Людмила Шапошникова - Мудрость веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мудрость веков"
Описание и краткое содержание "Мудрость веков" читать бесплатно онлайн.
Автор этой книги Людмила Васильевна Шапошникова — известный ученый, индолог, писатель, вице-президент Международного Центра Рерихов.
Более двух десятилетий назад в поле научного и человеческого интереса Л.В.Шапошниковой оказалась великая семья Рерихов и их философское Учение Живой Этики. Шапошникова повторила маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Многолетняя дружба связывала ее со Святославом Николаевичем Рерихом.
Перу Л.В.Шапошниковой принадлежит около двухсот печатных трудов. Их библиография приведена в конце книги.
Предлагаемое издание — юбилейное. Оно приурочено к семидесятилетию со дня рождения и сорокапятилетию научной и литературной деятельности Людмилы Васильевны Шапошниковой. В книге собраны ее статьи последних лет, посвященные осмыслению и развитию проблем Учения Живой Этики. Автора отличает глубина содержания в сочетании с ясной, доступной формой изложения.
Мы уверены, что каждый, взявший в руки книгу, — и тот, кто серьезно занимается изучением философского наследия Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, и тот, кто впервые с ним знакомится, — непременно найдет для себя немало интересного и полезного.
Я хотела бы остановиться еще на одном вопросе, который обычно волнует многих из нас. Это место России в наших эволюционных процессах, в истории нашей планеты.
Существует неверное мнение, что Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, покинув Россию и живя годами в Индии, не интересовались родиной и не имели представления о происходящем в ней. Если мы внимательно вчитаемся в очерки Николая Константиновича и письма Елены Ивановны, найдем в них немало поучительного. Николай Константинович не всегда в прямой форме, но тем не менее дал нам представление об основных чертах тоталитарного режима и о том, что происходило в России в 30-е годы. Я позволю себе зачитать несколько цитат из рериховских очерков. Они о разрушении культуры в нашей стране, о репрессиях, о превращении науки в служанку государства, об уничтожении всего выдающегося и нестандартного.
«…Ужасно разрушительное состояние, — писал Николай Константинович в 1936 году. — Если с одной стороны несется торжествующий рев, угрожающий разрушением всем храмам и музеям, то с другой стороны готовят пистолеты, чтобы застрелить всех Пушкиных и обозвать изменниками всех Голенищевых-Кутузовых и прочих героев Российской истории»[72].
Или: «Вот мы слышим о каких-то допросах с пристрастием, об ужасах пыток, происходящих в наше так называемое культурное время. Какой это срам! Какой это стыд знать, что и сейчас совершенно так же, как и во времена темнейшие, производятся жестокие мучения!»[73]
И еще: «Списки темных подавителей, как скрижали стыда, неизгладимо запечатлелись на хартиях образования и просвещения. Некультурные ретрограды бросились урезать и искоренять многое в области образования, науки и искусства»[74].
Вот еще знаменательные слова: «Всякое желание заставить мыслить по своему рецепту не может служить признаком культурности».
Можно немало привести подобных высказываний, свидетельствующих о том, что Рерихи были прекрасно осведомлены о происходящем в России. Николай Константинович публично протестовал против разрушения в Москве храма Христа Спасителя. И тем не менее, несмотря на происходившие на родине разрушения, репрессии, преследования, и Рерихи и их Учителя писали о великом будущем России, о ее важной роли в эволюции Планеты. Это утверждение не изменилось и до сих пор.
Существуют две реакции на эти слова. Люди, склонные к самовозвеличиванию, к незаслуженным почестям, не глубоко мыслящие, а таких немало, начинают сразу ощущать себя представителями избранного народа. Это очень соблазнительная идея — избранничество по рождению, а не по труду или способностям. В истории человечества были «избранные» народы, и всем известно, чем это кончилось. Избранничество — легкий и бесплодный путь. Сама идея противоречит всей концепции Живой Этики. К сожалению, она проникла на страницы газет и журналов, и ее используют экстремистские силы, пытающиеся стать под знамя Рериха.
У других утверждение о великом будущем России вызывает недоумение. Откуда же может взяться это великое будущее? Посмотрите, говорят они, что Россия сотворила с собой за семьдесят три года. Она уничтожила свою энергетику, свою красоту — храмы, дворцы, картины. А ведь красота — это энергетические очаги. Не случайно Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Затем Рерих добавил: «Сознание красоты спасет». Красота — это факел, источник энергии. Уничтожили интеллигенцию, носителей высокой энергетики. Уничтожили Культуру — основу эволюции. Железный занавес отторг нас от остального мира, от всех главных мировых процессов, от мирового энергетического обмена.
Обе точки зрения отражают, я бы сказала, одномерное мышление, столь характерное для тоталитаризма. Нас приучили давать однозначные ответы — «да» или «нет». Мы были лишены способности ощущать всю гамму переходов и оттенков, заключенных между этими «да» и «нет». Одномерное мышление статично, лишено диалектической глубины, иллюзорно по своей сути.
Теперь давайте порассуждаем о «великом будущем» с точки зрения энергетической концепции Живой Этики.
Для того чтобы та или иная страна сыграла важную эволюционную роль, она должна обладать упругим энергетическим пространством Культуры. Ибо Культура и есть основа нашей эволюционной энергетики. Такое пространство или поле создается веками народного творчества. Перед тем, как построить святилище или храм, необходимо выбрать энергетически правильное место. Ведь у Планеты тоже своя энергетика.
Это место, как правило, святое или красивое. Вы посмотрите, на каких красивых местах стоят русские церкви, буддийские ступы, индуистские храмы. Это особые места, где человеческим опытом нащупана высокая энергетика. Они используются тысячелетиями. Везде, где стоят поздние храмы, когда-то были древние святилища. Это один из немногих примеров создания энергетического поля Культуры. Но есть еще и иные пути, более, я бы сказала, страдальческие. Видимо, на долю России выпал именно он. И поэтому великое будущее нашей страны сложится через мученичество, а не через избранничество. «Энергию родит противостояние», — говорил Николай Константинович. Каким бы оно ни было — внутренним или внешним. И в период репрессий, в период уничтожения культурного генофонда страны, в период величайших страданий нарождалась новая энергетика. Ибо, как говорил Николай Константинович: «Препятствиями мы растем».
Создание новой энергетики России происходит в самых драматических обстоятельствах. Речь идет о процессе, который, собственно, был порожден тоталитаризмом.
Об этом специфическом процессе есть упоминание в Живой Этике, о нем писал и Николай Константинович. «Не может человеческое существо, отражающее в себе все сияние Космоса, ограничить себя мерзостью, духовною нищетою, ложью ради тленности сегодняшнего дня. Ранее или позднее психическая энергия восстает мятежом, если ей не дано широкое русло прекрасного восхождения. История человечества дала достаточно примеров мятежа психической энергии»[75].
Вот этот мятеж психической энергии как естественный результат «прелестей» тоталитарного режима составляет одну из важнейших черт нашего сегодняшнего состояния и служит основным фоном для всех энергетических построений. Мысль о мятеже психической энергии служит ключом к пониманию всего того, что у нас происходит. Мятеж психической энергии, которая есть основная энергия жизнедеятельности человека, нашел свое выражение в таких явлениях, как алкоголизм, наркомания, жестокость, алогичные, на грани иррациональности, поступки, преступность.
Создание «нового человека» завершилось бунтом психической энергии, который ведет в инволюцию. Россия сейчас проходит энергетический катаклизм, в котором столкнулись эволюция и инволюция, культура и невежество, будущее и отживающее прошлое. Два противоборствующих энергетических потока — эволюционный и инволюционный — складывают сейчас энергетическое поле России. Эти потоки не существуют где-то в стороне от нас. Они проходят через каждого из нас, через наши сердца и души. В горниле космической схватки мы получаем возможность стать субъектами эволюции скорей, чем это случается в обычной жизни. Осознавая Космические законы, поддерживая в себе и других энергию эволюции, закрывая пути инволюции, поглощающей эволюционную энергию, мы боремся на стороне сил Света. И от всех нас сейчас зависит, будет ли у России великое будущее, сможет ли она выковать в страданиях, муках и противостоянии энергетическое поле на огромном своем пространстве, связывающем Европу и Азию, Восток и Запад. Нам дана возможность, наш долг ее реализовать. И поэтому не зря Рерих повторял все время — Культура, Культура, Культура. Ибо только ее возрождение, ее энергетика может дать нам надежду на будущее, которое в конечном счете зависит от нас же самих. Давайте же становиться активно действующими субъектами эволюции, а не оставаться пассивными объектами.
В работах Николая Константиновича мы находим предупреждения, которые адресованы уже нам, сегодняшним. Вот он пишет: «Обновление есть естественная эволюция. Или происходит загнивание, или расцветает возрождение»[76]. У нас произошло загнивание, и здесь сработал Великий Закон свободной воли — мы выбрали то, что выбрали. «Невежеству, — пишет Рерих, — нужно что-то истребить, нужно обрубить чью-то голову, хотя бы каменную, нужно вырезать дитя из утробы матери, нужно искоренить жизнь и оставить место пусто. Вот идеал невежества. Оно приветствует безграмотность, оно улыбается порнографии, оно восхищается всякой пошлостью и подлостью. Ведь где кончается одно и начинается другое и наоборот, отмерить очень трудно. И вообще меры весов невежества неисповедимы»[77]. Это ли не о нашем сегодняшнем дне? Или вот еще он пишет: «Кто читал о последних годах Римской империи или Византии, тот с изумлением мог бы найти многие параллели. Среди них бросается в глаза необыкновенное устремление к цирку, к гладиаторам, к конским гонкам и ко всяким условным призам. Разве и теперь каждая деревня, а скоро и каждая улица не будут иметь свою королеву красоты, или свою замечательную руку, или ногу, или свой особый волос»[78].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мудрость веков"
Книги похожие на "Мудрость веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Шапошникова - Мудрость веков"
Отзывы читателей о книге "Мудрость веков", комментарии и мнения людей о произведении.