Людмила Черная - Повседневная жизнь московских государей в XVII веке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке"
Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке" читать бесплатно онлайн.
При дворе первых царей династии Романовых традиционные элементы русской жизни соседствовали с театром и парсунами, барочной поэзией и садовым искусством. Каждый из них взращивал древо российской государственности и был способен на неординарные поступки. Михаил Федорович, покорный матери, разлучился со своей избранницей, но потом вопреки воле властных родственников восемь лет не женился. «Тишайший» Алексей Михайлович охотился с рогатиной на медведя, был щеголем и графоманом. Интеллектуал Федор Алексеевич знал о системе Коперника, изучал латынь, писал вирши и любил лошадей.
Книга доктора исторических наук Людмилы Черной рассказывает, кому подражали, что перенимали и от чего отказывались московские государи; почему выбирали жен незнатного происхождения; какие люди и вещи окружали их на войне, на дворцовых приемах, на отдыхе в загородных резиденциях, в паломничествах по монастырям, на охоте; как при дворе боролись с обыкновением иностранных дипломатов прихватывать с собой драгоценные кубки с царского стола.
Конечно, хозяйственное назначение коломенских садов очевидно, однако огромный яблоневый сад, хорошо видный из окон нового деревянного дворца Алексея Михайловича, во время цветения был прекрасен и, несомненно, доставлял эстетическое наслаждение хозяевам и посетителям усадьбы.
Плодовые сады в других царских усадьбах также давали большой урожай фруктов и ягод, шедших на нужды царского двора и на продажу. Так, в Преображенском было три сада. В «красном» росли 20 яблонь «прививошных», 11 вишен, 100 кустов черной смородины, восемь кустов барбариса, 400 кустов красной смородины, клубника на восьми грядах и т. д. В «малом» саду на действительно небольшой площади помимо тринадцати яблонь, двух грецких орехов, кипариса, трех виноградных лоз, двух «кустов Божья дерева» (полыни лечебной), пятнадцати кустов барбариса были посажены цветы: восемь кустов «пиони мохроватой», 18 кустов «пиони семянной», десять «корун желтых», 50 тюльпанов, два куста «венцов», пять белых лилий, 20 кустов «нарчицы белой» (нарцисса), 20 кустов желтых лилий, три куста «рож алых» (мальв), 13 кустов «мымрису», 15 кустов «орлику», 50 кустов душистой гвоздики, 10 кустов «девичьей красы» и многое другое. Три сада имелось и в селе Покровском.
Садовое искусство при царском дворе в XVII столетии частично перешло в руки заграничных специалистов, имевших опыт организации садов в стиле ренессанса и барокко, разведения тутовых деревьев, восточных пряностей или лекарственных растений. В 1666 году был подписан контракт с голландским садовым мастером Хендриком Каспером Паулсом (Индриком Кашпиром). Голландские медики и садовники работали в Покровском и Измайлове над созданием «аптекарских садов». Труд иноземных садовников стоил 12 рублей в месяц — в два раза дороже, чем труд их русских коллег, а еще четыре рубля с полтиной шли «толмачу»-переводчику. «Немчины» Григорий Хут и Валентин Давид, «строившие сады» (создававшие планировку построек, насаждений и украшений) в Измайлове, за свою работу получали в десять раз больше, чем русские садовники, находившиеся у них в подчинении. Среди документов Оружейной палаты сохранилась роспись 1669 года: «…Что надобно на хоромное строение иноземцу Фалентину садовнику: горница с комнатою, цена 30 рублев; анбар 3-х да 3-х с полутретьи сажень, цена 5 рублев; анбар на погреб 3-х да получетверти сажени, цена 3 рубли. В те ж хоромы надобно лавки, пол, колоды, потолок, доски на двери да на окна желобья, крюки да прибоины, дрань на все четыре хоромины, ворота, 2 вереи, 2 щита, 2 печи. И всех на хоромное строение надобно денег 50 рублев». Особенно ценились голландские «вертоградари», их выписывали из-за границы не только цари, но и придворная аристократия, чтобы не отстать в оформлении своих садов от монарха.
Барочные сады включали в себя массу дополнительных украшений, которые изготавливали также в основном иноземцы. Как мы помним, художник Петр Энглес рисовал «перспективы» в садах Измайлова. Лабиринты, фонтаны, скульптуры, беседки и иные дополнения вкупе с общим планом и структурой делали царские сады похожими на итальянские, что отмечали посещавшие их иноземцы. Так, польский посол Бернгард Таннер в 1678 году подчеркнул, что один из измайловских садов «убран наподобие садов итальянских».
И раньше прогулки по саду под щебетание птиц были любимым видом отдыха не только московских государей, но и всего царского семейства. Теперь же в загородных садах — ренессансных итальянского типа и барочных голландского типа — культивировался новый подход к садовому времяпрепровождению. С одной стороны, оно было приближено к царскому церемониалу, поскольку теперь в садах начали принимать иностранных послов и других гостей; с другой стороны, «вертоград» стал превращаться в визуальное искусство, близкое к театральному и изобразительному, предполагающее эстетическое наслаждение от созерцания гармонии расположения частей и цветовой гаммы куртин и клумб, архитектуры и живописи, садовой скульптуры, фонтанов, беседок, оград, ворот и тому подобных украшений.
Послесловие
К четырехсотлетию дома Романовых издано много научной и популярной литературы, посвященной разным периодам в истории династии и отдельным ее представителям и их государственной деятельности. Мы же решили посмотреть на первых царей из романовского рода с иной стороны — их повседневной жизни: как был устроен их быт, чем они интересовались, как отдыхали…
На их плечи легла тяжесть утверждения династии на российском престоле, начиная с избрания Михаила Федоровича в Смутное время, через «бунташную» середину столетия, выпавшую на долю Алексея Михайловича, и заканчивая преддверием преобразований Петра Великого, при Федоре Алексеевиче. Если основатель династии направлял все силы на доказательство прав своего рода на царствование, еще неуверенно держа скипетр, то его сын чувствовал себя «природным» царем — порой философски-отстраненно взирал на труды своих служилых людей, считая себя судией над ними, поставленным самим Богом, внук же успел всего за несколько лет своего правления продемонстрировать реформаторский потенциал рода Романовых, вскоре ярко проявившийся в преобразованиях его младшего брата.
Мы коснулись практически всех сторон повседневной жизни московских государей в XVII веке.
Венчания на царство были точкой отсчета нового бытия в статусе «государя царя», выполнения государева чина и соблюдения государевой чести. Преемственность власти членов новой династии подчеркивалась объявлениями царевичей-наследников народу. Другие дела «государевой важности», включая приемы иностранных послов и принятие важнейших постановлений, демонстрируют степень личного участия в них каждого из самодержцев.
Не случайно большое внимание в книге уделено делам семейным — они составляли весомую часть государева чина и обеспечивали будущность династии. Свадьбы государей были лишь вершиной айсберга отношений с «царицыной родней», грозившего разрушить устоявшийся расклад сил при дворе. Именно поэтому кандидаткам в царицы приходилось преодолевать большое количество препятствий, созданных монаршим окружением, много было «ведовских дел», личных трагедий и даже смертей. Не случайно из шести цариц в XVII столетии только одна — Мария Долгорукова — происходила из княжеского рода, остальные были незнатного происхождения — их родственники не считались конкурентами знати и не могли существенно повлиять на расклад сил при дворе…
Особый интерес представляют воспитание и обучение царских детей. Волею Провидения всем представителям мужской части семьи Романовых, дожившим до зрелого возраста, суждено было занять место на троне. На протяжении XVII столетия изменилось положение цариц и царевен — «теремные затворницы» начали участвовать в придворной и культурной жизни, украшать свой быт произведениями нового «живоподобного» искусства, проявлять свои творческие способности в театральном деле.
Придворная культура XVII столетия наиболее ярко и отчетливо демонстрирует переход от норм Средневековья к сюжетам, образам и формам Нового времени и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Для этой эпохи характерно сочетание традиций старины и новаций, идущих от нового понимания человека как разумного существа, постоянно ищущего «пищу для ума», во многом почерпнутых из западноевропейской, в особенности польской культуры.
Черты византийско-древнерусские еще четко прослеживались в самых ответственных видах презентации власти: в чине венчания на царство, в монарших регалиях, в приемах иностранных послов. В украшении тронов и «царских мест» европейские львы по-прежнему занимали подножия, а византийские орлы «парили» наверху. Однако при Алексее Михайловиче происходила эстетизация традиционного русского чина за счет новомодных западноевропейских деталей, свидетельствующая о сближении с обычаями королевских и императорских дворов Европы. Государь, хотел он того или нет, разрушал систему средневекового православного чина, лишая его значения образца миропорядка. Внешняя красота царских церемониалов начала отходить от средневекового благолепия, стала самодовлеющей и самодостаточной. Алексей Михайлович сделал шаг от восточной пышности к европейской разумности, что образно можно назвать переходом от «Артаксеркса» к «Орфею»… Он завел первый придворный театр с инструментальной музыкой и «балетом», «преоспективными» декорациями и многими другими новшествами. Впрочем, все стороны придворной культуры, как и частной повседневной жизни царя, подчинялись «чину красоты», а посему Алексея Михайловича можно именовать не только «тишайшим», но также и «чиннейшим» из всех русских правителей.
Мы показали скрытые механизмы изменений, происходивших в жизни московских государей и их окружения. Придворные нравы и обычаи должны были служить образцом для простых подданных, но в то же время порой не поспевали за новациями, что заставляло царя ускорять темпы внедрения новых явлений во дворец. Русские правители впервые занялись таким новым для себя делом, как культурная политика. «Тишайший» Алексей Михайлович включил в арсенал средств по утверждению своей власти и придворную культуру.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке"
Книги похожие на "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Черная - Повседневная жизнь московских государей в XVII веке"
Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке", комментарии и мнения людей о произведении.