О Шурпану - Колдун
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Колдун"
Описание и краткое содержание "Колдун" читать бесплатно онлайн.
Шурпану О
Колдун
О. ШУРПАНУ
КОЛДУН
Перевод с румынского 3. Бобырь
Аурел Кришан подтянул крошечный болтик, потом, с удовлетворением оглядев странный прибор, который был детищем его рук, обратился к своему молодому гостю, продолжая прерванный разговор.
- Ты не хочешь меня понять, Дорин... Я говорю не о времени, как его понимал Эйнштейн, а совсем о другом: о длительности. Вот, например, сон длится всего долю секунды, а нам требуется несколько минут, чтобы рассказать его, описать многочисленные и даже логически связанные события, которые молниеносно сменяются одно другим: мозг воспринял их в ритме реальных событий. Тебе, конечно, знакома техника "лупы времени" в кино...
Инженер остановился, видя, что его не слушают. Молодой пианист Дорнн Поэнару был занят: он с нескрываемым интересом разглядывал множество приборов, которыми были заполнены обе комнаты.
- Я вижу, ты превратил свою квартиру в мастерскую или лабораторию... Они тебе не мешают?
- Что? Приборы? Нисколечко. Напротив, только среди них я чувствую себя хорошо и по-настоящему как дома... Если бы я ими не увлекался, что бы мне оставалось делать в свободное время?!
Поэнару, знавший, что свободное время можно занять и чем-нибудь другим, легонько похлопал друга по плечу и улыбнулся:
- Ты совсем не изменился, Аурел: такой же чудак и выдумщик, как и всегда... Помнишь, как называли тебя товарищи в школе? Колдуном! Из-за маленьких фокусов, которые ты придумывал почти каждый день. A ceйчас, при виде всех этих странных аппаратов, я думаю, что ты еще больше преуспел в колдовстве...
Инженер опустился в кресло, закурил сигару и, отгородившись облаком дыма, задумчиво произнес:
- Гм... Действительно, мне кажется, что я похож на колдуна. Только не на такого, как Мерлин, скорее, как Эдисон... Ты знаешь, современники тоже называли его колдуном. Так вот, с помощью своих аппаратов я могу вершить такие чудеса, какие раньше полагалось делать только колдунам.
Пианист засмеялся.
- Вот как? А у меня тоже есть аппарат, с помощью которого я могу околдовывать людей: мой рояль!
На мгновение ему показалось, что инженер обиделся, но тот продолжал спокойно курить.
- Ты прав, - ответил он наконец. - По-своему ты тоже колдун. Я понял это вчера на концерте. - Он смял в пепельнице докуренную до половины сигарету и добавил: - А я не узнал тебя; правда, прошло уже столько лет с тех пор, как мы расстались...
- Но ты ведь знал, что я живу в этом же городе!.. Действительно, если бы я не встретил тебя вчера на концерте и сегодня не пришел к тебе... Кстати, ты хотел показать мне что-то интересное.
Аурел Кришан словно не слышал его.
- Так, значит, ты пианист... гм! Н довольствуешься тем, что исполняешь музыку? Ты никогда не сочинял сам?
- Сочинять? - Поэнару снова улыбнулся. - Я пробовал; все музыканты пробуют.
Инженер с отверткой в руке снова хлопотал у аппарата.
- Я люблю музыку, хотя в сущности я не меломан. - Он положил отвертку на стол и пристально поглядел на своего друга. - Особенно мне нравится "Кастильская серенада" Пабло Суареса; я мог бы слушать ее целыми часами...
- "Кастильская серенада"? - Пианист призадумался на минуту. - Не знаю, напомни, возьми несколько аккордов.
Инженер в свою очередь улыбнулся:
- Не решусь; я умею слушать, но не играть.
Он подошел к аппаратам, громоздившимся на столике в углу комнаты.
- Поскольку речь зашла о музыке, я хочу показать тебе один из моих приборов; уверен, что он тебя заинтересует. Это мое последнее изобретение, и не удивительно, если оно найдет применение только в твоей области. Собственно, я и пригласил тебя именно затем, чтобы показать...
Пианист подошел: ему было интересно, хотя он не мог ничего понять в хитросплетении катушек, сопротивлений, конденсаторов, транзисторов, ламп, причудливых стеклянных трубок и других бесчисленных деталей, соединенных между собой путаницей разноцветных проводов.
- Не буду докучать тебе специальными объяснениями, но кое-что сказать все-таки нужно. Этот аппарат предназначен для того, чтобы слушать, - он вполне может заменить ухо. Ты знаешь, конечно, что у наших органов чувств есть специальные центры в мозгу... Нет, не пугайся: я не собираюсь читать тебе лекцию по анатомии и физиологии нервной деятельности; хочу только напомнить, что на эти центры можно воздействовать и другими способами, кроме обычных, вызывая или изменяя специфические ощущения. Резкая боль, удар, особенно по темени, вызывают ощущение световой вспышки, когда "искры сыплются из глаз"; человеку, отравленному сантонином, все кажется фиолетовым, так как это вещество действует на зрительные центры...
Так вот, я нашел способ воздействовать на слуховые центры через осязание. Погоди, не спеши; делать замечания будешь после. Сначала я докажу тебе, что говорю сущую правду. Ну-ка, садись сюда. Теперь положи руки на эту пластину, вот так... ладони плотно прижаты, пальцы вытянуты... хорошо! Любуешься узором? Пластина неоднородна: она состоит из множества шестиугольных ячеек. Теперь включим аппарат; будь внимателен и говори мне, что услышишь.
С этими словами инженер нажал тумблер. Скорее от изумления, чем от неприятного ощущения, пианист тотчас же отдернул руки.
- Не снимай рук, Дорин, и говори мне обо всем, что слышишь. Не бойся, оно не кусается.
Поколебавшись немного, пианист снова положил руки на пластину прибора.
- Ну? Ты слышишь что-нибудь?
- Да, вальс из "Коппелии", исполняемый на рояле. Дорин Поэнару приподнял одну руку, потом другую, потом положил их снова, стараясь понять, каким образом он слышит музыку, прикасаясь ладонями к пластине.
- Можно прикасаться где угодно, "слышать" будет только акустический аппарат. - Инженер протянул Дорину кусок воска, который уже несколько минут разминал в пальцах. - Вот, заткни себе уши.
Пианист пожал плечами и взял воск.
- Попробую...
Он никогда еще не затыкал себе ушей воском, так что не очень доверял своему умению; но, сверх всякого ожидания, это ему удалось.
- Действительно, я ничего не слышу!
Он снова сел и, вытянув пальцы, прижал к пластине руки.
- А теперь я слышу "Балладу" Чиприана Порумбеску в скрипичном исполнении...
По движению губ он видел, что его друг что-то говорит.
- Я не слышу. Погоди, выну воск из ушей.
С помощью Кришана он проделал это очень быстро.
- Замечательно, Аурел! Этим аппаратом смогут пользоваться и глухие?
- Если у них нет серьезных повреждений слухового центра в мозгу, то да.
- Значит, ограничения есть?..
- Э, в сравнении с тем, что было до сих пор... Подумай: слуховые протезы, какими бы совершенными они ни были, помогают только тем, у кого пониженный слух: они усиливают звук и приближают его к воспринимающему органу; а с моим аппаратом можно обойтись совсем без ушей и без слухового нерва. Разве это не прогресс?
Положив руки на пластинку аппарата, глядя куда-то вдаль, Поэнару глубоко задумался, а инженер внимательно наблюдал за ним.
- Ну?
Пианист даже вздрогнул.
- Сейчас исполняют "Вечернюю звезду".
- И как, тебе нравится?
- Гм! Разве об этом скажешь! Но все-таки я не понимаю: я думал, что органы чувств отвечают на специфические раздражители...
- Обычно так и бывает, но может случиться иначе; доказательство - неадекватные раздражители.
- Ах, да! Кажется, ты приводил два примера...
- Я мог бы привести и двадцать два. Знаешь ли ты, что нервные окончания в коже чувствительны к свету и звуку? Но нервный ток, возникающий при этом, слишком слаб и никогда не достигает порога ощущения. Так вот, по крайней мере в отношении звука, мне удалось усилить его; получился искусственный нервный ток, бегущий по нервам, как по проводам...
- Искусственный нервный ток? Но я слышал...
- Ты ничего не мог слышать; я говорю о потоке нейротропных ионов со специфическим сродством к слуховым центрам мозга. Если ты меня понял...
- Ты обещал не надоедать мне техническими подробностями!
Инженер расхохотался.
- Но ты ведь сам хотел знать...
- Послушай, на сегодня с меня довольно теорий; я предпочитаю что-нибудь практическое.
Больше двух часов занимались друзья необычайным прибором - изобретением Аурела Кришана. Инженер проводил различные испытания, требуя от Поэнару, чтобы тот рассказывал или напевал все, что услышит "через пальцы". Эта игра захватила их настолько, что они забыли о времени; только когда инженер зажег свет, пианист увидел, что уже настали сумерки.
- Я должен идти, Аурел. - Он снова взглянул на аппарат и добавил: - Знаешь, твое изобретение очень заинтересовало меня. Это не удивительно: ведь мое искусство обращается к человеку с помощью звука. Возможность проникнуть в глубину души слушателя, обогатить его чувства эмоциями, ранее для него недоступными, передать ему то, что выражает музыка Бетховена и Баха, Чайковского и Шопена... что может быть чудеснее? Ты позволишь мне время от времени навещать тебя?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Колдун"
Книги похожие на "Колдун" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Шурпану - Колдун"
Отзывы читателей о книге "Колдун", комментарии и мнения людей о произведении.