Юрий Липовский - Самоцветное ожерелье Гоби

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Самоцветное ожерелье Гоби"
Описание и краткое содержание "Самоцветное ожерелье Гоби" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о камнях-самоцветах, их удивительных свойствах, тайнах и связанных с ними интересных историях, легендах и народных поверьях. Большой познавательный материал представляют сведения об использовании самоцветов в тибетской медицине, индийской астрологии и магии, а также биолокационные методы поисков полезных ископаемых и различных аномалий.
Книга представляет большой интерес не только для специалистов, работающих с цветным камнем, но и для широкого круга читателей.
Вскоре мы подошли вплотную к обо. Разглядывая его, я не заметил никаких ритуальных предметов, ничего, кроме самого камня, целиком состоящего из окаменелого дерева.
Видя наше нетерпение, Лубсан начал говорить.
— Это и есть Эрдэнэ-Цогт-обо — жертвенник Драгоценного пламени. Вы хотели узнать тайну названия этой горы — она здесь — в этом камне.
И с этими словами старик снял с вершины обо самый верхний камень величиной с ладонь и бережно протянул его мне.
Это был уплощенный обломок многоцветного окаменелого дерева, аналогичный найденному нами в россыпи. Однако меня поразил необычный природный рисунок камня, хорошо проступавший в его продольном сколе: на основном зеленовато-желто-коричневом фоне с едва сохранившейся текстурой древесины резко выступали палево-красные, расходящиеся в разные стороны пятна, удивительно напоминавшие язычки пламени.
— Это и есть Эрдэнэ-Цогт — Драгоценное пламя, — торжествующе произнес Лубсан. — Я обнаружил его в чулуужсан мод и своими руками соорудил из него обо.
Стоявший рядом Билл нацелился, было, фотоаппаратом на обо, но Лубсан остановил его запрещающим жестом.
— Знак Огня венчал боевые знамена воинов, защищавших свою отчизну. Перед знаком Огня давали клятву. Дайте и вы клятву у этого обо, — проникновенным голосом произнес Лубсан. — Поклянитесь сеять добро между людьми! Мир могут спасти только добро и разум!
Лубсан замолчал и выжидательно посмотрел на нас. Мы с Биллом, проникшись серьезностью момента, исполнили пожелание старика.
— Теперь возьмите себе этот священный огонь, воплотившийся в камне, и храните его, — сказал Лубсан, протягивая мне и Биллу по кусочку камня размером со спичечный коробок. — Пусть этот камень принесет вам обоим добро и поддержит огонь в ваших сердцах!
Мы вернулись в кочевье, когда солнце было в зените. После прощальной трапезы Билл начал собираться в дорогу.
Перед расставанием из юрты вышел Лубсан, держа в руках большую пиалу, наполненную до краев верблюжьим молоком. По старинному монгольскому обычаю, как это требовалось перед дальней дорогой, он плеснул молоко на колеса газика, а остатки его вылил в желтую пыль дороги. На счастье!
Билл подошел ко мне и протянул руку.
— Гуд бай, Юри!
— Гуд бай, Билл! Привет твоей Миссисипи!
— О’кэй! Привет твоей Волге!. Бог даст, может, когда-нибудь сплаваем вместе на плоту или лодке, если, конечно, к тому времени наши реки не превратятся в мертвые водоемы.
Окаменелое дерево аризонского типа (Памятный камень с Эрдэнэ-Цогт-обо). 1:2.
Затем Билл снял свою опаленную монгольским солнцем ковбойскую шляпу и надел ее на мою голову.
— Носи на память! — Я, в свою очередь, снял со своей геологической куртки профессиональный значок с сердоликом и прикрепил его на груди американца.
Газик, урча мотором и оставляя за собой шлейф пыли, тронулся в путь. Не проехав и сотни метров, он вдруг остановился, и из него выпрыгнул Билл. Я пошел ему навстречу.
— Слушай, Юри! — быстро заговорил Билл. — Я обязательно приеду на следующий год в Гоби! Только в Гоби — и никуда больше! Я хочу снова встретиться с тобой и Лубсаном, нам есть о чем поговорить. А ты приедешь?
Я обещал Биллу приехать в Гоби на следующий год и сдержал свое слово. В следующем году, в то же самое время, мы снова оказались в Южной Гоби.
Осень в Гоби — самая прекрасная пора. Небо, как всегда, было наполнено бездонной синевой, но марево потускнело и не было той палящей жары, какая бывает летом. Над головой гогоча уносились на юг, в Китай, стайки перелетных птиц. Охотничий сезон был в самом разгаре, и международный кемпинг в Гурвансайхане, как всегда, бурлил разноязыкой и пестрой толпой туристов. К моему огорчению, Билла Джонса среди них не было. Задерживаться не стоило, и мы сразу из Гурвансайхана поехали к Эрдэнэ-Цогт. И всю дорогу, трясясь на ухабах и глотая гобийскую пыль, я думал о Лубсане. Жив ли этот удивительный мудрец, так глубоко запавший в мое сердце?
У сиреневого холма нас привычно встретили белые юрты кочевья Жаргала. А вот и он сам, а рядом — его малыш Батху, такой же чумазый и озорной.
Жаргал радостно трясет мою руку.
— Таны бий сайн уу?! (Как Вы себя чувствуете?!).
— Сайн, та сайн уу? (Хорошо, а как Вы?).
— Дза, дзугэр? (Ну, ничего!) — смущенно отвечал Жаргал, потупив взор.
— Где Лубсан-гуай?! — сразу, почуяв недоброе, спросил я.
— Нет больше Лубсана. Он покинул нас вскоре после надома,[10] — глухим голосом едва выдавил из себя Жаргал. — Тело его нашло последний приют там — в Эрдэнэ-Цогт, где он пожелал. А белая душа его переселилась, может, в того младенца, что родился в тот день в соседнем кочевье, а может, — в дикого архара, что поселился в ту пору у Эрдэнэ-Цогт-обо. Как знать? Вы пойдете туда? Вас проводить?
— Да, Жаргал, я пойду туда, но пойду один.
День клонился к вечеру, и небо горело сапфировым цветом. Я пошел той самой дорогой, по которой год назад мы с Биллом, ведомые Лубсаном, пришли к обо.
Все было, как прежде, Каменная пирамида по-прежнему одиноко стояла на вершине холма и пламенела в лучах заходившего солнца, а вдоль застывших холмов лихорадочно метались зловещие тени. Я подошел к обо, испытывая какое-то непривычное волнение. Какое-то подсознательное чувство толкнуло меня вперед и заставило приподнять верхний камень на вершине обо. Под ним я нашел записку, написанную по-монгольски. В ней я прочел: «Пусть свершатся в жизни все Ваши добрые дела. Как вечна Земля, так вечны и добрые дела человека!».
Это было последнее послание Лубсана ко мне, Биллу, ко всем знакомым и незнакомым ему людям.
Билл Джонс так больше и не приехал в Монголию. Но меня интересовала судьба моего «первого американца», дороги были и воспоминания, связанные с ним и с незабвенным Лубсаном. Долгое время я не имел о Билле никаких сведений, и только незадолго до отъезда на Родину я встретил проводника, сопровождавшего Билла в его поездке на Эрдэнэ-Цогт. Он только что вернулся из Гурвансайхана, где обслуживал группу западных туристов. Среди них оказался один пожилой американец, знавший Билла Джонса. Он и поведал проводнику о судьбе Билла.
Вскоре после возвращения из Монголии Билл бросил все дела, распрощался с цивилизацией и уехал на север Канады, в дикую первозданность Британской Колумбии. Он купил себе охотничий домик на берегу озера, охотился с кинокамерой на медведей, лосей, бобров и был, наверное, по-своему счастлив. Но однажды он не вернулся с рыбалки. Его осиротевшую моторную лодку нашли индейцы из племени бобров на берегу любимого им озера…
И еще поведал американский турист, что Билл много рассказывал ему о Монголии, вспоминал о монгольском астрологе и каком-то аризонском дереве из пустыни Гоби, которое приносит людям добро.
Вот такая история связана с кусочком розово-красного окаменелого дерева с Эрдэнэ-Цогт-обо — одного из самых памятных моих камней.
Были и легенды о сердолике
«Никакой иной камень не был в большем употреблении у древних, чем сердолик».
Плиний Старший«Сердолик оказывает успокаивающее и усмиряющее действие».
Мехитар Гараци XII вВ Сердоликовой бухте
Все открывшееся моему взору казалось давно знакомым и легко узнавалось, как после недолгой разлуки. Вот она, суровая и неприступная с виду громада уснувшего вулкана Карадаг! А вот и живописная бухта, укрывшаяся между вулканическими скалами, со своим знаменитым самоцветным пляжем. Она так и названа А. Е. Ферсманом — «Сердоликовая». Правда, сердолика на пляже почти не осталось — его выбрали ретивые туристы-камнелюбы, ежегодно совершающие набеги на этот удивительный уголок Крыма. Но щедрая Природа время от времени все же восполняет эту потерю. Во время грозных осенних и зимних штормов пенящиеся волны выбрасывают на берег бухты хорошо окатанные и отшлифованные самоцветные камешки — чудесный дар прибрежного вулкана и моря.
А вот там впереди в Сердоликовую бухту, словно водопад, обрывается дикое ущелье Гяурбаха («Сада неверных»), ведущее к старому жерлу вулкана Карадаг. На его крутых и труднодоступных скалах, судя по описанию Ферсмана, должны прятаться жилки и миндалины сердолика: то мясо-красного (карнеола), то нежно-розового, непрозрачного, как эмаль, получившего название «ангельская кожа».
Да, да, именно по этим скалам карабкались в поисках сердоликов герои остросюжетной новеллы А. Е. Ферсмана «В огне вулкана». Помните, как студент увлек своими рассказами о геологии, вулканах и минералах свою юную спутницу. Как здесь, на Карадаге, она заразилась той «каменной болезнью», которой заболевают все, прибывающие сюда. И вспыхнувший в ней «огонь азарта» поднял ее на эти завораживающие и одновременно пугающие кручи, заставил забыть обо всем, в том числе и о подстерегающей в горах на каждом шагу опасности. Море приняло ее в свою пучину вместе с упавшими каменными глыбами и розовым сердоликом в них. И только спустя три дня оно вернуло тело юной девушки на дивный пляж Сердоликовой бухты, той самой, где находился я со своим спутником.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самоцветное ожерелье Гоби"
Книги похожие на "Самоцветное ожерелье Гоби" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Липовский - Самоцветное ожерелье Гоби"
Отзывы читателей о книге "Самоцветное ожерелье Гоби", комментарии и мнения людей о произведении.