» » » » Виктор Исраэлян - Дипломатия в годы войны (1941–1945)


Авторские права

Виктор Исраэлян - Дипломатия в годы войны (1941–1945)

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Исраэлян - Дипломатия в годы войны (1941–1945)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Международные отношения», год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Исраэлян - Дипломатия в годы войны (1941–1945)
Рейтинг:
Название:
Дипломатия в годы войны (1941–1945)
Издательство:
Издательство «Международные отношения»
Жанр:
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дипломатия в годы войны (1941–1945)"

Описание и краткое содержание "Дипломатия в годы войны (1941–1945)" читать бесплатно онлайн.



Книга повествует о дипломатической истории Великой Отечественной войны, важном вкладе советской дипломатии в победу над фашизмом, сотрудничестве между государствами антигитлеровской коалиции и разногласиях между ними. Показаны деятельность фашистской дипломатии ее попытки добиться антисоветского сговора с западными государствами В работе освещаются важнейшие конференции периода войны Московская, Тегеранская Ялтинская, Потсдамская, а также многочисленные двусторонние переговоры.

Автор книги видный ученый и дипломат Чрезвычайный и Полномочный Посол Советского Союза лауреат Государственной премии СССР Им написаны многие книги и статьи по истории второй мировой войны, положенные в основу настоящей работы, которая значительно дополнена новыми документами и материалами.

Для широкого круга читателей интересующихся вопросами внешней политики и дипломатии.






В соответствии с проектом США три державы согласились, что пока «не будет учреждено никакого центрального германского правительства». При обсуждении американского проекта советская делегация внесла дополнение о том, что будет создана центральная германская администрация в составе секретарей по внешней торговле, промышленности, финансам, транспорту и коммуникациям. Американская и английская делегации не приняли этого предложения, хотя признали целесообразность создать некоторые важные центральные германские административные департаменты в указанных выше областях под руководством Контрольного совета в Германии. Это положение и нашло свое отражение в документе Потсдамской конференции.

В решениях конференции было записано также, что «в практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений»[813].

Производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны должно было быть запрещено и предотвращено в Германии в соответствии с решениями Потсдамской конференции. При организации ее экономики главное внимание должно было быть обращено на развитие мирной промышленности и сельского хозяйства. Таким образом, экономические принципы были нацелены также на уничтожение германского военного потенциала и устранение германской угрозы.

Помимо соглашения об основных экономических и политических принципах для Германии главы трех держав рассмотрели ряд вопросов, относящихся к репарациям. Эти вопросы были, пожалуй, наиболее трудными на конференции. Делегации США и Великобритании всячески противодействовали удовлетворению законных требований Советского Союза о возмещении по крайней мере частично ущерба, причиненного СССР гитлеровской Германией и ее союзниками. США и Англия рассчитывали, что тяжелое экономическое положение СССР, в котором он оказался в результате войны, приведет к ограничению роли и влияния Советского Союза на международной арене. Не желая удовлетворять законные репарационные требования СССР, они вместе с тем не хотели чрезмерно ослаблять военно-экономический потенциал Германии, сосредоточенный главным образом в западных зонах оккупации, особенно в Рурской области. Эта линия отражала долговременные намерения западных держав противопоставить в будущем Германию Советскому Союзу и использовать ее военно-экономический потенциал в своих интересах. Это косвенно признал в своих мемуарах Г. Трумэн[814]. Германия, как часть «некоммунистического мира», пишет Г. Колко, «была для США намного более желаемой целью, чем репарации и контроль четырех держав, которые могли бы лишь укрепить Россию в послевоенный период»[815].

К каким только приемам не прибегали на конференции делегации США и Англии, чтобы добиться угодного им решения по репарационному вопросу. Тут были и явная подтасовка фактов, и шантаж, и попытки искусственного увязывания репарационного вопроса с другими проблемами конференции и т. д. Такой линии делегации США и Англии придерживались и при рассмотрении вопроса о репарациях с других государств – участников фашистского блока. Какого бы государства ни касалась речь, правительства США и Англии добивались как можно больших экономических выгод для себя и урезывания законных претензий Советского Союза. «По существу Запад, – справедливо констатирует Г. Колко, – стремился к тому, чтобы почти ничего не дать русским»[816].

Хотя американская делегация согласилась на Крымской конференции рассматривать в качестве основы для решения репарационной проблемы предложение Советского правительства о том, что общая сумма репараций с Германии должна составлять 20 млрд. долл. и что 50% этой суммы должно идти СССР, в Потсдаме она отступила от этой позиции. Государственный секретарь США Бирнс, заявивший, что якобы «ни президент, ни кто-либо другой… никогда не соглашался на сумму 20 млрд. долл.»[817], решительно отказывался рассматривать внесенные на конференции Советским Союзом предложения, направленные на закрепление достигнутого в Ялте понимания.

Свой отказ от установления конкретной цифры репараций американские и английские представители обосновывали тем, что экономика Германии и ее бывших союзников-де не в состоянии удовлетворить выдвинутые Советским Союзом требования. Это вместе с тем не мешало им выдвигать со своей стороны всевозможные завышенные претензии. В ответ на это с советской стороны было заявлено, что положение СССР, с одной стороны, и США, Англии – с другой, в корне различно. «У нас была оккупирована огромная территория, – заявил министр иностранных дел СССР, – и на этой территории вражескими войсками было уничтожено громадное количество заводов, электростанций и других предприятий». Указывалось, что в то же время территория Великобритании, как и территория США, не подвергалась оккупации. «Мы считаем моральным правом таких стран, – отмечал советский представитель, – как Советский Союз, Польша, Югославия, подвергшихся оккупации, получить возмещение»[818].

Однако представители Англии, США не унимались, продолжая добиваться сокращения размера репараций Советскому Союзу. На одном из заседаний, когда Черчилль вновь стал ссылаться на тяжелое положение Англии, в частности из-за нехватки угля, который экспортируется во Францию, Бельгию и Голландию, Сталин заявил: «Я не привык жаловаться, но должен сказать, что наше положение еще хуже… Если бы я стал жаловаться, я боюсь, что вы тут прослезились бы, до того тяжелое положение в России. Но я не хочу причинять вам неприятности»[819].

Стремясь к достижению компромисса в этом вопросе, представляющем исключительно важное значение прежде всего для Советского Союза, делегация СССР проявила гибкость и согласилась с американским предложением относительно того, что репарации будут взиматься каждым правительством в своей зоне оккупации. Наряду с этим советская делегация потребовала в дополнение к репарациям, получаемым из своей зоны, поставок оборудования в счет репараций из западных зон. Это обосновывалось и огромным ущербом, причиненным Советскому Союзу гитлеровской Германией, и тем, что американские и английские войска вывезли много оборудования из той части советской зоны оккупации, где они временно находились до занятия ее советскими войсками. Списки вывезенного оборудования были на конференции вручены представителям США и Англии. Из этих списков явствовало, что английские и американские власти угнали, в частности, 11 тыс. вагонов из советской зоны оккупации Германии. Советская делегация потребовала также на 500 млн. долл. акций промышленных и транспортных предприятий, находящихся в западных зонах, и предоставления Советскому Союзу 30% заграничных инвестиций и 30% германского золота, поступившего в распоряжение союзников[820].

После многодневных затяжных дискуссий было решено, что репарационные претензии Советского Союза будут удовлетворяться путем изъятия из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений (активов) за границей (в Болгарии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Восточной Австрии). Репарационные претензии США, Англии и других стран, имевших право на репарации, должны были быть удовлетворены из западных зон и из соответствующих вложений за границей; кроме того, в распоряжении западных держав находилось захваченное ими в Германии золото, от претензий на которое СССР отказался.

Было обусловлено, что Советский Союз получит дополнительно из западных зон оккупации: 1) 15% комплектного промышленного оборудования в обмен на продовольствие и другие продукты из советской зоны оккупации; 2) 10% капитального промышленного оборудования без оплаты и возмещения – тоже из западных зон. Было постановлено также, что Советский Союз из своей доли репараций удовлетворит репарационные претензии Польши[821].

В связи с обсуждением экономических проблем Германии, и в частности репараций, состоялся обмен мнениями и о судьбе важнейшего промышленно-экономического района Германии – Рура. Советское правительство, имея в виду скорейшее проведение в Руре демократизации и демилитаризации, а также предотвращение использования Рура в антисоветских целях, предложило установить над Руром совместный четырехсторонний контроль. Несмотря на то что известный американский «план Моргентау» также исходил из необходимости подчинения Рура международному контролю, на конференции в Потсдаме США, поддержанные Англией, отказали Советскому Союзу в участии в контроле над Руром.

Советская делегация предложила обсудить на конференции вопрос о судьбе германского военно-морского и торгового флота, оказавшегося в руках англичан, и внесла соответствующий документ, в котором предлагалось, в частности, передать одну треть этого флота Советскому Союзу. Делегации США и особенно Англии стремились всячески затянуть решение этого вопроса. Черчилль пытался увязать его решение с достижением «общего соглашения по всем другим вопросам». Прибегнул английский премьер-министр и к прямой фальсификации фактов. Он, например, утверждал, что в руки Советского Союза перешел торговый флот Финляндии, водоизмещением примерно 400 тыс. тонн, а также некоторые румынские пароходы, в том числе два крупных транспорта. Сталин решительно отверг эти измышления. Тогда Черчилль стал добиваться уменьшения доли Советского Союза, предложив разделить весь торговый флот Германии не на три, а на четыре части. Лишь в конце конференции было принято решение о том, что весь германский надводный военно-морской и торговый флот подлежит разделу поровну между СССР, Англией и США.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дипломатия в годы войны (1941–1945)"

Книги похожие на "Дипломатия в годы войны (1941–1945)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Исраэлян

Виктор Исраэлян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Исраэлян - Дипломатия в годы войны (1941–1945)"

Отзывы читателей о книге "Дипломатия в годы войны (1941–1945)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.