А. Железный - Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера"
Описание и краткое содержание "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается об истории развития отечественной грамзаписи, о богатстве граммофонного наследия, о редких и интересных пластинках; даются практические советы коллекционерам.
Для широкого круга читателей.
"Позор для работников, ведающих делом, позор для наркомата. Люди производят три миллиона пластинок в год и не озаботились помещением для их записи. …В конце концов начинает лопаться терпение. Всему есть предел… В девятнадцатом году, в разгар гражданской войны, во время блокады и голода в Москве Центропечатью выпускались и посылались на фронт пластинки, неплохо записанные и неплохо размноженные. С тех пор прошло сколько лет?"
Было очевидно, что производство пластинок нуждается в срочной и коренной модернизации. Поэтому 22 октября 1933 года Совнарком принял специальное постановление, направленное на улучшение работы этой отрасли промышленности.
В результате осуществления намеченных постановлением мер, в работе граммофонно-пластиночного производства, которое в конце 1933 года было передано специально созданному Грампласттресту НКЛП, наступил коренной перелом. Начала работать Московская фабрика звукозаписи Грампласттреста, а фабрика грампластинок, получившая теперь название — Апрелевский завод памяти 1905 года (в 1936–1938 гг. производство именовалось Московским заводом памяти 1905 года) — была оснащена новым, совершенным оборудованием и укомплектована высококвалифицированными специалистами. Советская грампластинка поднялась на качественно новую ступень своего технологического совершенства.
Этапы большого пути
В 1934 году началось строительство еще одного завода грампластинок — в поселке Глухово (в 68 км от Москвы, возле г. Ногинска). Новое предприятие, оснащенное самым совершенным оборудованием и значительно более мощное, чем Апрелевское, получило название Ногинский завод.
Строился он быстро, и уже в конце 1935 года смог выпустить 1158 тыс. пластинок. В последующие годы производительность Ногинского завода росла быстрыми темпами.
Для сравнения скажем, что в 1938 году Апрелевский завод выпустил всего 19 294 тыс. дисков.
О размахе производства граммофонных пластинок в конце 30-х годов можно судить хотя бы по такому примеру: популярная песенка Роберта из кинофильма "Дети капитана Гранта" была выпущена тиражом более 1 млн. экземпляров.
Качество записи постоянно улучшалось, а после открытия в Москве центрального Дома звукозаписи граммофонных пластинок в 1938 г. достигло уровня мировых стандартов.
Репертуар советских грампластинок по своей идейно-художественной ценности и разнообразию не имеет себе равных в мире. Речи популярных в народе политических деятелей, революционные и агитационные песни, оперная, симфоническая и камерная музыка отечественных и зарубежных композиторов, музыкальное творчество всех народов, населяющих нашу Родину, все эстрадные жанры, литературно-драматические записи, а также записи просветительного характера — вот то огромное богатство, которое дала народным массам советская граммофонная пластинка.
В 1939 году в Нью-Йорке была открыта Всемирная выставка. В советском павильоне наряду с прочими экспонатами демонстрировались и грампластинки. Специально для этой цели изготовили более 100 тысяч дисков со специальной этикеткой, на которой была изображена фигура индустриального рабочего в полный рост, держащего в высоко поднятой руке звезду с расходящимися от нее лучами. С этого момента советские пластинки регулярно идут на экспорт.
В довоенное время очень много предприятий выпускало граммофонные пластинки. В моей коллекции, например, имеются диски, выпущенные такими предприятиями:
Апрелевский завод грампластинок памяти 1905 года;
Ногинский завод грампластинок;
Экспериментальная фабрика грампластинок Леноблискусства;
Фабрика грампластинок Ленмузтреста;
Фабрика звукозаписи Всесоюзного Радиокомитета (Москва);
Экспериментальная фабрика грампластинок (Москва);
Артель "Грампластмасс" Леноблрадио Леноблпромсоюза в Красном Селе;
Фабрика радиоизделий ЛГМП-ПИК (Ленинград);
Фабрика "Авангард" Учпромкомбината Леноблкужда на ст. Дудергоф Балтийской Ж. Д.;
Цех грампластинок в Институте по обработке дерева (Ленинград);
Цех грампластинок "ЗЭТ" Ленметбытремпромсоюза;
Цех грампластинок "Культпром" Ленкультпромсоюза;
Цех грампластинок промкооперативной артели им. Дзержинского Укопромсбыта в г. Орджоникидзе (Донбасс);
Экспериментальная лаборатория грампластинок Ленгоркино;
Экспериментальный цех Ваковской фабрики граммофонных пластинок.
Этим списком, конечно, не исчерпывается перечень предприятий, на которых изготовлялись обычные (твердые) и гибкие диски. Дать характеристику пластинкам всех фабрик не представляется возможным. Расскажу лишь о некоторых.
В одном из своих последних интервью Леонид Осипович Утесов вспоминал, что в день премьеры "Веселых ребят" в фойе столичного кинотеатра "Ударник" продавались грампластинки с записью песен из кинофильма. Своим появлением они обязаны ленинградским инженерам Владимиру Заикину, Валентину Товстолесу и технологу Лидии Абрамович, которые сконструировали и построили аппарат, представляющий собой синтез "светового граммофона" Тагера (тагефон) и звукозаписывающего станка.
Необычайная привлекательность таких пластинок заключалась в том, что на них были записаны фрагменты "живых" фонограмм из популярных кинофильмов — песенки в исполнении любимых киноартистов.
Однако сразу надо сказать, что переписать фонограмму звукового сопровождения фильма на пластинку далеко не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что кинофонограмма не рассчитана на самостоятельное существование. В зависимости от происходящих на экране событий она может прерываться, возникать вновь, отступать на задний план, возвращаться и очень часто по своей продолжительности далеко превосходит скромные возможности пластинки. Поэтому предварительный монтаж в большинстве случаев неизбежен. Приходилось сначала переписывать фонограмму на 4-миллиметровую ленту светового граммофона (тонфильм), игравшую в те далекие годы ту же роль, что и магнитофонная лента в настоящее время, затем вырезались неподходящие участки фонограммы, а оставшиеся части склеивались в хронологической последовательности. И лишь после этого полученная непрерывная фонограмма переписывалась на стандартный, применявшийся в грамзаписи восковой диск, а затем после его обработки изготовлялась матрица для тиражирования пластинок. Кинопластинки выпускались под эгидой треста "Ленкино" ("Леноблкино"). Судя по надписям, они изготовлялись частично Экспериментальной фабрикой в Ленинграде либо в мастерских Института по обработке дерева, что, видимо, и обусловило их низкое качество, а также незначительный тираж. Во всяком случае в настоящее время пластинки "Ленкино" встречаются очень редко и далеко не каждый коллекционер имеет хотя бы один-два экземпляра в своей фонотеке.
Сделать обзор выпущенных пластинок "Ленкино" трудно, так как соответствующего каталога не сохранилось. Ограничусь лишь перечнем дисков, имеющихся в моей коллекции:
0121. "Веселые ребята". Песня Кости, исп. Л. Утесов;
0122. "Веселые ребята". Тот, кто с песней по жизни шагает, исп. Л. Утесов и Л. Орлова;
ЛК. 375. "Веселые ребята". Джаз, исп. джаз-гол Л. Утесова;
ЛК. 378. "Веселые ребята". Тюх! Тюх! Исп. Л. Утесов и Л. Орлова;
ЛК. 411. "Снайпер". Париж;
ЛК. 415. "Веселые ребята". Песня Анюты, исп. Л. Орлова;
ЛК. 417. "Петер". Танго, исп. Франческа Гааль;
ЛК. 418. "Петер". Песенка в гараже, исп. Франческа Гааль;
ЛК. 419. "Путь корабля". Хор моряков;
ЛК. 420. "Марионетки". Парагвай;
ЛК. 425. "Три товарища". Песня о Каховке, исп. И. Пермикин;
ЛК. 472. "Три товарища". Песня Ирины, исп. Зинаида Рикоми;
ЛК. 470. "Забавные пингвины". Песенка;
ЛК. 473. "Кукарачча". Песня, исп. Дьюла Стеффи;
ЛК. 603. "Квартет". Марш зверей, исп. джаз-орк. п/у А. Варламова;
ЛК. 604. "По следам героя". Песенка о самолете;
ЛК. 791. "Вратарь Республики". Эй, вратарь!;
ЛК. 882. "Цирк". Вальс (куплеты Мэри на пушке), исп. Л. Орлова;
ЛК. 1387. "Дети капитана Гранта". Песня Роберта;
ЛК. 1388. "Дети капитана Гранта". Капитан, исп. Н. Черкасов.
Пластинки с кинофонограммами встречались и в послевоенные годы. В моей коллекции есть, например, такая, где на одной стороне помещена перепись фонограммы песни из кинофильма "Кубанские казаки" в исполнении Марины Ладыниной, а на другой — хор девушек из того же фильма (хорошо слышен голос Клары Лучко). Это Экспериментальная фабрика в Ленинграде вспомнила свои довоенные выпуски. А в 60-е годы фирма "Мелодия" выпускала пластинки с фрагментами кинофильмов о Ленине ("Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году"), композицию музыкальной комедии "Веселые ребята". Жаль, что этот опыт не получил дальнейшего распространения. Ведь есть немало замечательных советских фильмов, музыка к которым в высшей степени заслуживает такой популяризации: "Волга-Волга", "Цирк", "Светлый путь" и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера"
Книги похожие на "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Железный - Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера"
Отзывы читателей о книге "Наш друг граммпластинка. Записки коллекционера", комментарии и мнения людей о произведении.