» » » » Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина


Авторские права

Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Смэлток, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина
Рейтинг:
Название:
Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина
Издательство:
Смэлток
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
985-6742-36-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина"

Описание и краткое содержание "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории малых городов Витебской области: Орша, Толочин, Верхнедвинск, Миоры, Докшицы, Глубокое, Шарковщина, Браслав, Городок, Шумилино, Бешенковичи, Лепель, Ушачи, Чашники, Сенно, Дубровно, Поставы, Видзы, Освея.






Вы з каханай мяне павянчалi.


Вот рассказ последнего из живых участников некогда знаменитого Груздовского ансамбля цимбалистов Ивана Иосифовича Мацкевича.

«Батька мой играл на скрипке. А меня учил на цимбалах. Таким способом хотел гроши добывать, когда я освою инструмент. Было мне в то время лет пять. Как плохо играю — он мне смыком по руке!

Потом стали играть на свадьбах. Сначала «сметанниками», — так называли музыкантов, которые нанимались играть только во время благословения. Потом, как я упрочился в своем искусстве, стали играть и во время застолья… Хорошо помню первую свою свадьбу: как надели мне на шею цимбалы, так я и повалился на колени — тяжелехонек был инструмент. Давние, дедовские цимбалы были большие и громкие… Когда играли на второй свадьбе, то были уже втроем — хозяева попросили взять гармониста.

Как подрос, стал играть в оркестре. Сами собирались: цимбалы, балалайка, скрипочка, кларнет. У одного было даже банджо.

Кто-то обязательно играл на барабане. Барабан делали сами, из собачьей кожи. Для этого убивали собаку, а содранную с нее шкуру на два-три дня закапывали в хлеву в навоз. Потом шкуру выскребали, мыли и, сырую, натягивали винтами на круг, чтобы кожа стлалась как можно туже. Звук у барабана из собачьей кожи получался громким, а сам барабан — крепким, не прорвешь…»

В 1939 г. в деревне Груздово (недалеко от Постав) образовался маленький ансамбль, основу которого составляли цимбалисты.

После войны Владимир Ануфриевич Кривенько возродил славу ансамбля, сделав его большим оркестром.

С конца шестидесятых оркестр становится постоянным участником всесоюзных фестивалей самодеятельного творчества. Артисты много гастролируют. Отдельно выступает семья цимбалистов Мацкевичей. Из 150 детей Груздовской восьмилетней школы в этот период тридцать являлись участниками ансамбля. Кажется, всякий, кто рождался в этой деревне, волею судьбы обязан был научиться играть на цимбалах. Старый инструмент являлся не просто гордостью Груздово, он служил для жителей этой деревни мостом к тому, чтобы повидать белый свет.

Но потом, к началу восьмидесятых, в груздовской школе осталось всего 50 учеников. А вскоре ее и вовсе пришлось закрыть…

Но страсть, как говорят, умирает последней. Был расформирован ансамбль — зато остались приверженцы этого вида народного творчества. Искусство игры на цимбалах, чарующая, не похожая ни на какую другую музыка стародавнего инструмента продолжали волновать многие и многие сердца. И вот в Поставах воссоздается сначала детский фольклорный ансамбль, а затем и коллектив профессионалов-цимбалистов из числа преподавателей местной музыкальной школы. При этом в первую очередь позаботились о сохранении традиций груздовской школы цимбалистов: игрались те же старые мелодии, с тем же стилем, приемами… Понятно, в каждом регионе полька звучит по-разному. Ведь музыканты из народа учат не по нотам, а на слух. Так живет и развивается народная музыка: от старого поколения секреты передаются новому. В Поставах эту тонкую нить поколений сумели сберечь. Сохранился не только репертуар, но и сами инструменты: оба ансамбля используют цимбалы мастера Новика. Такое отношение вселяет надежду на то, что стародавний инструмент еще долго будет радовать сердце белоруса.


Я цымбалам увесь аддаюся

За iх спеу мiлагучны, удалы,

I няхай жа на усёй Беларусi

Не змаукаюць нiколi цымбалы!


О том, что цимбалы действительно необыкновенный инструмент и что они действительно радуют души, подтверждает рассказ все того же Ивана Иосифовича Мацкевича, который сумел соорудить цимбалы даже будучи и плену в Германии…

Когда Иван Иосифович сделал чертеж и показал немцам, последние только пожали плечами: «Никогда такого инструмента не видели!» Однако в помощи не отказали… Делать цимбалы приходилось во время обеденных перерывов. В столярной мастерской выточили доски и скрепили их казеиновым клеем. В слесарке изготовили колки. И там, и здесь музыканту приходилось объяснять, какой инструмент он собирается соорудить, а заодно и пообещать, что обязательно поиграет тем, кто ему поможет. Вместо струн был использован упругий провод. Когда все было готово, Мацкевич, как и обещал, пришел в столярную мастерскую. Немцы удивились необычным звукам — они слышали цимбалы впервые. «А немецкий марш можешь?.. А вашу «Катюшу»?.. А «Интернационал»?..» Долго не отпускали музыканта, потом повели по домам, чтобы звучание чудо-инструмента послушали их жены… Фрау и вовсе расчувствовались: они дарили талоны на хлеб, деньги. Все то же самое повторилось на следующий день в слесарке. После двух дней таких походов музыкант вернулся в барак и, вывалив смятую кипу талонов и денежных знаков, сказал: «Ну, братцы, теперь голодать не будем!»

Сразу после войны бедный Иван Иосифович попал в новый плен, на этот раз к русским, — за то… что был в плену у немцев. Там тоже пришлось объяснять местному начальству, что он хочет соорудить и что цимбалы — это не пулемет. Помог, по иронии судьбы, пленный немец, столяр. Инструмент получился на славу. Хотя вместо колок пришлось использовать обычные гвозди, а вместо струн — нить от троса. От девчат отбоя не было — так полюбилась русским девушкам (как и тем же немкам) мелодичная белорусская музыка…

Ну как после этого не скажешь: где белорус, там и цимбалы!

ВИДЗЫ[14]

(август, 1997)



СВЕДЕНИЯ ХЭДЕМАНА

Сведений о Видзах крайне мало. Лишь Хэдеман, польский писатель, Потрудился во благо этого городка. И вот что он сообщает…

В начале XV в. сын великого князя Кейстута Сигизмунт передал видзовские владения сразу трем семьям: Довгердам, Даугештам, Нарушам. Кроме того, часть Видзов находилась в постоянных владениях бискупских. Эта территория так и называлась «бискупский ключ».

Еще один ключ, тот, что находился в светских руках, менял хозяев достаточно часто. В начале XVI в. в Видзах хозяйничал знаменитый князь Альбрехт Гаштольд, владелец гераненского замка. Стародавние метрики сообщают, что имение Видзы было продано Альбрехту Мартиновичу Гаштольду и его супруге в 1524 г.

Позже, когда род Гаштольдов прекратил свое существование, имение перешло к Пацам. В 1685 г. Михаил Казимир Пац передал свои владения каноникам регулярным. Тогда, в XVII в., Станислав Нарушевич, прокуратор виленский, содержал здесь кальвинский молитвенный дом.

В XVIII в. быстро поднялись и стали владельцами чуть ли не всех земель повета Вавжецкие. Это была семья отважных людей, державших свою власть преимущественно с помощью сабли. Кроме обычных податей, Вавжецкие требовали со своих людей платить налоги порохом… Преданные католики, члены этой фамилии в 1754 г. помогли иезуитам, дав им деньги на строительство в городе резиденции представителям этого Ордена, а также — школы и костела для них. Резиденция самих Вавжецких находилась в прекрасном имении, которое называлось «Видзы-Ловчинские».

28 ноября 1812 г. в центре города произошла схватка между отступающими французами и казаками. В результате оказалось сожженными 116 домов.

Волею судьбы Видзы стали одним из немногих белорусских местечек, которые собрали в себе сразу несколько общин. При этом каждая имела свой религиозный центр. В 1818 г. здесь существовали и действовали: старообрядческая молебная, парафиальный костел, костел иезуитов, церковь каноников регулярных (на горе), две часовни православных, магометанская мечеть, синагога. При этих храмах существовали свои образовательные школы.

МЕСТЕЧКО

Название местечка, без сомнения, финно-угорское. По нему можно судить о времени возникновения этого поселения. Очевидно, что Видзам несколько тысячелетий. Слово «видзэ» по словарю коми, одной из групп так называемой финно-угорской народности, означает «луг, покос». Другими словами — это поселение на открытом, не занятом лесом берегу реки. Финно-угры связывали названия своих поселений с ландшафтом или с тем или иным преобладающим в том месте видом растительности, животных или рыб. Скажем, Сарья означает поселение на берегу реки, в которой изобилие плотвы и т. д.

Местечко располагается на берегу речки Маруги, около озера того же названия. Маруга — тоже слово финно-угорское.

Городок так и не получил магдебургского права. Но всегда считался достаточно знаменитым. Особенно в том, что касалось производства сельхозпродуктов. В прошлом веке главными предметами торговли здесь были: зерно, лен, свинина и домашняя птица. Скупленных на местном базаре свиней большими стадами гнали в Ригу. Птицу перевозили в клетках. Ежегодно одних только гусей здесь продавали до 100 тыс. штук.

Следует сказать, что базарные дни в Видзах устраивали по вторникам. Съезжались купцы из Германии и России. Кроме перечисленной продукции славились местные лошади — рабочие тяжеловозы. О силе и выносливости последних говорит хотя бы тот факт, что, в отличие от других мест, в Видзах все гужевые повозки запрягались одноконь…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина"

Книги похожие на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Татаринов

Юрий Татаринов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина"

Отзывы читателей о книге "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.