Эдвин Джеймс - Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини"
Описание и краткое содержание "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини" читать бесплатно онлайн.
Можем ли мы сейчас постичь самые ранние формы религии? Каким богам или духам, молились люди на безбрежных просторах всех обитаемых континентов Земли? Ведь археологические данные неопровержимо свидетельствуют, что религиозные представления существовали уже в эпоху неандертальцев. Сложнейшую задачу такой реконструкции блестяще решает автор этой книги — британский ученый с мировым именем Эдвин Оливер Джеймс. Благодаря энциклопедической широте охвата темы книга вызывает неослабевающий интерес у различных категорий читателей. Например, исследование автором погребальных обрядов столь далекого от нас палеолита помогает понять истоки некоторых верований и ритуалов, доныне сохранившихся у народов Русского Севера. Поэтому в приложении к книге публикуется дополняющая ее уникальными российскими материалами работа тюменского краеведа Аркадия Петровича Захарова, посвященная поискам статуи легендарной Золотой Богини.
Знак информационной продукции 16+
Тем не менее существенные черты культуры Альмерии сохраняются в цилиндрических головках булавок, глиняных табличках, мраморных фигурках (часто с выгравированными глазами и руками) в великолепных отполированных кремневых лезвиях алебард и в наконечниках для стрел. Из других мест ведут свое происхождение бирюзовые бусы, аспидные доски, золото, янтарь, слоновая кость и посохи, украшенные рисунком из прямых линий, колоколовидные кубки, сферические горшки и килевидные миски. Как правило, медь используется только для изготовления небольших предметов123.
Мегалиты ПиренейВ то время, как влияние культуры Альмерии распространялось на запад, в Португалию, вдоль восточною побережья, и в долину Эбро, оно также проникало и в северные области, пока не достигло Каталонии и Пиреней. Местное население продолжало хоронить умерших в пещерах и траншеях, а в северо-восточной Каталонии, Наварре и провинции басков мегалитические коридорные гробницы под крупными кернами с галереями и могилами и форме бутылей, дольменами с многогранными камерами и короткими коридорами начали прокладывать себе путь с юга, в избытке принося предметы из меди, бирюзовые бусы, цилиндрические булавки, браслеты из раковин, полосатые кубки, костяные пуговицы и фигурки. Поделенные плитами отсеки галереи, похожие на ряд цист, преобладавших в Пиренеях, могли возникнуть в результате слияния в этом районе иммиграционных потоков из Альмерии и Эль-Гарсель124. Пещеры все еще использовались для погребения, но в это время именно галерейные гробницы уже преобладали в Пиренейских горах, и их культура погребения стала распространяться через Каталонию к западному берегу Франции. Типичным являлось сочетание коридорной гробницы и цисты, сложенной из плит первыми колонистами Альмерии.
Подобное движение наблюдалось и на Атлантическом побережье, и в глубине страны. Мегалитическая архитектура упрощалась, вместо огромных гробниц Юга строили небольшие менее искусные коридорные дольмены. Это продолжалось до тех пор, пока в Галисии, баскских провинциях и в испанских Пиренеях изолированные прямоугольные закрытые дольмены или цисты не стали преобладающими — многоугольные на северо-западе и квадратные на северо-востоке. Это бледные тени грандиозных мегалитических усыпальниц Юга, имевших богатую историю в Центральном и Восточном Средиземноморье125. Редкое присутствие металлов в этих более отдаленных мегалитах, однако, не является указателем из возраста, т. к. неолит еще долго продолжал существовать на северо-востоке Иберии и в Северной Европе после того, как медь и бронза уже широко применялись на Ближнем Востоке и в прибрежных районах Средиземноморья. Следовательно, можно предположить, что поиски руды оказались главной причиной переселения в этот регион, хотя и при продвижении на юг это было важно. Действительно, нет ни единого предмета, ни группы предметов, которые характеризуют эти захоронения, невзирая на тот факт, что колоколовидные кубки свидетельствовали о влиянии новой культуры не только на Иберийском полуострове, но и по всей Западной и Центральной Европе — от Бретани и Рейна до Богемии и Моравии, а иногда и в Сардинии, на Сицилии и в Северной Италии126. Это переселение не послужило началом мегалитической цивилизации ни в Восточном Средиземноморье, ни на Атлантическом побережье Европы. Как мы увидим позже, народ культуры колоколовидных кубков если и хоронил своих усопших в мегалитических гробницах, то он всего лишь перенимал погребальные обычаи тех мест, где поселялся и где этот культ уже существовал.
АТЛАНТИЧЕСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ ЕВРОПЫ Мегалитические гробницы в БретаниПреодолев опасности Бискайского залива, мореходы — современники мегалитов — после колонизации Иберии двинулись дальше, на северо-запад, перемещаясь от Португалии и Галисии к полуострову Бретань. Поэтому в заливе Морбиан и на соседних островах, которые (включая о-в Джерси) могли быть соединены с материком, различаются пять типов гробниц, основанных на традициях Иберии, но приспособленных к местным условиям и построенных с использованием местных материалов. Хотя сводчатые коридорные гробницы на побережье и на островах воспроизводят свои португальские и испанские прототипы, заметно, что они всего лишь имитации и вариации классических обращен. На юге залива Морбиан также возникает иберийская модель, но своды здесь встречаются реже, чем на юге Испании, и есть отличия от небольших сводчатых могил бронзового века бриттов. К северо-востоку от Карнака — в Керкадо находится громадный семейный коридорный дольмен в форме круглого кургана с диаметром 20 м и высотой 3,5 м, увенчанный менгиром (менгир — вертикально установленный камень. — Прим. пер.), сооруженным над погребальной камерой, и окруженный кольцом из камней. Первоначально он имел подпорную стенку, которая скашивалась к входу и образовывала дворик перед каменным порталом и двумя о" ромными плитами по обе стороны от него. У основания стены холм опоясывала мощеная дорожка, выложенная из плотно подогнанных камней 3–6 м в ширину. Сбоку от дорожки расположено каменное кольцо. Оно, возможно, произошло от ритуальной площадки, которая имелась у входа в некоторые захоронения в Лос-Милларес, и двориков перед греческими толосами и скальными гробницами. Однако это кольцо вытянуто и охватывает всю постройку127. На обряды, которые здесь проводились, указывают лишь два очага и плита. На плите могли готовить жертвоприношения перед тем как возложить их умершим или божествам-покровителям покойных.
В некоторых коридорных гробницах Бретани встречается несколько камер, как, например, в гробнице в Мане-Рутуаль, Локмариакере, где позади меньшей прямоугольной камеры находится большая многоугольная, накрытая огромной плитой, так же, как в испанских мегалитах. Но в Бретани (например, в Мане-Бра (Годерон) и в Клуд-ер-Йер) по сторонам галереи — ближе к ее концу или в конце — иногда добавлялись трансекты. Предположительно этот тип галерей во Франции возник, эволюционировав из обычного иберийского толоса, имевшего поперечные камеры, как, например, в Лос-Милларес128. Д-р Дэниел (Daniel) считает, что они представляют собой независимую линию укрытых клинообразными курганами галерейных гробниц, родственных балеарским navetas и скандинавским giganti129. Прямая, удлиненная и закрытая сверху камера, не отличимая от коридорной гробницы, стала типичной для мегалитических построек в Бретани (кроме Южного Морбнана) и в бассейнах Сены и Луары. Она также характерна для юга Франции и многих островов на западе Средиземного моря. В отличие от бретонских коридорных гробниц" находящихся под крутыми курганами, ее часто скрывает под собой продолговатый курган. Около Морбиана, однако, появление бес-камерных длинных курганов (типа Манио близ Карнака), которые по своему строению, строго говоря, не являлись мегалитическими, возможно, и не было инспирировано великими иберийскими мегалитическими гробницами130. Если д-р Дэниэл прав, прослеживая происхождение allee couverte (франц. "скрытый проход") от ряда галерей на островах Западного Средиземноморья131" а это нельзя отрицать, то галереи с поперечными нефами могли быть позаимствованы у длинных керн.
Галереи другого типа, встречающиеся в Бретани, состоят из двух смежных секций, расположенных под прямым углом, причем одна ведет в другую. Они имеют оригинальный рисунок на вертикальных плитах. Поскольку эта форма не известна южным районам Пиреней, она, вероятно, представляет собой бретанскую особенность. У Южного Морбиана галереи укороченные и без входа, такие, как закрытая камера в кургане Тумаик в Арзоне. Они построены под огромными курганами в основном с применением сухой кладки. Могильный холм в Мане-ер-Роек имеет 100 м в длину и накрывает собой квадратную камеру, сооруженную из огромных плит, образующих также крышу. Один из боковых камней украшен священным узором, выгравированным наподобие узоров иберийских камерных гробниц, идолов и табличек. Спиральный рисунок имеется на столбах в Гаврини и Мане-Луд, он похож на обнаруженный в мегалитах Центрального Средиземноморья132. У горы Сэн-Мишель центральная камера окружена несколькими небольшими цистами. Эти цисты датированы бронзовым веком133. Они изобилуют церемониальными топорами из порфира и бирюзовыми бусами, которые выполнены в традициях, установившихся в Бретани, где можно найти практически любой образец мегалитического памятника — oт сводчатого толоса до небольших цист.
Наличие свода не является отличительной чертой сооружений данного региона и скорее всего этот элемент привнесен с юга. Несколько скальных гробниц устроено в довольно мягкой скальной породе, но общей практикой было захоронение незнатных людей в каменных цистах или в дольменах, состоявших из трех и более вертикальных плит, накрытых как крышей одним или двумя большими камнями, и находившихся под небольшими насыпными курганами или в земле. Захоронения изобилуют жадеитовыми топорами и браслетами, бусами из бирюзы, янтаря и горного хрусталя, изделиями из меди и золота, каменными топорами с двумя рабочими лезвиями, наконечниками жезлов и предметами с ритуальной резьбой. Ассортимент этого погребального инвентаря показывает, что Бретань стала центром мегалитического культа в Северо-Западной Европе, чем и привлекала его приверженцев с обширных территорий. В дополнение к имеющим средиземноморское прошлое камерным гробницам с их двориками и кладкой, в погребальную культуру Бретани были привнесены галереи с входными отверстиями в каменных плитах, фигурки богини-матери и "воротниковые фляжки", характерные для региона Сены — Уазы — Марны (Франция). Присутствие колоколовидных кубков в гробницах большинства типов (кроме сводчатых гробниц Морбиана и Джерси) указывает на то, что народ культуры колоколовидных кубков доминировал среди населения, поскольку он принял местный культ и его представители хоронили мертвых в мегалитах вместе с чашами их собственного производства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини"
Книги похожие на "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдвин Джеймс - Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини"
Отзывы читателей о книге "Тайны языческих богов. От бога-медведя до Золотой Богини", комментарии и мнения людей о произведении.