Ирина Ставская - Чудесные каникулы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чудесные каникулы"
Описание и краткое содержание "Чудесные каникулы" читать бесплатно онлайн.
В книгу вошли две повести — «Чудесные каникулы» и «Лавина» — и рассказы. Рассказы обращены к дошкольникам. Содержание повестей составляют взаимоотношения ребят младшего школьного возрасти, их открытие окружающего мира, становление характеров.
Люди, живущие рядом, природа и прошлое родного края живо предстают через детское восприятие.
— И не кричите «ура»? — спросил Теофил Спиридонович с лукавой усмешкой.
— Да нет, — запутались мальчики. Им было жаль, что не придется пойти на раскопки.
— Три дня пройдут быстро, — уверил их Теофил Спиридонович и стал готовиться в путь.
— На чем он уедет? Ведь у него нет машины, — шепнул Миликэ Тинелу.
— Выйдет на шоссе, проголосует и уедет на какой-нибудь… Как ты, — добавил Тинел.
Миликэ притворился, что не услышал.
После завтрака Теофил Спиридонович с полной сумкой бумаг и двумя большими пакетами в руках (кувшины! — догадались ребята) остановился у стола, положил пакеты на скамью и заявил:
— Эти три дня моим заместителем будет Антон. И, значит, начальником археологической экспедиции.
— А мама? — не удержался Тинел.
— Мама начальник над всеми. Антон отвечает за экспедицию. Что ни говори, он будущий историк.
— А как решим вопрос с пионерами? — спросил Герасим.
— Не выскакивай. Я как раз хотел сказать: сегодня нельзя — грязь. А завтра Антон и Герасим обязательно пусть пойдут в пионерский лагерь, это недалеко отсюда, возле села Трифэуцы. — И обратился к студентам: — Расскажете им о нашей работе, об археологии, — ну, сами всё без меня знаете.
Теофил Спиридонович взял свои свертки со скамьи и пошел по тропинке…
— Мы вас проводим! — раздались голоса. Несколько рук выхватили сумку, несколько — потянули свертки с кувшинами.
— О-о! Потише! — испугался Теофил Спиридонович.
Но руки были бережливыми и держали кувшины с большой осторожностью.
Теофил Спиридонович с комфортом устроился в микроавтобусе «Латвия».
— Знаете, что нам лучше всего сегодня делать? — спросил Герасим, когда они возвращались в лагерь.
— Скажи, если знаешь, — живо отозвался Дэнуц.
— Пойти посмотреть крепость. Может, я ее нарисую.
— Замечательная мысль! — одобрил Антон.
— Сейчас пойдем? — вмешался Миликэ в разговор.
— Нет, после обеда. Теперь надо навести порядок в лагере после ночной суматохи. После искупаемся, пообедаем и пойдем, точнее — пойдете, — сказал Антон.
— А ты? — спросил Тинел.
— Сегодня я дежурю.
— Он же начальник! — воскликнул Дэнуц. — Как сказал, так и будет!
После обеда все направились в Сороки. Шли, глядя на залитый солнечным светом город, на крепость, которая виднелась на другом конце города, маленькая, как наперсток…
Когда они подходили к крепости, старая, сухонькая женщина собиралась уже запереть железные ворота.
— Не закрывайте! — закричала ей мама издали и сделала знак рукой.
Женщина подождала, пока они подошли.
— Крепость закрыта. Реконструируется, — сказала она, разглядывая их.
Мама объяснила ей в двух словах, что они издалека, из Кишинева, и им очень хотелось бы посмотреть крепость — такая возможность представится не скоро. И попросила разрешения все же войти.
— Ну что мне с вами делать!.. А я ведь случайно открыла ворота. — Женщина отступила в сторону, пропуская их.
— Значит, нам очень повезло, — весело сказала мама. — Вы открыли их как раз вовремя, будто для нас.
Несколько шагов, и они оказались под сводами древних стен. Прошли короткую галерею и вошли в крепость.
Женщина, как настоящий экскурсовод, принялась объяснять им.
— Здесь, в этих нишах, отдыхали воины. А это колодец…
Каменный колодец с массивной деревянной крышкой возвышался в центре крепости. Женщина подняла крышку, и все наклонились, заглядывая в глубину.
Колодец был сухой, полный мусора.
— Его скоро почистят, — сказала женщина.
— И в нем будет вода? — поинтересовался Миликэ.
— Должна быть. — Она показала рукой в сторону:
— И вот еще колодец…
Кругом, у стен, стояли строительные леса.
— Восстанавливают кладку, — коротко объяснила женщина.
— Можно подняться на леса? — спросила мама.
— Пожалуйста, — и женщина первая поднялась, показывая дорогу.
За ней забрались все. Прошли по дощатым мосткам, разглядывая обрушенные зубцы крепости, изъеденные дождями и поросшие бурьяном.
Тинел и Миликэ первыми глянули в бойницы, через которые в давние времена воины стреляли из мушкетов, обозревали окрестности, — видно было все с высоты стен, как на ладони.
Потом спустились с лесов и оказались снова внизу, возле двух колодцев.
Женщина — она оказалась сторожем — вошла в одну нишу, вынесла ломоть хлеба, раскрошила его, накидав всюду крошек, и позвала высоким и веселым голосом:
— Гули-гули-гули!
Со всех сторон, со стен, а может, даже с неба слетелись белые и сизые голуби и принялись клевать.
Женщина ласково улыбнулась:
— Это мои детки. Вечером после работы, когда иду домой, они летят над моей головой и провожают до самой калитки. Знают, где мой дом.
— Голуби живут в крепости? — спросил Тинел.
— Да. У них гнезда наверху, в расщелинах.
Дети стояли, крутили головами, разглядывая потемневшие крепостные стены, покрытые то тут, то там зеленым мхом, сохранившие следы прошедших веком и битв…
Пока взбирались на леса, пока спускались, пока разглядывали сырые полуразрушенные ниши, мама и сторожиха — ее звали Марией Антоновной — разговорились.
Мама умела слушать, и старая женщина рассказывала ей про крепость, про свою жизнь, про длинные дни, на протяжении которых сторожит эти стены, укрывает целлофаном и брезентом большие ящики, где лежат разные предметы, найденные во время раскопок в крепости.
Когда экскурсия закончилась и они направились к воротам, Мария Антоновна сказала:
— Просто так я вас не отпущу. Я хочу дать вам цветы на память.
Кинулась в закуток, достала заступ и, когда спустилась вслед за всеми по ступенькам, за крепость, где ярко светило летнее солнце, выкопала на грядке, развитой вокруг крепостной стены, несколько кустиков с корнем и дала маме.
— Посадите в Кишиневе под окном, на память. Гвоздики будут цвести красные, как огонь.
Мама поблагодарила, заботливо завернула корни, чтобы не засохли.
Этим гвоздикам пришлось сначала расти на берегу Днестра, у тропинки, среди диких цветов.
В пионерском лагере их ждали с самого утра. Несколько ребят стояли у ворот и следили за дорогой. Увидев, что гости идут, двое побежали дать знать остальным.
Тут же во всем лагере поднялась невероятная суматоха, которая быстро, однако, улеглась: пионеры торжественно построились и приняли гостей со всеми почестями.
После дети сидели на длинных скамьях в своем зеленом театре и, нетерпеливо толкая друг дружку локтями, шушукались, а гости — студенты, Дэнуц, Лина, Миликэ и Тинел — поднялись на сцену.
Миликэ и Тинелу тоже хотелось потолкаться локтями, но они боялись, что их заметит директор лагеря или Антон.
Первым говорил Антон. Он рассказывал об истории, о значении археологических поисков и особенно — о значении найденных предметов, как благодаря этим предметам ученые читают, будто по книге, о жизни народов на протяжении целых эпох. Особенно, когда дело касается периодов, про которые ничего не написано, — не существует ни хроник, ни других письменных исторических документов.
— Бывают, ребята, такие печальные случаи, когда предметы древнего быта, вообще старины, находят несообразительные или необразованные люди, которые не понимают, что нашли, и это большая потеря для науки, для истории. Вот, например, был такой случай: нашли школьники вроде вас старинную саблю. Взяли и отдали ее кладовщику колхоза. Когда учитель узнал о найденном сокровище, было уже поздно: кладовщик сделал себе из нее нож, и никто никогда не узнает, чья это была сабля, к какому веку относится, кто воевал и пал на этой земле, и так далее.
Антон вспомнил и про другие случаи, когда дети, найдя в земле монеты, черепки или другие старинные предметы, сразу же дали знать учителю или в сельсовет. И тогда о находке узнавали ученые, археологи, и эти предметы заняли свое место на полках музея и, конечно, в истории.
— Так что, если найдете у себя во дворе или в поле, или где бы то ни было, старинные монеты, черепки, бусы и тому подобное, сообщите учителю или пишите прямо в Кишинев, в Академию. Сами не копайте, поставьте только какой-нибудь знак на том месте, где вы нашли что-то интересное.
Дети смотрели на него, не отрывая глаз. Вот что такое, оказывается, археология! Каждый пионер, значит, в какой-то мере может стать археологом или хотя бы полезным археологии!
Герасим показал им свои рисунки: недавно найденный кувшин, который насчитывал десять тысяч лет, другие рисунки, показывал и фотографии.
— А где теперь те кувшины? — спросила одна девочка.
— В Кишиневском музее.
После Герасима, удивив своих друзей, слово попросила Лина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чудесные каникулы"
Книги похожие на "Чудесные каникулы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Ставская - Чудесные каникулы"
Отзывы читателей о книге "Чудесные каникулы", комментарии и мнения людей о произведении.