Олег Ивик - Сюнну, предки гуннов, создатели первой степной империи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сюнну, предки гуннов, создатели первой степной империи"
Описание и краткое содержание "Сюнну, предки гуннов, создатели первой степной империи" читать бесплатно онлайн.
Кочевники сюнну, они же хунну, издревле тревожили границы Китая. На рубеже III и II веков до н. э. они создали мощный союз племен, послуживший основой гигантской степной империи, которая стала угрожать существованию самого Китая. И даже постройка укреплений, которые позже превратились в Великую Китайскую стену, не смогла бы спасти Поднебесную, если бы не разрывавшие степную державу внутренние противоречия. Значительная часть сюнну в конце концов попала под власть Китая и растворилась среди его жителей. Но северная ветвь этого народа в конце I века н. э. отправилась на запад и, вобрав в себя, как губка, многие племена, породила гуннов, чье нашествие привело к гибели Римской империи и ознаменовало в Европе переход от Античности к Средневековью.
Истории народа сюнну посвящена книга писателя Олега Ивика и археолога Владимира Ключникова, написанная с опорой на древние китайские источники и труды современных историков и археологов.
В 8 году до н. э. на престол взошел Учжулю жоти шаньюй{261}. Правил он достаточно долго, 21 год, и эти годы пришлись на сложный период в истории его великого соседа. Царствование императора Чэн-ди было не слишком успешным — в стране назревал кризис, чудовищных размеров достигла коррупция, сам же Сын Неба, вместо того чтобы наводить порядок в государстве, «предавался различным видам разврата»{262}. В 7 году до н. э. Чэн-ди неожиданно умер, не оставив наследника. Трон достался его племяннику Ай-ди, но тот правил всего лишь шесть лет, и уже тогда началось возвышение Ван Мана — племянника вдовствующей императрицы и будущего узурпатора. При дворе шла отчаянная борьба за власть. В 1 году до н. э. престол Поднебесной переходит к малолетнему императору Пин-ди, а фактическая власть — к его регенту Ван Ману. Через шесть лет, после загадочной смерти подрастающего императора, престол снова достается ребенку, а власть — все тому же регенту. И наконец, в 9 году н. э. Ван Ман объявляет себя императором и провозглашает создание новой династии Синь.
Правление Ван Мана было достаточно разумным, а его реформы — прогрессивными, но ему не везло. В 11 году н. э. Хуанхэ изменила свое русло на несколько сот километров, вызвав гибель множества людей и страшный голод, — от этой катастрофы Поднебесная не могла оправиться еще много лет. По стране прокатилась серия бунтов. В результате гражданской войны в 23 году н. э. Ван Ман был убит, род Лю вернулся к власти, в Поднебесной была реставрирована династия Хань и возникла империя Восточная, или Поздняя, Хань.
Все эти пертурбации постепенно ослабляли Срединное государство, но поначалу шаньюй Учжулю, стоявший у власти до 13 года н. э., еще не смел общаться с Хань на равных. Более того, именно на большую часть его правления (пока чаша терпения шаньюя не переполнилась) пришлось множество мелких, но крайне унизительных требований, которые Хань неосмотрительно предъявляла к своему вассалу и которые тот, как правило, беспрекословно выполнял.
Учжулю, как и его предшественники, отправлял своих сыновей «прислуживать императору». Но Ван Ману, который пользовался огромным влиянием при дворе, этого показалось мало. «Желая доставить удовольствие вдовствующей императрице и показать, что ее величие и добродетели весьма высоки и более значительны, чем у правивших прежде», Ван Ман намекнул шаньюю, что тот должен прислать ко двору еще и женщину — для службы императрице. Выбор Ван Мана пал на двоюродную сестру шаньюя, и тот не посмел отказать сановнику.
Когда сюнну, после очередной военной стычки с усунями, взяли в заложники сына их правителя, император направил послов, чтобы «выразить шаньюю порицание и передать распоряжение возвратить сына Биюаньчжи, принятого заложником», — и шаньюй подчинился этому требованию.
Однажды два правителя Западного края, не поладив с Хань, «бежали и перешли на сторону сюнну с женами, детьми и народом». Учжулю принял их и поселил в своих землях, о чем честно поставил в известность Хань. Ответ императора гласил: «Западный край находится в подчинении Хань, поэтому вы не имеете права принимать перебежчиков и должны отправить их назад». Шаньюй пытался спорить, доказывая, что он обязан выдавать только перебежчиков из Поднебесной, «сейчас же пришли из чужеземных владений, и я имел право принять их». Однако императорские послы не согласились с его доводами, и шаньюй, «отвесив земной поклон», выдал им перебежчиков (правда, не всех, а только двух правителей).
Напомним, что еще совсем недавно Хуханье на приеме у императора Сюань-ди был избавлен от земного поклона. Учжулю был вынужден кланяться, причем не самому императору, а всего лишь послам, но это унижение ему не помогло. Выдавая доверившихся ему союзников, он «отправил посла проводить перебежчиков в Хань и просить об их помиловании». Однако император «издал указ отказать в его просьбе, собрать правителей различных владений Западного края и обезглавить перед ними перебежчиков в назидание другим».
Кроме того, император издал «четыре статьи», согласно которым «жители Срединного государства, бежавшие к сюнну, усуни, бежавшие к сюнну, переходящие на сторону сюнну жители различных владений Западного края, правители которых получили печать и пояс от Срединного государства, иухуани, переходящие на сторону сюнну, — не должны приниматься [ими]». Послы императора вручили шаньюю ящик с текстом статей и «приказали действовать согласно полученным указаниям». При этом они изъяли старый договор о мире, заключенный еще императором Сюань-ди.
Последним унижением, которое пришлось претерпеть злополучному Учжулю, была смена его личного имени (Нанчжиясы) по указу из Поднебесной. Незадолго до окончания своего регентства и узурпации власти Ван Ман провел реформу, согласно которой в Срединном государстве было запрещено носить имена, состоящие из двух иероглифов. Шаньюй не был подданным Хань и жил, стараниями военачальников императора У-ди, достаточно далеко от Срединного государства. Тем не менее к сюнну был отправлен посол, который намекнул шаньюю, «что при представлении писем, дабы показать стремление следовать доброму примеру, ему необходимо употреблять имя из одного только иероглифа, за что Хань непременно щедро одарит его». Покорный шаньюй, имя которого отныне звучало и писалось в несколько раз короче, отправил в Хань письмо: «Мне выпало счастье быть пограничным вассалом и незаслуженно наслаждаться великим спокойствием благодаря Вашему совершенному управлению. Поэтому ныне с чувством признательности я меняю прежнее имя Нанчжиясы на Чжи».
За первые восемнадцать лет своего правления Учжулю (который в общении с Хань, позабыв о пышных титулах своих предшественников, именовал себя просто «Чжи»{263}) лишь однажды посмел воспротивиться воле, исходящей из Поднебесной. Небольшой, но поросший ценным лесом кусок его земель острым клином вдавался во владения китайцев, и те попросили подарить его, мотивируя свою просьбу желанием спрямить границу, сократить укрепленную линию и уменьшить гарнизон. Шаньюй отказал послам, заявив, что лес нужен сюнну для изготовления юрт и повозок. «…Кроме того, — сказал он, — эти земли принадлежали моему покойному отцу, поэтому я не смею лишаться их».
Что же касается Срединного государства, оно всего лишь раз пошло навстречу Учжулю вопреки собственным интересам. В 3 году до н. э. шаньюй пожелал нанести визит своему венценосному сюзерену — им был император Ай-ди, вступивший на престол тремя годами раньше. Обычно китайцы приветствовали такого рода визиты, видя в них выражение покорности и залог грядущего мира. Но на этот раз император был болен, и сановники опасались, что «приезд сюнну, живущих в более высоких местах, оказывает дурное влияние». Вспомнили, что вскоре после двух последних визитов Хуханье в Хань принимавшие его императоры каждый раз умирали.
Надо сказать, что Юань-ди действительно умер вскоре после встречи с шаньюем. Его предшественник Сюань-ди принимал своего сюннуского гостя дважды, и в первый раз общение с кочевником ничем ему не повредило (хотя вскоре после второй встречи он действительно умер). Во всяком случае, послу шаньюя было сообщено, что Ай-ди отказывается от встречи. Но тут один из сановников представил императору длинный доклад, в котором убедительно доказал, что отказ может испортить отношения с сюнну. Он перечислял огромные ресурсы, которые были затрачены для завоевания Западного края и укрепления границ:
«Разве это делалось для того, чтобы [владение] Канцзюй и усуни не перешли холмы Байлундуй и не напали на западные границы? [Нет], это делалось для контроля над сюнну. Трудиться сто лет и потерять все в один день, истратить огромные суммы и жалеть одну десятую их, по-моему [это] не принесет спокойствия государству. Надеюсь, что Ваше Величество постарается не допустить смуту и войну, чтобы предотвратить бедствия пограничного населения».
Вообще говоря, император жалел не денег, о которых говорилось в докладе, а опасался за собственную жизнь. Тем не менее он внял доводам сановника — у сюннуского посла забрали письмо с отказом и вручили ему новое, с приглашением. А для того, чтобы гость не оказал дурного влияния на здоровье императора, его поселили во дворце Путаогун в парке Шанлинь, — это должно было смягчить возможный вред. «Шаньюю было объявлено, что так сделано для выражения большего уважения, но он узнал о настоящей причине». Впрочем, полученные им огромные подарки должны были примирить Учжулю с этой обидой.
Надо сказать, что Хань, унижая шаньюя и требуя от него постоянных уступок, подарки ему отсылала исправно. Сюнну оправлялись от пережитых бедствий, а Поднебесная, напротив, вступила в полосу кризисов. Принятые Сыном Неба меры по нейтрализации сюннуского «дурного влияния» не помогли — он, несмотря на молодость, умер сразу после встречи с шаньюем. На троне один за другим сменились два малолетних императора. При дворе кипели интриги. И Хань (а точнее, всемогущий Ван Ман) считали необходимым платить за мир. Империя, разгромив сюнну и сделав их своими вассалами, снова выплачивала дань побежденным.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сюнну, предки гуннов, создатели первой степной империи"
Книги похожие на "Сюнну, предки гуннов, создатели первой степной империи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Ивик - Сюнну, предки гуннов, создатели первой степной империи"
Отзывы читателей о книге "Сюнну, предки гуннов, создатели первой степной империи", комментарии и мнения людей о произведении.