Эдвин Джеймс - Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини"
Описание и краткое содержание "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини" читать бесплатно онлайн.
Можем ли мы сейчас постичь самые ранние формы религии? Каким богам или духам, молились люди на безбрежных просторах всех обитаемых континентов Земли? Ведь археологические данные неопровержимо свидетельствуют, что религиозные представления существовали уже в эпоху неандертальцев. Сложнейшую задачу такой реконструкции блестяще решает автор этой книги — британский ученый с мировым именем Эдвин Оливер Джеймс. Благодаря энциклопедической широте охвата темы книга вызывает неослабевающий интерес у различных категорий читателей. Например, исследование автором погребальных обрядов столь далекого от нас палеолита помогает понять истоки некоторых верований и ритуалов, доныне сохранившихся у народов Русского Севера. Поэтому в приложении к книге публикуется дополняющая ее уникальными российскими материалами работа тюменского краеведа Аркадия Петровича Захарова, посвященная поискам статуи легендарной Золотой Богини.
Знак информационной продукции 16+
Ров, его склоны и отверстия в платформах Обри скорее всего относятся к периоду позднего неолита (около 1900–1800 гг до н. э.), но кольцо из валунов песчаника и сами "сине-серые" камни, вероятно, являются ровесниками круглых курганов и могут оказаться лет на 400 моложе первых обнаруженных здесь остатков человеческого поселения (т. е. 1500–1400 гг. до н. э.)1'6.
Именно тогда, в раннем бронзовом веке, вскоре после прихода из Нижнего Рейнланда народа культуры колоколовидных кубков "А", воины из Бретани — приверженцы кремации — временно обосновались в Уэссексе. В их снаряжение входили гладкие кинжалы нового типа — с прочной утолщенной кромкой лезвия и деревянной или янтарной ручкой, сферические каменные алебарды, жезлы и покрытые глазурью четки из Восточного Средиземноморья177. Возможно, именно это вторжение облегчило Британии переход от раннего бронзового века к среднему бронзовому веку, отмеченному отказом от ингумации и распространением кремации как общепринятого способа погребения, связанного с появлением круглых курганов178. Многие захоронения этого периода обнаруживаются в двух основных культовых центрах — Эйвбери и Стоунхендж, и вполне вероятно, что именно воины из Бретани осуществили реконструкцию Стоунхенджа. За пределами Уэссекса они расширили свои территории до Эксмура, Мендикса и вдоль Икнилд-Вэй — от Южного Уэльса до Восточной Англии. Их поселения концентрировались вокруг святилищ. Там обнаружены скопления колоколовидных курганов, содержащих преимущественно кремированные останки.
Погребение в урнахПараллельно с уэссекской культурой в Британии процветала культура, отличительной чертой которой стала кремация с последующим захоронением останков, помещенных в погребальные урны, в курганах или кернах. Северные территории являлись исключением, — там захоронения представляют собой кладбища. Похоронные урны делали из необработанной глины, и по виду они напоминали сосуды для пищи. Их обнаружили в каменных цистах и в курганах Британских о-вов, где такие захоронения возникли около 1700 г. до н. э., сразу же после пришествия народа культуры колоколовидных кубков. В погребениях также находились каменные топоры, металлические серьги, пуговицы с V-образным расположением дырочек, браслеты и серповидные ожерелья из гагата с золотыми ирландскими lunulae. Следовательно, если культуре погребальных урн предшествовала культура народа фуд-вессел, то, должно быть, к середине среднего бронзового века произошли фундаментальные изменения в процедуре погребения, когда место ингумации заняла кремация.
В это же время (т. е. начиная со среднего бронзового века и до раннего железного века, или приблизительно с 1500 до 800 гг. до н. э.) на континенте, сначала в Венгрии и Италии, затем на западе Малой Азии, в Западной, Центральной и Северной Европе и Ирландии широко распространенным явлением стали кремационные кладбища, т. е. поля, отведенные для погребальных урн. Кремация, в своем завершенном виде — с пеплом, помещенным в урны, которые затем предавали земле на кладбищах, — настолько вошла в практику, что можно говорить об изменении в культе мертвых. Частичное сожжение, как мы уже знаем, все же оставалось превалирующим и в раннем бронзовом веке, и в позднем неолите, начиная с раннеэлладских погребений в Греции и кончая курганами Британии. По мере того, как традиция кремации распространялась все больше, сосудам для пищи, по-видимому, пришлось превратиться в погребальные урны. Полностью этот переход осуществился лишь в среднем бронзовом веке.
Кладбища террамарыИтак, в Северной Италии к югу от р. По и оз. Гарда, и на запад к Брешиа и Кремоне, за пределами свайных поселений, известных как террамары, на небольших сваях находились окруженные рвом кладбища с тесно уложенными урнами, заполненными пеплом. Вполне возможно, что здешние земледельцы являлись основателями культуры "полей погребальных урн", родственной с культурой дунайской, азиатской и иберийской групп. Земледельцы ассимилировались со скандинавскими и славянскими воинами — представителями культуры "шнуровой керамики", вторгшимися в район бассейна среднего Дуная179. Массовое переселение вытеснило их в долину среднего и нижнего течения р. По и на побережье Таранто, где они обосновались как господствующая, но локализованная группа. Переселенцы переняли практику кремирования и захоронения погребальных урн еще до того, как (приблизительно в 1500 г. до н. э., в бронзовом веке) они начали осваивать территорию Италии, а также, вероятно, Венгрии, где до их прихода на всей Паннонии (провинция Римской империи на месте современной Венгрии. — Прим. пер.), в Банате (историческая область в Восточной Европе. — Прим. пер.) и в северо-восточной Сербии погребение в урнах оставалось единственно известным способом; в других местах общепринятой была ингумация.
Из Венгрии культура полей погребальных урн распространилась через Северо-Западную Сербию, Словению и через промежуточные территории вдоль р. Савы и Дуная в Трансильванию, а вдоль р. Тисы — в Перьямош (поселение бронзового века в Румынии. — Прим. пер.) и Тосег (многослойное поселение в Венгрии. — Прим. пер.) и после 1400 г. до н. э. постепенно вытеснила ингумацию180. В Саксонии, Западной Силезии и Бранденбурге примерно с середины второго тысячелетия до н. э. большую роль стала шрать "лужицкая культура", которой также было суждено оказать большое влияние на внедрение кремации. В Италии в период, когда там только начинали использовать железо для производства мелких предметов, в двух областях (ныне известных как Умбрия и Тоскана) в окрестности Болоньи существовала община энергичных земледельцев со своей погребальной культурой. Рэндалл-Мак-Айвер (Randall-Maclver) считает их иммигрантами из Венгрии181, но они могли быть выходцами из народа террамары182, продолжавшего традицию кремирования и захоронения погребальных урн.
Кладбища ВиллановаВокруг поселений в районе Вилланова, состоявших из маленьких хижин (впоследствии похожими на хижины делали погребальные урны), ставших типичными для юга Лация (древняя область в Италии. — Прим. иер.)183, на кладбищах; могилы, куда помещали кремационные урны, иногда выкладывали каменными пластинами. Оссуарий и погребальный инвентарь часто замуровывали в dolio, в ряде случаев отмеченные стелой из песчаника с грубо вырезанными розетками и изображениями человеческих фигур и животных. Dolio обычно представлял собой двухэтажную постройку, наноминающую перевернутый вверх дном кувшин с горизонтальной ручкой; к его верхней части прикреплялось коническое горлышко с расширяющимся отверстием. Его иногда накрывала каменная пластина; внутри "кувшина" размещался керамический оссуарий с крышкой и несколько других керамических ваз, украшенных рельефным геометрическим орнаментом. В могилах находились бронзовые подвески, ножи из каменных пластин с рукоятками, фибулы, инкрустированные янтарем, бронзовые булавки с дискообразными костяными или сферическими стеклянными головками, золотые подвески с глазурью, головные повязки из золота, четыре слепка человеческих голов и золотая фибула, украшенная фигурками львов184. Народ Вилланова мастерски работал с железом и с бронзой, экспортируя свои изделия на север — в Болгарию, и на восток — в Трансильваиию. Мастера поддерживали связи и с Финикией, и с Ассирией. Возможно, именно оттуда знания о железе дошли до Италии.
На местных кладбищах число ингумации очень невелико. Так, в Вилланова найдены 193 кремации и только 14 скелетов, да и те, по сведениям отчета археологов, были уложены в гробницах как попало. Почти на тех же уровнях обнаружены обгоревшие тела и почти с тем же погребальным инвентарем185. Эти захоронения могли принадлежать членам соседних общин, которые на своей территории придерживались другого погребального обычая. Этим, возможно, объясняется отсутствие подобных кремаций в Сельчиателло (Корнето, Этрурия) и в этрусской Ветулонии, около деревни Колонна.
Лужицкие поля погребальных урнВ то время, когда в начале первого тысячелетия до н. э. Италия и Южная Европа экспериментировали с железом, центральный район к северу от Альп все еще пребывал в бронзовом веке, а в XIII в. находился в переходном состоянии. Курганную и толосскую культуру среднего бронзового века, продолжавшую существовать в высокогорных районах, потеснила культура "полей погребальных урн". Ее носители заняли долины и равнины бассейна Верхнего Дуная, где они практиковали кремацию и захоронение праха в больших урнах (по образцам народа Террамары), но иногда сооружали курганы. Этим урнам сопутствовали сосуды меньшего размера для вотивных предметов (такие же были и в погребениях Виллановы), что обнаруживает сходство с гробницами северных районов Италии и дает возможность сделать предположение об их происхождении на южных склонах Альп. Однако в местности между Восточной Саксонией и Западной Силезией, которая известна как Лужице, культура приобрела свои характерные черты, среди которых — сооружение оссуариев в форме двух усеченных конусов, приставленных друг к другу своими основаниями и накрытых перевернутым "блюдом". В ранних захоронениях в стенках конусов высверливали отверстие, вероятно, для того, чтобы душа могла покинуть оссуарий, когда ей заблагорассудится. Вместе с оссуариями помещали желтовато-коричневые горшки, украшенные большими коническими бугорками (Buckeln), В более поздних погребениях "бугорки" заменялись рифлением или складками, а керамика стала более темной. Появились вазы с боковыми "носиками" ("питательные сосуды"), сосуды в форме животных и глиняные погремушки. Так как в могилах находились литейные формы, значит, народ лужицкой культуры владел основами металлургии. Возможно, именно он изобрел бронзовый кельт с коленчатой рукоятью, пришедший на смену каменному топору с бронзовой муфтой186.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини"
Книги похожие на "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдвин Джеймс - Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини"
Отзывы читателей о книге "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини", комментарии и мнения людей о произведении.