» » » » А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)


Авторские права

А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)

Здесь можно скачать бесплатно "А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Советская Кубань, год 1993. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)
Рейтинг:
Название:
По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)
Издательство:
Советская Кубань
Жанр:
Год:
1993
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)"

Описание и краткое содержание "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматриваются вопросы истории Кубани с древнейших времен до начала XX века. Особое внимание уделено древнему прошлому края, военным действиям на Кубани в период так называемой Кавказской войны, вхождение Кубани в состав России, развитию товарно–капиталистических отношений и важнейших отраслей местной экономики. Освещается революционное движение в Кубанской области и Черноморской губернии, культура коренного населения — адыгов и казаков.






Иным было положение пролетариата крупных и средних заведений.

В отчете областного механика о рабочем персонале маслобойных заводов за 1898 г. говорилось: «Маслобойные мастера на больших заводах получают жалованье от 1000 до 1500 рублей в год, квартира в первом случае от владельца; на средних заводах — от 600 до 1000 рублей, квартира хозяина или на стороне». А вот что сообщали «Кубанские областные ведомости» о быте рабочих парового маслобойного завода барона Штейнгеля и Вондалковского: «Заводские рабочие живут в отличном помещении, гигиеническим условиям которого могут позавидовать все рабочие нашего города… рабочие живут по–человечески и совсем не имеют того удручающего вида, какой можно наблюдать в ейских ссылочных и грузовых конторах, где рабочему не дается времени даже пообедать; все делается на ходу».

Условия работы зачастую были ненормальными и на крупных предприятиях, не говоря уже о мелких: чад и копоть в тёмных маслобойных цехах, большая доля ручного труда (загрузка и выгрузка жерновов, вальцов на мельницах, прессов — на маслобойнях и т. п.), высокий производственный травматизм и т. д. Бичом для многих являлась выдача части зарплаты в натуральном выражении (маслом, мукой, продуктами из заводской лавочки) и система штрафов. Трудное социально–экономическое положение большей части рабочих усугублялось их политическим бесправием, сохранением противопоставления иногородних крестьян и рабочих казачеству.

Таким образом, поступательное развитие пищеобрабатывающей промышленности Кубани привело к утверждению многоукладности производства, в котором приоритет принадлежал крупнокапиталистическому сектору.

В. Н. Черников

ЦЕМЕНТ КУБАНИ

Цемент — это одно из величайших достижений и последствий применения химии к потребностям человека.

Д. И. Менделеев.

Иные наши современники удивятся, когда прочтут настоящее утверждение о впечатляющей роли цемента в достижениях культуры. Тем не менее это так: без применения его нельзя достигнуть современного уровня жилищно–коммунального комфорта, построить многие промышленные и транспортные комплексы.

Но не только в материальной культуре прослеживается влияние цемента: поскольку архитектурные строения выражают общественные идеи в художественных образах, постольку мы являемся свидетелями влияния его и на духовную жизнь…»

По давней традиции строительство и выделка» материалов для него входили в круг повседневных забот крестьянина, горца, казака. Но развитие капитализма ломало эту традицию. Рост фабрик, городов, железных дорог, торговли предъявил спрос на совершенно новые постройки, не похожие на старые. Вот почему потребовались и разнообразные материалы, и более продолжительные сроки для завершения строительства, и люди, занятые только этим делом.

Среди новых материалов появляется и портланд–цемент — продукт, изготовленный сильным обжигом (до спекания) искусственно составленной смеси извести и глины (или только мергелей) при вполне определенном количественном составе, а затем измолотый в тончайший порошок.

Название «портланд–цемент» равнозначно современному понятию «цемент».

Цель изготовления цемента заключается в замене естественного камня искусственным. Но почему возникает необходимость такой замены? «Естественный камень труден в обработке и транспортировке, искусственный (раствор, бетон) по прочности не уступает ему, но» удобен в транспортировке и более дешев.

Именно по этим показателям цемент стал наиболее–прогрессивным и распространенным видом строительного материала (его еще называют «хлебом» строительной промышленности).

Человечеству способ изготовления портланд–цемента стал известен в 40–х гг. XIX в. А через тридцать — сорок лет утвердилось отечественное цементное производство. Крупнейший очаг его возник недалеко от Новороссийска.

Открытие высококачественного сырья — новороссийских мергелей («самородного цементного камня» связано с именем ассистента Пражского политехникума Осипа Кучеры (в официальных документах петербургского происхождения его иногда именуют Осипом Мартыновичем Кучерой). До сих пор остаются не выясненными мотивы его временного пребывания вблизи Новороссийска. Поводом, вполне возможно, могло послужить посещение родственников, переехавших из Австро–Венгрии на постоянное местожительство. Именно такие переселенцы основали несколько деревень и сел (среди них — Мефодиевку, Владимировку и др.).

Весной 1879 г. О. Кучера провел несколько химических анализов мергелей. Ободренный результатами, он совместно с кузнецом Владимиром Долгим (в его же кузнице) обожгли породу, затем размололи ее и залили водой. Полученное тесто постепенно затвердело в прочную камневидную массу.

Так появились первые килограммы новороссийского цемента.

Администрация Черноморского округа, понимая перспективность этой отрасли, объявила об энергичной поддержке тех лиц, которые захотят заняться «цементным делом».

Такое поведение окружных властей вполне совпадало с общим направлением государственной политики: Государственный Совет, обсуждая положение отечественной цементной промышленности и намечая меры ее подъема, постановил ввести пошлину на ввозимый иностранный цемент, так как «дальнейшее развитие у нас сего дела представляется затруднительным без оного, а существующие заводы вынуждены будут прекратить действия…»

Следовательно, введение пошлины — это серьезная поддержка молодой отрасли.

Попутно заметим, что размеры пошлины часто пересматривались и достигли в 1891 г. десяти копеек золотом с каждого ввозимого пуда.

Инициативу создания цементного предприятия для работы на кавказских мергелях проявил одесский инженер Ф. М. Шашин. Приобретя 400 десятин земли вблизи Новороссийска, он первоначально занялся разведением плодовых деревьев и виноградников. Но перспектива получения небывалых црибылей от фабрикации цемента настолько овладела им, что он деятельно взялся за создание акционерного общества.

Инициатива и энергия, проявленные Шашиным, не остались незамеченными. Однако заинтересованные лица стремились привлечь в компаньоны В. П. Ливена — удачливого предпринимателя и химика, блестяще закончившего Тартуский университет. Кроме того, Ливен приобрел известность как автор нескольких статей по технологии цементов и экономике цементного производства, по его проектам были построены Рижский и Порткундовский цементные заводы (кстати, ныне работающие), а сам он являлся директором этих предприятий. Но между ним и Шашиным возникли разногласия, развитие которых привело к скоропостижной смерти последнего.

Новый лидер добился согласия новороссийского землевладельца генерал–майора Л. Е. Адамовича стать одним из учредителей акционерного общества для постройки и эксплуатации цементного завода. Это был тонкий ход: следуя военно–феодальному курсу царизма, на окраинах империи подчеркивался генеральский чин, дворянское сословие и русская национальность Адамовича. Так создавалось впечатление о его большом, если не решающем, влиянии.

Устав «Общества Черноморского цементного производства» был утвержден 29 января 1882 г., а завод–первенец цементной промышленности Юга России (ныне завод «Пролетарий») пущен 3 декабря того же года.

Капитал предприниматели собрали немалый — 500 тыс. рублей. Строился завод по проекту и под непосредственным руководством все того же В. П. Ливена, на земельном участке, принадлежавшем обществу, вне городской черты Новороссийска, недалеко от берега Цемесской бухты. Его материально–техническую часть составляли: шесть высоких полуконусных шахтных печей для обжига мергелей с одной общей высоченной трубой для отвода отходов горения; 4 паровые машины в 200 л. с., 2 мельницы, состоявшие из дробилок, вальцов, 8 жерновов и нескольких сит и парового котла. Это заводское оборудование вполне соответствовало материально–техническому уровню отечественного и мирового цементного производства того времени. На заводе трудились 300 рабочих, стянутых сюда со всех концов страны.

Завод «Черноморский» оказался седьмым предприятием страны и вошел в ядро новой отрасли.

Предприятие работало в исключительно благоприятных условиях: уникальное сырье («самородный цементный камень» — мергельный известняк), удобное залегание и легкодоступность его, ресурсовый избыток давали такие преимущества фирме, о которых некавказские заводы могли только мечтать. Производство цемента из новороссийских мергелей сокращалось на пять операций по сравнению с другими заводами, не располагавшими этим высококачественным сырьем. Высокая конкурентоспособность Черноморского завода дополнялась и прекрасными условиями сбыта, так как повышенный спрос предъявляли строители морских портов, железные дороги, городские хозяйства и другие потребители. Удобный морской путь обеспечивал доставку товара в различные пункты страны. С проведением железной дороги к Новороссийску (1888 г.) резко увеличились возможности вывоза завода. Фирма построила собственную эстакаду, складские помещения на берегу бухты, обзавелась несколькими баржами и двум? пароходами, подвижным железнодорожным составом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)"

Книги похожие на "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Ждановский

А. Ждановский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)"

Отзывы читателей о книге "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.