» » » » Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина


Авторские права

Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Смэлток, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина
Рейтинг:
Название:
Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина
Издательство:
Смэлток
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
985-6742-36-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина"

Описание и краткое содержание "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории малых городов Витебской области: Орша, Толочин, Верхнедвинск, Миоры, Докшицы, Глубокое, Шарковщина, Браслав, Городок, Шумилино, Бешенковичи, Лепель, Ушачи, Чашники, Сенно, Дубровно, Поставы, Видзы, Освея.






Первоначально по обе стороны главной иконы «размещены были при колоннах четыре колоссальные изваяния, из коих два изображали Иоакима и Анну, стоящих перед иконою в благоговейном положении, а другие два — Захарию, во всем первосвященническом облачении, указывающего на святыню образа, и Елизавету, держащую в правой руке сосуд с двумя голубями». Впоследствии эти изваяния исчезли…

В колокольной башне, в последнем ярусе, устроены были часы с двухнедельным заводом, которые отбивали часы и четверти.

К левой стороне церкви в 1776 г. была пристроена теплая церковь.

Двухэтажный монастырский жилой корпус соединялся с холодной и теплой церквями. Он имел три поворота. Причем, кельи настоятеля занимали угловую часть середины здания на втором этаже. При этом окна этих келий выходили частью на площадь перед церковью, а частью — в сад. В монастырском саду произрастало много плодовых деревьев. Он был удобен для прогулок и имел продолжительную тенистую аллею.

На территории монастыря располагалось несколько хозяйственных предприятий: винокуренный завод, две мельницы — водяная и воловая, а также — постоялый двор.

Громкую славу монастырю приносила его школа. В ней обучались дети крестьян из окружающих деревень. Дела в этой школе были поставлены настолько хорошо, что ее выпускники поступали в Виленский университет, в котором монастырь содержал до 20 своих стипендиатов. Возглавлял школу сам настоятель. Преподавателями же были лица, окончившие Виленский университет и кое-кто из монахов. Некоторые имели высшие ученые степени: доктора богословия, доктора философии. Одним из самых известных преподавателей считался иеромонах Фаддей Маевский, скоропостижно умерший в 1838 г.

Монастырь содержал доктора и фельдшера для бесплатного лечения народа. Кроме того, в периоды неурожая раздавал бедным хлеб (зерно). Из дела, хранящегося в Синодальном архиве, сообщает далее А. С. Вераксин, видно, что Березвеческий монастырь во время Отечественной войны 1812 г. состоял в числе поставщиков продуктов для русской армии. Император Наполеон во время своего десятидневного пребывания в Глубоком из любопытства осматривал окрестности. Однажды, любуясь месторасположением Березвеческого монастыря, он высказал следующую мысль «Если бы это место принадлежало мне, я приказал бы устроить отсюда судоходное сообщение с Двиной, и, таким образом, из этого незначительного места образовал бы один из красивейших и выгоднейших городов Европы». Сначала монастырь лишился имения Вербилово. Впоследствии казна отняла фольварок Микуличи, а еще позже — лесную дачу Адамовка. Лишившись земельных наделов, Березвеческий монастырь уже не мог выполнять прежнюю просветительскую работу. Школу закрыли, ее здание постепенно превратилось в груду развалин. 28 октября 1874 г. указом Святейшего Синода монастырь был закрыт, а его церковь отдана на попечение местной глубокской церкви.

Так закончилась более чем вековая история когда-то богатого и знаменитого монастыря, много порадевшего в пользу унии и католичества. Растаскана была его библиотека. А. С. Вераксин сам лично видел одну книгу из той библиотеки: редкий экземпляр сборника законов бывшего Великого княжества — «Литовский Статут» на белорусском языке. Эта находка как нельзя лучше подтверждает, что основу, подавляющее большинство народа, населявшего Великое княжество, составляли белорусы и что язык этого народа являлся государственным и правительственным.

Казалось, что о монастыре все забыли и что даже память о нем исчезнет навсегда. Но вот, летом 1900 г. архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий прибыл в Березвечье в сопровождении князя Друцкого-Любецкого. Священник глубокской церкви отец В. Концевич давал им во время того визита кое-какие разъяснения. И вот, после этого, в Березвечье пожаловал сам Обер-Прокурор святейшего Синода В.К. Саблер.

Все эти визиты оказались небесцельными. Уже 31 января 1901 г. Святейший Синод принял указ об учреждении в Березвечье женского общежительного монастыря и учительской женской школы при нем.

Архиепископ стал приискивать настоятельницу монастырю. Ей стала игуменья Алексия, настоятельница Антолепского монастыря Ковенской губернии. Она трудилась тут 4 месяца. Но потом уехала. И тогда из Елецкого монастыря Орловской губернии вызвали казначею Сергию.

Много невзгод, сообщает далее в своем очерке А. С. Вераксин, пришлось пережить первым насельницам восстановленной обители. В июле 1901 г., вместе с монахиней Сергией в Березвечье прибыли 9 сестер-послушниц, из которых некоторые не выдержали неожиданных трудностей и вскоре отбыли обратно… Остались лишь твердые духом, среди них и рясофорная послушница Раиса Каллиникова, которая учительствовала в школе.

Сначала отремонтировали и даже увеличили теплую церковь, потом монастырский корпус, распахали поля и огороды на взятых в аренду землях…

Через некоторое время число сестер стало увеличиваться и дошло до 60.

Архиепископ Ювеналий взял эту обитель под свой патронаж. Он приезжал сюда ежегодно на день своего Ангела (2 июля). Не жалел, отдавал на восстановление свои личные средства, выхлопотал в Святейшем Синоде постоянное пособие монастырю.

С 1905 г. священником монастырских церквей и заведующим школы стал сам А.С. Вераксин.

В 1906 г. начали работы по внутреннему ремонту большого храма. А.С. Вераксин, как член Государственной Думы, выезжал в 1907 г. в Санкт-Петербург и выхлопотал в Святейшем Синоде 12 тысяч рублей на ремонт.

Летом 1908 г. из Вильни был вызван позолотчик, который кроме иконостаса позолотил еще и капители на всех колоннах и немало карнизов.

Летом 1909 г. наружный ремонт церкви еще продолжался. Храм восстанавливался по чертежам проектировщика и с сохранением настенных рисунков во всей их точности. А игуменья Сергия, своею заботой по восстановлению обители в Березвечье, совершила настоящий подвиг.

Ужасающее по своей непредсказуемости и разрушительной силе последнее столетие привело к тому, что монастырь в Березвечье канул в небытие. Проезжая через Глубокое, по дороге вдоль целой линии здешних озер, вы уже не узнаете даже то место, где располагалась обитель и где три столетия жили в мире, неся свет образования и нравственности, люди в рясах Более того, вы вздрогните, когда узнаете, что на том самом месте, где теплился земной рай, в последствии — в 1941-44 гг. — располагался концлагерь для военнопленных, а в настоящее время — тюрьма строгого режима. По-видимому, до такой степени пала наша гордость… Думаю, чтобы слава о городе Глубоком воссияла на том, прежнем уровне, когда в нем главенствовали не вывески на дешевых магазинах, а весомые, некогда известные во всем мире творения культуры, следует проявить такое же предельное старание и восстановить эти творения в их прежнем виде. Призываю к этому, потому что это моя обязанность — пропагандировать и предвосхищать. Призываю к этому, потому что желаю тем, кто живет в Беларуси вновь почувствовать себя народом.

ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ

Владимир Скарабатун подтверждает, что первый костел на глуботчине основал Иосиф Львович Корсак в 1628 г. Что касается деревянного Троицкого костела, то он был построен только около 1643 г. «на склоне у дороги к рынку».

Католиков в этом регионе на то время было немного, в основном магнаты и представители их семей.

В 1654 г. костел был сожжен войском московского царя.

В 1764 г. ксендзом Антонием Ещолтом началось строительство каменного костела. Оно завершилось в 1782 г. уже старанием ксендза Михаила Федоровича. Этот храм, в формах рококо, имел 2 башни, три алтаря, а также колокол большого веса. Освящен он был 11 июля 1783 г. виленским епископом Петром Тачиловским. При двухэтажной плебании были устроены госпиталь, дом престарелых, а также сад.

Костелу принадлежал фольварок Дмитриевщина со 149 душами подданных.

Впоследствии, после закрытия костела кармелитов, в Троицкий были перенесены большой алтарь, алтарь в трансепте, а также иконы.

Малые размеры этого храма и его простой, «провинциальный» вид не удовлетворяли ни художественному вкусу, ни функциональному назначению. Поэтому в начале XX в. старанием ксендза Юзефа Зеро начинается кардинальная перестройка костела. Создателем проекта был виленский инженер-архитектор Антон Добовик, а исполнителем строительный работ — Язеп Романовский, глубочанин. Башни, имевшие только один ярус, были подняты еще на два. Достроено еще два нефа. Фасады получили фигурные фронтоны. Эта перестройка подарила городу воистину прекрасный памятник культуры.



В 1908 г. храм был освящен прелатом виленской капитулы Яном Курчевским. На одной из колонн его висел портрет Иосифа Корсака. Впоследствии в 1935 г. этот самый портрет был выставлен на продажу в городе Варшава, по ул. Вебная, 6. Но, по какой-то причине, так и не был выкуплен местной парафией…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина"

Книги похожие на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Татаринов

Юрий Татаринов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина"

Отзывы читателей о книге "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.