Анатолий Железный - Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера"
Описание и краткое содержание "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается об истории развития отечественной грамзаписи, о богатстве граммофонного наследия, о редких и интересных пластинках; даются практические советы коллекционерам.
Для широкого круга читателей.
Эта интересная цитата заимствована из статьи Г. Скороходова "Слушая заново" (Юность. 1986, № 2). В ней что ни слово, то ошибка. Во-первых, завод "Пишущий Амур" не принято называть "серпуховским", во-вторых, фабрика "Метрополь Рекорд" с середины 1914 года переименована в граммофонную фабрику Русского акционерного общества граммофонов. В-третьих, никогда не существовало русско-американского акционерного общества "Граммофон". В Петрограде было отделение английского акционерного общества "Граммофон" (фабрика пластинок в Риге) и Русское акционерное общество граммофонов (РАОГ). Смешивать названия этих совершенно разных обществ не следует. Ну и самое главное: в ведении Центропечати никак не могло быть 4 граммофонных фабрики, если заведующий отделом "Советская пластинка" А. Я. Бронштейн, выступая в мае 1920 года на Втором Всероссийском съезде работников Центропечати, говорил, что "в Советской Республике всего насчитывается три фабрики: две по изготовлению пластинок, одна по изготовлению граммофонов…" А заведующий Центропечатью Б. Ф. Малкин в своих мемуарах неоднократно указывал: "Речи Владимира Ильича расходились в десятках тысяч, и мы не успевали их изготовлять. Впоследствии мы открыли вторую фабрику в Ленинграде".
Итак, в ведении Центропечати было не 4, а всего 2 граммофонных фабрики. Нам лишь остается уточнить, какие именно.
На первый взгляд, ответ на этот вопрос есть в свидетельстве Б. Ф. Малкина, который в своих воспоминаниях писал: "С самого начала восстановления нами единственной в России Апрелевской фабрики (под Москвой) Владимир Ильич проявлял очень большой интерес к ее работе и всячески помогал нам наладить это сложное, трудное дело, прося немедленно его известить, когда можно будет приступить к записи речей".
Прежде всего следует разъяснить, что название "единственной в России", употребленное по отношению к Апрелевской фабрике, следует понимать не в количественном смысле, так как в России были и другие фабрики, а в качественном. Апрелевскую фабрику сразу стали называть единственной, потому что только на ней полностью выполнялись все технологические процессы, связанные с обработкой записанных восков, изготовлением матриц, отливкой массы и прессовкой пластинок.
В приведенном отрывке из воспоминаний Б. Ф. Малкина речь идет о том периоде, когда Центропечать пыталась восстановить работу Апрелевской фабрики, но к записи речей еще не приступала. Имеются достаточно убедительные свидетельства того, что, так и не дождавшись восстановления работы Апрелевской фабрики, Центропечать обратилась к Владимиру Ильичу за содействием в изъятии из ведения Наркомпрода другой граммофонной фабрики, менее мощной, зато работавшей исправно. Вот как об этом рассказывает сам Б. Ф. Малкин:
"Мы боролись с Наркомпродом за изъятие из его ведения граммофонной фабрики… В разгар борьбы… я обратился к Владимиру Ильичу с просьбой вмешаться в наш спор и рассказал ему, что мы хотим специально поставить граммофонную советскую пропаганду и записать речи всех наших ответственных политических работников. Владимир Ильич очень заинтересовался этим делом, обещал ему свое содействие, и его записка в Наркомпрод решила исход нашего спора. Мы получили в свое распоряжение большую граммофонную фабрику (бывш. Пате)". (Издательское дело. 1927, № 11.).
Вот так в действительности обстояло дело. Как же мог Л. Ф. Волков-Ланнит, рассказывая в своей брошюре о записке В. И. Ленина в Наркомпрод, утверждать, что благодаря этому Центропечать получила в свое распоряжение Апрелевскую фабрику! Ведь Б. Ф. Малкин ясно называет граммофонное предприятие, именовавшееся до революции "Братья Пате".
Известно, что в холодную зиму 1918–1919 гг. на Апрелевской фабрике, лишившейся технических специалистов, замерзло и полностью вышло из строя все технологическое оборудование. Приехавший из Германии бывший технический директор Август Кибарт, приступил к восстановлению оборудования лишь во второй половине 1919 года. Таким образом, Апрелевская фабрика никак не могла принять участия в тиражировании первых советских граммофонных пластинок с речами вождя Революции. Хорошо, что дальновидный Б. Ф. Малкин сумел "отвоевать" у Наркомпрода фабрику "Пате". На ней и был изготовлен первый тираж советских агитационных пластинок, в том числе и пластинок В. И. Ленина.
Остается решить вопрос о второй граммофонной фабрике Центропечати в Ленинграде. Какое это было предприятие и где располагалось, до сих пор точно не установлено. Большинство исследователей считает, что на самом деле это была не фабрика, а небольшой прессовочный цех при Севцентропечати, выпускавший агитационные пластинки по матрицам, присылаемым из Москвы.
Однако искать нужно не какой-то мифический прессовочный цех, а самую настоящую фабрику, так как Б. Ф. Малкин писал именно о фабрике. Это подтверждается словами представителя Севцентропечати, который в своем выступлении на Втором Всероссийском съезде работников Центропечати в Москве говорил: "…Нам передан граммофонный завод, правда, очень разоренный, но тем не менее его можно привести в порядок. Через несколько месяцев мы, вероятно, сумеем производить в Петрограде напевы (выполнять записи. — А. Ж.) и наладить производство пластинок".
Чтобы понять, какой именно граммофонный завод имел в виду представитель Центропечати, следует хотя бы вкратце проследить судьбу всех граммофонных предприятий города.
В Петербурге (Петрограде) в первые полтора десятилетия нашего века функционировало несколько граммофонных фабрик. Первая из них — Товарищество В. И. Ребикова и К0 (на Фонтанке) — обанкротилась и пошла с молотка еще в конце 1904 года. Фабрика пластинок "Гном Рекорд" (Караванная, 2) прекратила свое существование в конце 1912 года. Граммофонная фабрика "Звукопись" (Фонтанка, 94) в 1916 году влилась в Товарищество объединенных фабрикантов, но производить пластинки перестала еще в 1913 году. И наконец, граммофонная фабрика "Мелодифон" (Полюстровский проспект, 16) появившаяся в 1906 году, была в 1909 году преобразована в "Орфеон Рекорд", а с 1912 года — в Русское акционерное общество граммофонов (РАОГ). Во второй половине 1914 года она сильно пострадала от пожара, однако к концу 1916 года ее почти полностью восстановили.
Следовательно, в канун революции в Петрограде была одна-единственная граммофонная фабрика — на Полюстровском проспекте, 16, которую и передали в ведение Севцентропечати.
Как выпускались пластинки с речами В. И. Ленина?
Теперь необходимо выяснить: все ли граммофонные пластинки с записями речей В. И. Ленина были выпущены массовым тиражом. Вопрос этот довольно трудный, но не из-за сложности его решения, а из-за неожиданности выводов, выходящих за рамки наших устоявшихся представлений.
Динамику выпуска пластинок с речами В. И. Ленина можно проследить по двум источникам: по воспоминаниям бывшего заведующего Центропечатью Б. Ф. Малкина и по издававшимся в первые десятилетия Советской власти граммофонным каталогам.
"Речи Владимира Ильича расходились в десятках тысяч…" — вспоминал Б. Ф. Малкин. Отсюда можно было бы сделать вывод, что это касается всех пятнадцати ленинских фонограмм. Однако такое предположение ничем больше не подтверждается, да и сами воспоминания именно в этой части представляются малодостоверными. Вот хотя бы такой пример. Б. Ф. Малкин утверждает, что "две речи о продналоге Владимир Ильич приготовил нам еще до написания своей брошюры о продналоге". На самом же деле брошюру о продналоге В. И. Ленин закончил 21 апреля 1921 года, а рукопись речи "О продовольственном налоге или продналоге" датирована Владимиром Ильичей 25-м апреля 1921 года, то есть не раньше брошюры, а позже. Но главное, конечно, не в путанице с датами, а в том, что за все прошедшие годы (почти 70 лет) не было найдено ни одной пластинки с речами о продналоге, выпущенной массовым тиражом[30]. Их не обнаружила и специально созданная комиссия, перед которой поставили задачу разыскать и взять на учет все фонограммы речей В. И. Ленина. Неужели к началу 1924 года все пластинки с речами о продналоге уже амортизировались и полностью исчезли? Это кажется слишком маловероятным. Более правдоподобным представляется другое предположение: пластинки с двумя речами о продналоге вообще не выпускались массовым тиражом.
Проверим эту версию по граммофонным каталогам, имеющимся в нашем распоряжении. Ни в одном из них (каталоги за 1919, 1923–1924, 1926–1927, 1929, 1931 гг.) пластинки с речами В. И. Ленина о продналоге не упоминаются. Более того, в них вообще нет ни одной пластинки с речами, записанными 25 апреля 1921 года. Значит, наше предположение оказалось верным: если бы они выпускались, то непременно были бы там указаны.
Некоторые исследователи убеждены, что те каталоги, в которых значились пластинки 1921 года, до нас просто не дошли. Что ж, можно допустить, что у нас есть не все граммофонные каталоги тех лет. Но это не меняет суть дела. Ведь известно, что все ценные записи постоянно переходят из одного каталога в другой, последующий. И так на протяжении многих лет. Все семь речей В. И. Ленина, записанных в 1919 году, неизменно повторяются во всех последующих каталогах вплоть до 1931 года. Записи речей 1920 года есть во всех каталогах, начиная с 1923 года. Считать, что записи 1921 года являются каким-то исключением из общего правила, нет никаких оснований.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера"
Книги похожие на "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Железный - Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера"
Отзывы читателей о книге "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера", комментарии и мнения людей о произведении.