформировали дополнительную 5-ю эскадрилью под командованием капитана А.П. Цурцумии. 6 таких скоростных самолетов и решили использовать для дневной атаки румынского нефтеперерабатывающего центра. План налета подготовил Цурцумия, и он же возглавил ударную группу бомбардировщиков. Главной изюминкой плана являлось то, что Пе-2 для противника был малознакомым самолетом и к тому же, благодаря двукилевому оперению, он сильно напоминал в воздухе немецкие машины Bf 110 и Do 17. Чтобы усилить это впечатление, Цурцумия выполнил заход на Плоешти с тыла, со стороны Карпат. Уловка сработала, так как при появлении бомбардировщиков вражеская система ПВО никакой активности не проявила. Экипажи легли на боевой курс, спокойно, без помех прицелились и точно сбросили бомбы. Лишь когда в воздухе раздался зловещий свист, зенитчики торопливо открыли беспорядочный огонь по уже улетающим самолетам. Бросившимся вслед немецким истребителям удалось все же догнать Пе-2, и они сбили самолет лейтенанта Александрова. Дважды загорался после их атак Пе-2 ст. лейтенанта Корзунова, но летчик сбил пламя и довел поврежденную машину до аэродрома. В свою очередь, бортовые стрелки бомбардировщиков заявили о двух уничтоженных Bf 109. Этот налет на Плоешти получил международную известность, так как советские бомбы нанесли значительные повреждения румынским заводам «Орион» и «Астра Романия». Огнем было охвачено до 120 тыс. тонн топлива, и сильный пожар длился почти трое суток.
26 июля состоялось боевое крещение секретного оружия ВВС Черноморского флота — авиационной системы «Звено-СПБ», представлявшей собой сцепку четырехмоторного самолета ТБ-3 с двумя И-16. Проектирование воздушного авианосца было начато в СССР еще в начале 30-х годов, и основным сторонником этой идеи выступил известный в то время инженер B.C. Вахмистров. Предполагалось, что истребители, запускаемые с борта носителя, смогут эффективно защищать дальние бомбардировщики на всем протяжении их полета. Первой системой подобного типа, разработанной Вахмистровым, стало «Звено-1», состоящее из бомбардировщика ТБ-1 с размещенными на плоскостях его крыла двумя истребителями И-4. Затем Вахмистров экспериментировал с бомбардировщиком ТБ-3, на котором он последовательно располагал от 2 до 5 истребителей различного типа. Наиболее удачной, с точки зрения испытателей, стала сцепка «Звено-6», когда два И-16 подвешивались снизу под крылом ТБ-3. Непосредственно перед полетом они подруливали самостоятельно под крыло бомбардировщика, крепились к трем подвескам замками, а потом шасси истребителей убирались, и сцепка была готова к взлету.
В 1938 году Вахмистров несколько изменил проект, предложив использовать И-16 также в качестве пикирующих бомбардировщиков. Таким образом появилось «Звено-СПБ», в котором каждый истребитель мог нести по две 250-кг бомбы. Радиус действия И-16 существенно увеличился за счет того, что в полете они питались горючим со специальных крыльевых баков ТБ-3. Максимальная дальность полета всей системы достигла почти 2500 км. Отцепка истребителя в воздухе от самолета-носителя происходила сравнительно просто. По сигналу пилот И-16 освобождал задний фюзеляжный замок, затем двигал ручку управления от себя и, когда истребитель отклонялся вниз на угол 3°30′, автоматически открывались крыльевые замки, и самолет переходил в свободный полет. После сброса бомб с пикирования И-16 могли использоваться в качестве обычных истребителей.
«Звено-СПБ» официально приняли на вооружение ВВС СССР в октябре 1938 года, однако из-за споров в верхах относительно эффективности использования серийное строительство сцепок разворачивалось крайне медленно. К началу войны заводы построили всего пять комплектов систем «Звено-СПБ». Все они вошли в состав 2-й эскадрильи 32-го ИАП 62-й авиабригады ВВС ЧФ и базировались на аэродроме в Евпатории.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Воздушная война над СССР. 1941"
Книги похожие на "Воздушная война над СССР. 1941" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941"
Отзывы читателей о книге "Воздушная война над СССР. 1941", комментарии и мнения людей о произведении.