Константин Ушинский - Воспитать ребенка как?

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Воспитать ребенка как?"
Описание и краткое содержание "Воспитать ребенка как?" читать бесплатно онлайн.
Вы узнаете:
– как правильно воспитать и обучить вашего ребёнка;
– как формировать полезные привычки и навыки;
– как развивать ребёнка физически и обеспечить ему правильное питание;
– как приучить к труду;
– что делать, если ребёнок ворует;
– как совладать с детским упрямством;
– в чем причины детской рассеянности, зависти, злобы и что с ними делать;
– как помочь ребёнку запоминать необходимую информацию
– и многое другое.
Перед вами – уникальные методики от великого русского педагога, проверенные на нескольких поколениях.
Если причиной упрямства является сознание своего права, то лучше всего ставить дитя в такое положение, в котором бы он сам почувствовал необходимость поступиться своими правами. Так, дитя, которое своей неуступчивостью и придирчивостью портит игру, следует без всяких наказаний удалять из игры, предоставляя ему играть одному и т. п.
Упрямство капризное и сопровождаемое нервным раздражением, с нравственной стороны излечивается всего лучше невниманием к капризу. Конечно, очень скучно слушать крики и капризные рыдания ребенка, но надобно всегда помнить, что равнодушие со стороны воспитателя есть в этом случае действительнейшее и безвреднейшее лекарство.
Но так как нервное раздражение может быть в то же время следствием действительной физической болезни, то в то же время следует принимать и медицинские меры. В иных болезнях, впрочем, раздражение до того становится вредным и опасным, что хотя, как говорит Жан-Поль Рихтер, «еще ни один ребенок не умер от хороших воспитательных мер», но в этом случае хорошей воспитательной мерой будет некоторая уступчивость, а главное, зоркое предупреждение всего, что могло бы раздражать ребенка.
Часто случается, что какая-нибудь обстановка и какое-нибудь время дня непременно вызывает в дитяти каприз; так, иное дитя непременно капризничает во время обеда, другое – при одевании и т. п. Установившись раз, эта привычка каприза нелегко искореняется: в этом случае полезно переменить обстановку при приближении времени каприза и чем-нибудь особенно возбудить внимание дитяти.
Каприз предумышленный с намерением достичь через него исполнения того или другого желания должен постоянно вызывать явление совершенно противоположное тому, которого дитя желает. В этом случае имеют свое полное приложение наказания всякого рода, а для маленьких детей и розга. Но только наказание должно быть не следствием гнева воспитателя, а совершенно хладнокровным и неизбежным последствием упрямства. Достигая всякий раз своим упрямством не того, чего хотел, ребенок скоро отучится видеть в нем средство для достижения цели.
Переупрямливание ребенка воспитателем или чаще воспитательницей ни к чему не ведет: гнев воспитателя действует еще более раздражающим образом; хладнокровное же наказание, и притом довольно чувствительное, «за которым потом ребенок несколько времени оставляется в покое, перекрывает каприз силой нового впечатления».
Гораздо легче и полезнее для нравственного развития ребенка предупреждать в нем развитие упрямства, чем потом искоренять его.
а) Главная предупреждающая мера есть по возможности ровная жизнь, не возбуждающая в ребенке слишком сильных и сосредоточенных желаний. Любимые дети, в которых родители любят возбуждать сильное удивление или радость, вообще сильные стремления, чтобы потом любоваться радостью их удовольствия, – чаще всего делаются капризными и упрямыми.
б) Должно удовлетворять всем законным требованиям ребенка прежде еще, чем они перешли в сильное желание.
в) Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной его силам, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь с возрастом ребенка.
г) Никогда не обещать ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывать его.
д) Если приходится отказать дитяти, то отказывать решительно, разом, без колебаний и потом не менять своего решения.
е) Не отказывать в том, что можно дать или дозволить.
ж) Если упрямое желание уже проявляется, то обратить в другую сторону внимание дитяти или прекратить распространение каприза быстрым наказанием.
з) Воля воспитателя должна быть для дитяти такою же неизменною, как закон природы, и чтобы ему казалось столь же невозможным изменить эту волю, как сдвинуть с места каменную стену.
и) Не заваливать ребенка приказами и требованиями, предоставляя ему возможно большую независимость; но немногие требования воспитателя должны быть неизбежно выполнены, а невыполнение их влечь за собой наказание с такой же точностью, как нарушение физических законов здоровья влечет за собой болезнь.
к) Расположение духа воспитателя не должно иметь влияния на ребенка: взрослый человек, естественно, не может не подчиняться обстоятельствам и не быть то в веселом, то в печальном, то в гневном расположении духа; но, приступая к ребенку, воспитатель должен помнить, что это человек уже другого мира, которому нет дела до наших забот, что это человек будущего, которое принесет ему свои заботы.
Глава 16
Шопинг, оттяг и расслабуха
У современных детей есть три священных слова, которые знаменуют высшее наслаждение, – шопинг, оттяг и расслабуха. Мальчикам и девочкам одинаково нравится шопинг, правда, посещают они разные магазины. Начинается это пристрастие не с самого детства, а в школе, когда они начинают демонстрировать свои сокровища одноклассникам. И когда выясняется, что у школьного приятеля есть нечто невероятно привлекательное, не имеющие предмета вожделения отправляются в магазины и бороздят глазами витрины. Если на карманные расходы ребенку выдается приличная сумма, то не удивляйтесь его приобретениям, они могут быть глупы или уродливы. Страсть делать покупки – не самое страшное в жизни, если не переходит границы разумного. Но для многих это способ компенсировать неудачи и расстройства в других областях жизни. Так что не стоит и поощрять хождение детей по магазинам. Особенно это касается девочек. Магазины, которые посещают мальчики, все же гораздо безопаснее для их иродительского кармана: на сэкономленные на обедах деньги новый мобильник или планшет не купишь. И если уж ему так нравится рассматривать витрины – пусть рассматривает. Но посещения торговых точек девочками стоит контролировать, и лучше им предлагать другое развлечение, больше занимающее ум и душу.
Оттяг – это получение любого высшего удовольствия, будь то посещение музея или ближайшей кофейни. Можно оттянуться в полный рост на стадионе или в театре. Все зависит от интеллектуального развития ребенка, но обычно имеется в виду вечеринка или посещение концерта современной музыки – кто уж что любит. Словом, оттяг – это все, от чего ваш ребенок «балдеет». Оттяги, если они происходят часто, мешают нормальному учебному процессу, поощрять их не стоит, но и запрещать коллективные мероприятия тоже нельзя: вы легко можете стать гонителем свободы и врагом подростка. Если оттяги преимущественно вечеринки, то нужно регламентировать их количество, иначе о школьной успеваемости можете забыть.
Конечно, ребенку, занятому учебой изо дня в день, нужны развлечения, но можно ведь превратить жизнь в сплошной праздник, в вечеринки, изредка перемежающиеся уроками. И уж вовсе нехорошо, если ребенок полюбил расслабуху, то есть ничегонеделание. В разумных количествах полный отдых нужен и полезен, но если он становится высшей ценностью да еще сопровождается потреблением сластей, газировки, пива или алкогольных напитков в компании товарищей, выездами на шашлыки по примеру более старших молодыхлюдей, бесцельными хождениями по городу, и это не по случаю дня рождения друга, а как окончание учебной недели, то практику эту нужно пресечь. С тактом, разумеется, но твердо. Иначе школьную программу ребенок не осилит. Все силы уйдут на развлечения и отдых. Самое лучшее – не запрещать эти тусовки, а просто переключить внимание на другие занятия, благо в этом возрасте их у ребенка множество. Беда, если их нет.
Именно об этом и предупреждал Ушинский, когда говорил, что детей нельзя держать в праздности. Если с раннего детства у ребенка есть широкий круг интересов, то они не схлопнутся вдруг разом в подростковом возрасте. Дайте ему простор для развития в 6 лет, тогда не будете жаловаться, что в 12 лет он вдруг превратился в шопоголика, то есть потребителя, и предпочитает хорошей книге или фильму «оттопыриваться» со сверстниками и расслабляться не по-детски…
О любви детей к развлечениям
Ожидание счастья свойственно дитяти, но если вы начнете объяснять ему счастье, которое происходит, например, для человека от изучения того или другого предмета, или вообще от привычки к труду, или от подавления какой-нибудь порочной склонности, то, конечно, вы этим не достигнете того, чего хотели.
Может быть, ни одна ошибка не способна породить таких вредных последствий в воспитании, как смешение понятия счастья и понятия наслаждения. Само значение воспитания тогда уничтожается. Чем сильнее внутренняя самостоятельная работа в душе человека, тем менее он ищет развлечений. Если же человека с детства все забавляли и развлекали; если этими забавами и развлечениями удаляли из души его томительное чувство скуки, а не сам он побеждал его самостоятельным, излюбленным трудом; если вследствие этой или какой-либо другой причины в душе его не завелось обширной, свободной нелюбимой работы, – то он находит единственное средство удовлетворить своему душевному стремлению к деятельности переменою впечатлений, которые, равно как и их разнообразие, зависят не от самой души, а от внешнего для нее мира. Отсюда жадная склонность к новостям, к сплетням, к развлечениям всякого рода, к переменам мест и т. п. – словом, к перемене впечатлений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Воспитать ребенка как?"
Книги похожие на "Воспитать ребенка как?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Ушинский - Воспитать ребенка как?"
Отзывы читателей о книге "Воспитать ребенка как?", комментарии и мнения людей о произведении.