Виктор Мануйлов - Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова"
Описание и краткое содержание "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова" читать бесплатно онлайн.
Большую помощь в работе над этой книгой оказали сотрудники архива, библиотеки и музея Института русской литературы Академии наук СССР, которым составитель считает своим долгом выразить сердечную благодарность.
Летопись жизни и творчества
М. Ю. Лермонтова
Предисловие
Жанр летописи жизни и творчества писателя, композитора, художника, актера, возникший еще в дореволюционные годы, получил в советское время широкое распространение и прочно вошел как вспомогательный био-библиографический свод материалов в практику нашего литературоведения и искусствоведения. Летопись жизни и творчества представляет собою погодную и поденную хронику, в которой каждая запись библиографически документирована, а все даты расположены в строго хронологическом порядке.
Принципы построения летописи и отбора материала за последние десятилетия четко определились. Составители подобных работ обычно ставят своей целью «зарегистрировать события жизни писателя, проследить историю его произведений (как законченных, так и незаконченных, как изданных, так и неизданных): зарождение замысла, первые наброски, дальнейшие стадии работы, окончательные редакции, первые, а иногда и последующие публикации и т. д. Даются сведения о публикациях произведений писателя, о постановках их на сцене, о переводах на иностранные языки. Учитываются редакторская и издательская деятельность писателя, его высказывания и отзывы о явлениях политической и культурной жизни страны того периода, о современниках. Особое внимание обращается на факты жизни и творчества, которые характеризуют политические и общественные взгляды писателя. Широко освещается революционная и общественная деятельность писателя. Все факты жизни и творчества писателя даются в тесной связи с основными политическими и литературными событиями его времени».1
По словам П. Н. Беркова, «в отличие от кратких дореволюционных и ранних советских работ такого рода, для подтверждения той или иной даты опиравшихся только на печатные источники, последние из вышедших в наше время летописей представляют большие научные исследования, широко использующие рукописные источники и как литературный материал, порою даже публикуя попутно неизданные документы, и как документацию».2
Летопись жизни и творчества не может заменить научной биографии, хотя в самой подробной биографии не может быть столько фактического материала, сколько содержится его в полной летописи. Без обстоятельной, добросовестной летописи в наше время нельзя создать научной биографии, поэтому наличие летописи — одна из предпосылок для дальнейшего более глубокого и обобщенного изучения и осмысления биографии.
Составитель летописи, так же как и биограф, находится в зависимости от наличия сохранившихся, дошедших до нас биографических материалов, документов, дневниковых записей, автобиографических признаний, литературного и эпистолярного наследия, воспоминаний современников и т. д. Часто бывает так, что случайные, второстепенные материалы до нас доходят, а важнейшие источники бесследно исчезают. Из этого хаоса случайно сохранившегося материала биограф отбирает все существенное, характерное, типическое и, сопоставляя различные свидетельства и источники, строит научную историю жизни и деятельности своего героя.
По сравнению с биографом составитель летописи поставлен в более затруднительное положение при отборе материала. Биограф располагает четким принципом отбора этого материала. Составитель летописи не всегда может предвидеть, что окажется для будущего исследователя существенным, а что останется маловажным. Некоторые факты и документы, кажущиеся нам второстепенными, при обнаружении новых материалов могут вдруг приобрести новый смысл и в сопоставлении с этими новыми материалами неожиданно оказаться в поле внимания исследователя. Поэтому летопись приходится строить с некоторым запасом и вводить в нее рядом с фактами первостепенной важности и факты второстепенные, на первый взгляд мало значительные.
Жанр летописи приближается к регистрационной библиографии, составитель такого справочника вынужден стремиться к полноте регистрируемого материала. Именно поэтому летопись жизни и творчества всегда имеет итоговый характер и опирается на труды многих исследователей и разыскателей, суммируя и критически сопоставляя все, что было ими обнаружено в архивных и печатных источниках за многие годы.
Составление летописи жизни и творчества М. Ю. Лермонтова представляет свои трудности и имеет свою специфику.
Еще при жизни поэта начали проникать в печать отрывочные, часто случайные упоминания о нем не только литературно-критического, но и чисто биографического характера. Таково упоминание имени одиннадцатилетнего Михайлы Лермонтова в «Списке посетителей и посетительниц Кавказских вод в 1825 году по июль» в № 64 «Отечественных записок» П. П. Свиньина; таковы отчеты о публичных экзаменах в Московском университетском пансионе, где среди отличившихся и награжденных воспитанников не раз назван Лермонтов (эти отчеты помещались в «Московских ведомостях», «Дамском журнале» и специальных пансионских изданиях); таковы краткие сообщения в «Русском инвалиде» и «Петербургских» и «Московских ведомостях» о лицах, прибывших или выехавших из города; таковы тексты высочайших приказов, заметки о пребывании Лермонтова в Петербурге в «Отечественных записках» и т. п.
Любопытно, что бо́льшая часть этих прижизненных биографических упоминаний о Лермонтове замечена и введена в научный обиход только в последние три десятилетия.
Несмотря на то, что в николаевское царствование многое, связанное с именем Лермонтова, считалось неудобным для печати (это в особенности относилось к обстоятельствам его трагической гибели), биографические сведения о поэте все же начали появляться в газетах и журналах уже в середине прошлого века. Во второй половине 50-х годов пензенский учитель В. X. Хохряков (1828–1916) начал собирать материалы для биографии Лермонтова, которые потом использовал в двухтомном издании сочинений поэта в 1860 г. С. С. Дудышкин,3 затем П. А. Ефремов и, наконец, П. А. Висковатый.4
Вслед за «Материалами для биографии и литературной оценки Лермонтова», опубликованными С. С. Дудышкиным, с биографическим очерком о Лермонтове выступил А. Н. Пыпин в 1873 г,5 а в 1891 г., к 50-летию со дня смерти Лермонтова, вышла в свет первая его биография, написанная П. А. Висковатым.6 Неутомимый исследователь П. А. Висковатый (1842–1905) много лет посвятил изучению жизни и творчества Лермонтова, и его книга для своего времени была капитальным трудом. Если в наше время это исследование несколько устарело и представляется нам методологически наивным, то все же следует отметить, что многие материалы, впервые опубликованные Висковатым, известны нам только по его книге, и поэтому она никогда не потеряет значения ценного биографического первоисточника, который давно стал библиографической редкостью и ждет своего переиздания.
Итог дореволюционного изучения биографии Лермонтова был подведен Д. И. Абрамовичем в пятом томе «Полного собрания сочинений» поэта, вышедшем в 1913 г. в серии «Академическая библиотека русских писателей». Здесь были помещены: «Обзор источников для биографии», «Материалы для биографии и литературной характеристики» и «Хронологическая канва для биографии Лермонтова», представляющая собою по существу первый опыт летописи жизни и творчества Лермонтова. Д. И. Абрамович предложил читателю свод материалов и документов, для своего времени почти исчерпывающий, но избегал обобщений, оценок и выводов. Даже обзор литературы о Лермонтове он свел к перечислению работ в хронологическом порядке без аннотаций и каких-либо рубрик. В результате, например, и В. Г. Белинский, и Ф. В. Булгарин представлены в равной мере «ревностными почитателями» романа «Герой нашего времени». Кропотливым, но описательно-регистрационным и лишенным обобщений трудом Д. И. Абрамовича завершилось дореволюционное изучение жизни и творчества Лермонтова.
Болезни роста, которые пережили наши филологические дисциплины в советские годы, были характерны и для изучения биографии Лермонтова. В течение 20-x и в начале 30-х годов в лермонтоведении сказались пороки как формалистической, так и вульгарно-социологической методологии. Наряду с игнорированием изучения биографии писателя и формалистами, и в известной мере вульгарными социологами, некоторые исследователи, наоборот, были склонны преувеличивать значение биографического метода, сильно укоренившегося в те годы в пушкиноведении (П. Е. Щеголев, Н. О. Лернер, Б. Л. Модзалевский), и вообще сводить изучение писателя только к его биографии.
Во второй половине 20-x — начале 30-х годов получили широкое распространение работы особого жанра — биографические монтажи, книги-мозаики, которые знакомили широкие круги читателей с жизнью того или иного писателя-классика по первоисточникам, расположенным в хронологическом порядке. Наибольшую известность из подобных работ получила книга В. В. Вересаева «Пушкин в жизни»; в эту книгу составитель включил почти все, без отбора, что было известно к тому времени о Пушкине.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова"
Книги похожие на "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Мануйлов - Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова"
Отзывы читателей о книге "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова", комментарии и мнения людей о произведении.