» » » Вячеслав Красиков - Северная война или блицкриг по-русски


Авторские права

Вячеслав Красиков - Северная война или блицкриг по-русски

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Красиков - Северная война или блицкриг по-русски" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство ОЛМА Медиа Групп, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Красиков - Северная война или блицкриг по-русски
Рейтинг:
Название:
Северная война или блицкриг по-русски
Издательство:
ОЛМА Медиа Групп
Год:
2010
ISBN:
978-5-373-01986-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Северная война или блицкриг по-русски"

Описание и краткое содержание "Северная война или блицкриг по-русски" читать бесплатно онлайн.



Новая книга Вячеслава Красикова посвящена исследованию одной из «болевых точек» российской военной истории, а именно — Северной войне 1700—1721 гг. В противовес исследователям, излагающим нашу «национальную биографию» с огромным количеством откровенно фантастических деталей и недомолвок, автор пытается выстроить максимально правдивую картину Петровской эпохи. Книга написана на основе огромного количества российских и зарубежных источников и претендует на то, чтобы сообщить читателям правду о главной войне Петра Великого.






Так как русские экипажи из-за отсутствия опыта не могли вести суда вокруг Скандинавии, в Архангельск отправился голландец — командор Абрам Рейс. Он имел повеление царя нанять матросов для дальнего перехода с, иностранных торговых кораблей, которые весной придут в Северную Двину. Если вербовка пойдет плохо, то приказывалось хватать людей силой, отдавая купцам взамен за каждого человека по два русских мужика-помора и обещая отпустить всех «мобилизованных» таким образом моряков через год.

С трудом укомплектовав команды, 30 июля Рейс отправился в дальний поход. Корабли вскоре попали в шторм. «Святой Павел» получил повреждения и вернулся обратно в Архангельск для ремонта. Два других фрегата осенью пришли в Копенгаген, где присоединились к датскому флоту и участвовали в крейсерских операциях. В следующем году туда же из Архангельска подошел и устранивший поломки «Святой Павел». Эти три судна стали первыми кораблями, которые «отметились» под русским флагом в настоящей морской войне.

Между тем в Новой Ладоге Броун ввел в строй первые балтийские линкоры, заложенные в 1708 г. Ими стали 50-пушечные «Рига» и «Выборг»[87]. Хотя, конечно, к рангу линкоров они относятся не без оговорок, поскольку ряд конструктивных недостатков, обусловленных необходимостью проводки от верфи к морю через мели Невы, серьезно снижал их боевые качества. В начале осени эти корабли впервые вышли к Котлину.

На острове, кстати говоря, 8 октября закончили возведение Ивановской цитадели — основного прикрытия строящейся главной базы предполагавшегося нового большого военно-морского флота. Заложенный здесь же в тот же день городок несколько лет спустя назвали Кронштадтом.


ВСЕ СНАЧАЛА…

КАМПАНИИ 1711 г. Несмотря на то что армия Петра I уже сумела захватить большую часть Прибалтики с удобными портами Риги, Пернау и Ревеля, ситуация на море для России изменилась мало. Шведские моряки, как и раньше, контролировали все районы Балтики, куда не заходил датский флот. А немногочисленные русские корабли чувствовали себя в безопасности только под батареями Котлина.

Чтобы исправить положение, требовалось обзавестись флотом открытого моря — большим количеством линкоров разных рангов. Однако строить их собственными силами было негде. Все верфи, кроме петербургского Адмиралтейства и Соломбальской верфи в Архангельске, позволяли изготавливать только «мелочевку». Да и два упомянутых предприятия за несколько лет могли дать в лучшем случае десяток не самых крупных линкоров весьма сомнительного качества. Организация же новых заводов подразумевала время, деньги и квалифицированных специалистов. В общем, все требовалось начинать сначала — как 10 лет назад, но в куда больших масштабах.

Поэтому Петру вновь пришлось обращаться за помощью к Европе — покупать основную часть нового флота за границей. Тем более что после Полтавы размах боевых действий на суше резко сократился и поглощал меньше средств, чем в предыдущие годы. Это облегчало поиски денег для приобретения судов. Кроме того, цена, например, небольшого готового корабля из дуба с железным креплением на европейском рынке составляла всего около 20 000 рублей — две трети от стоимости аналогичного по величине судна русской постройки, которое к тому же собиралось из соснового леса с деревянным креплением. Заготовка и подвоз дубовых бревен в России только для одного корабля требовали дополнительно еще свыше 10 000 рублей. А качество и быстрота выполнения работ вообще оказывались несравнимыми.

Первым заказали в Голландии 32-пушечный фрегат «Самсон». Менее чем за 3 месяца он был спущен на воду и в начале лета уже пришел в Ревель[88]. Но к этому времени Прибалтика уже успела стать второстепенным театром, так как началась война с Турцией. Петр I оставил в Петербурге вместо себя Меншикова и уехал на юг воевать с султаном. Вместе с собой он забрал с Балтики самые ценные кадры судостроителей и моряков во главе с генерал-адмиралом Апраксиным и вице-адмиралом Крюйсом. Однако до боев у Азова дело не дошло. Несмотря на то что начиная с 1697 г. там построили свыше 1000 разнообразных военных судов (только линкоров и фрегатов около 100), вывести навстречу врагу удалось лишь несколько кораблей. Все остальное сгнило или оказалось непригодным к плаванию из-за плохой постройки. Поэтому войны на море с турками не получилось. Хотя османский флот в составе 18 линкоров и 14 больших галер ходил около русских берегов. Но боевые действия ограничились несколькими перестрелками на дальней дистанции.

После окончания неудачного Прутского похода земли, прилегающие к Азовскому морю, Россия вынуждена была вернуть Турции. Азовский флот на этом закончил свое существование. 4 более-менее исправных корабля удалось продать султану. Часть судов сожгли, а остальные, которые еще кое-как держались на плаву, увели вверх по руслу Дона. Там они нашли свою последнюю стоянку и окончательно сгнили через несколько лет. Главную военно-морскую базу в Таганроге разрушили собственными руками. Таковым оказался итог 15-летней российской попытки прорыва в бассейн Черного моря, обошедшейся стране в общей сложности в несколько годовых бюджетов[89]. И по меньшей мере в 100000 человеческих жизней.

Однако это поражение парадоксальным образом помогло Петру I в борьбе со шведами. У измотанной тяжелейшей войной страны явно не хватало сил на содержание 2-х изолированных друг от друга флотов. И все, что раньше требовалось отдавать Азовскому флоту, с 1712 г. перенацелили на Балтику. Именно туда с южного направления немедленно отправились тысячи моряков и кораблестроителей, уже имевших некоторый опыт. Туда же повезли все пушки и детали, необходимые для строительства новых судов.

Тем временем в Прибалтике тоже произошли заметные события. Голландия и Англия потребовали у Стокгольма, чтобы их купцы свободно пропускались в завоеванные русскими ливонские порты. Но получили отказ. В связи с тем, что военный флот шведов был занят борьбой с датчанами, моряки Карла XII ответили «войной каперов» — призвали состоятельных граждан страны за свой счет вооружать небольшие корабли и перехватывать на них все суда, плывущие торговать в Россию. В награду разрешалось оставлять себе захваченное таким образом имущество и деньги.

В скором времени по Балтике начали рыскать целые скандинавские флотилии, по сути блокировавшие с моря захваченные Москвой провинции. Множество купеческих судов с богатыми грузами попались в шведские руки, но ни Англия, ни Голландия пока не могли принять решительных мер по отношению к Стокгольму, так как все еще делили испанское наследство.

Между тем после Прутского похода Петр I съездил в Германию и 29 ноября прибыл в Ригу. Затем через Пернау отправился в Ревель, где появился 24 декабря. Как уже упоминалось, основная забота российского самодержца в этот период заключалась в строительстве флота открытого моря. Первоначально его главную базу предполагалась разместить на острове Котлин. Но воды около него не самое лучшее место для этой цели. Они надолго замерзают, а фарватеры постоянно засоряются наносимым Невой песком. К тому же в сильно опресненной акватории восточной части Финского залива содержалось повышенное количество микроорганизмов, которые способствовали гниению деревянных судов. Поэтому, проезжая по Прибалтике, Петр I одновременно присматривал более удобное место для «спальни» своего детища.

Выбор царя остановился на Ревеле. Он тут же приказал приступать к укреплению порта, устройству молов и батарей. Туда немедленно командировались 3 инженера и 10 мастеров. Верховное руководство постройкой военной гавани поручалось португальцу Девьеру и инженер-генералу Люберасу. В Ревеле предполагалось держать основные линейные силы, предоставляя им таким образом возможность наиболее раннего выхода в море и свободу движения в любом направлении. То есть всего того, чего русские эскадры не имели, находясь в глухом тупике 300-километровой кишки Финского залива.

Вместе с тем продолжалось и возведение базы на острове Котлин (будущего Кронштадта). Там руководил вице-адмирал Крюйс. Мужики на строительстве умирали как мухи. Но им на замену из центральной России каждый год гнали тысячи новых крепостных крестьян.

Одновременно разворачивалась работа по воссозданию Балтийского флота. В дополнение к заложенному Ричардом Броуном в Петербурге в середине лета 60-пушечному линкору «Святая Екатерина», в Гамбурге купили еще один— 50-пушечный «Святой Антоний», а в Голландии 26-пушечный фрегат «Святой Яков». На Олонецкой верфи Гаврила Меншиков и Вилим Шленграф сдали флоту (после 3 лет постройки) два 50-пушечных линейных корабля. Один из них благополучно перешел к устью Невы и был назван «Пернов». Но другой на Ладожском озере попал в шторм. Неопытный экипаж не справился с управлением судна, и оно разбилось.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Северная война или блицкриг по-русски"

Книги похожие на "Северная война или блицкриг по-русски" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Красиков

Вячеслав Красиков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Красиков - Северная война или блицкриг по-русски"

Отзывы читателей о книге "Северная война или блицкриг по-русски", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.