» » » » Владимир Фортунатов - Российская история в лицах


Авторские права

Владимир Фортунатов - Российская история в лицах

Здесь можно купить и скачать "Владимир Фортунатов - Российская история в лицах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Фортунатов - Российская история в лицах
Рейтинг:
Название:
Российская история в лицах
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-388-00305-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Российская история в лицах"

Описание и краткое содержание "Российская история в лицах" читать бесплатно онлайн.



В книге представлены биографические портреты главных героев российской истории.

Первые лица страны от Рюрика до Путина, отважные полководцы, среди которых Суворов, Кутузов, Скобелев и Жуков, политические лидеры от Вадима Новгородского до Владимира Жириновского, религиозные деятели – митрополит Илларион, Ксения Петербургская, Алексий II и многие другие, творцы отечественной культуры от Нестора до Лихачева, знаменитые женщины, герои и антигерои нашей истории предстанут перед читателями. Жестокие и справедливые, мудрые и безрассудные, восхваляемые и ненавидимые, овеянные легендами, они творили и творят нашу историю. Впечатляющая галерея звёзд российской истории призвана помочь не только лучше понять наше прошлое, но и разобраться в современной жизни.

Книга построена по хронологическому принципу, каждая эпоха представлена увлекательными сюжетами о наиболее значимых персонажах нашей истории.

Издание рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся историей России.






Новгород в силу своего географического положения и экономических интересов постоянно подвергался западному влиянию. На протяжении длительного времени архиепископа в Новгороде выбирали; церковная жизнь отличалась некоторыми особенностями. Потеря политической независимости стимулировала желание сохранить самостоятельность хотя бы в духовной жизни. Распространение ереси сначала совершалось в тайне; еретики оставались по наружности православными.

В 1480 г. ересь проникла и в Москву. Великий князь Иван Васильевич привез из Новгорода книжных людей, понравившихся ему священников Алексея и Дениса, принадлежавших к числу жидовствующих. В Москве они, получив видные места протопопов Успенского и Архангельского соборов, повели деятельную пропаганду. В результате сложился довольно широкий кружок еретиков; из них самым заметным лицом был любимец великого князя дьяк Федор Курицын. Из духовенства московского многие примкнули к еретикам: архимандрит Симоновского монастыря Зосима, крестовые дьяки Истома и Сверчок и другие были на их стороне. Великий князь имел представление о мнениях еретиков и относился к ним благосклонно. Возможно, он до поры до времени радовался тому, что в Москве возникает что-то новое: а вдруг в результате получится и что-то полезное?

Официально существование ереси открылось лишь в 1487 г., когда в Новгороде несколько священников в пьяном виде стали хулить православную веру. Об этом донесли архиепископу Геннадию. Розыск подтвердил обвинение. Один из обвиненных, поп Наум, покаялся и рассказал архиепископу о ереси. Геннадий выступил главным борцом против ереси. Он обратился к другим епископам и с их помощью добился в 1488 г. созыва собора, положившего нераскаянных еретиков казнить «градскою казнию». Сложность ситуации заключалась в том, что поначалу у Геннадия не было особой поддержки со стороны верховного светского и духовного правительства, так как великий князь был расположен к предводителям еретиков, а митрополит Геронтий питал личную неприязнь к Геннадию. Упорный архиепископ добился созыва собора в 1491 г. Митрополитом стал Зосима. Собор осудил главнейших жидовствующих из среды духовных лиц, предал их анафеме и приговорил к заточению. В Новгороде это наказание, по распоряжению Геннадия, заменили для еретиков подобием аутодафе. Путем таких мер Геннадий подавил было ересь в Новгородской области, но ненадолго. Московские жидовствующие, пользуясь расположением великого князя, добились возведения своего человека в достоинство митрополита. Архимандритом Новгородского Юрьева монастыря назначен был жидовствующий Кассиан, который повел открытую борьбу с Геннадием. Быстрому развитию ереси помогало невежество православного духовенства и массы населения. В связи с окончанием пасхалии многие ждали конца света и легко воспринимали всякого рода слухи. Геннадий предпринял продолжение пасхалии, перевод Библии, стал заботиться о школах для подготовки духовных лиц. На борьбу с ересью вышел авторитетный Иосиф Волоцкий.

Страстные обличения Иосифа Волоцкого заставили еретика Зосиму покинуть митрополичий престол (17 мая 1494 г.). Однако против беспощадных гонений на еретиков выступили сторонники Нила Сорского и его учеников, известные под именем заволжских старцев, которые доказывали, что христианская истина может быть распространяема только мирным путем. Эту группу еще называли «нестяжателями», так как они выступали против того, чтобы церковь постоянно наращивала свои богатства. Возникла патовая ситуация, так как силы были примерно равны.

Дальнейшее зависело от позиции великого князя. Сначала он склонялся в сторону еретиков и недоброжелательно относился к фанатизму Геннадия и Иосифа Волоцкого. К тому же Иван III не отказался бы изъять часть церковного имущества на государственные нужды. На стороне жидовствующих была сноха великого князя Елена, жена его сына от первого брака Ивана Ивановича Молодого, рано ушедшего из жизни. Иван III даже сам короновал своего внука Дмитрия и в 1493 г. провозгласил его своим наследником. Его восшествие на престол означало бы отказ правительства от преследования еретиков.

В браке с Софьей Палеологу Ивана III родилось несколько детей, в том числе сын Василий Иванович. И Софья Палеолог хотела видеть на престоле своего сына. Партия Елены и Дмитрия в 1494 г. оказалась в опале. Сторонникам Софьи Палеолог не составило труда убедить великого князя в наличии заговора. Он сам продолжал править, а на его место уже нашлись претенденты! Этого великий князь потерпеть не мог. Предводители «партии Елены» частью были казнены, как Ряполовский, частью пострижены в монахи, как Патрикеевы.

В середине XVIβ. β Османской Турции Роксолана, привезенная в султанский гарем из Украины, сумела стать любимой женой Сулеймана Великолепного (Кануны). В угоду Роксалане султан распорядился удушить старшего сына, пользовавшегося большой популярностью в стране. Турецкий сюжет показывает, что влияние жен на поведение политиков, на их действия в отношении даже собственных родственников является весьма интересным сюжетом.

В 1502 г. Елена и ее сын оказались в заточении, а Василий объявлен наследником престола. Этот политический поворот предопределил и изменение церковной политики. Собор, созванный великим князем и открывший свои заседания 27 декабря 1504 г., проклял нескольких еретиков и приговорил их к казни. Дьяка Волка Курицына, брата Федора Курицына, Ивана Максимова и Димитрия Коноплева сожгли в Москве в клетках. Именно такая казнь в то время предписывалась для еретиков. Некрасу Рукавому в Москве отрезали язык, а затем сожгли в Новгороде вместе с архимандритом Кассианом и другими. Некоторые из еретиков были отправлены в тюрьмы, другие – в монастыри в заточение.

После этого удара ересь жидовствующих уже не смогла оправиться. Втайне остатки ее учения, вероятно, продолжали существовать еще некоторое время. Записанное историком Н. И. Костомаровым предание выводит от старинных жидовствующих позднейших молокан, однако вряд ли между этими двумя сектами существует реальная генетическая связь.

Борьба в конце XV – начале XVI в. между «партией Елены» и «партией Софии», между сторонниками различных религиозных воззрений выявила лишь один бесспорный результат. В российской политической системе, в которой все (или почти все) зависит от одного высшего лица в стране, побеждает тот, кто имеет «доступ к телу» первого лица в прямом и переносном смысле этого слова.

2.5. Деятели церкви

2.5.1. Духовный наставник Дмитрия Донского митрополит Алексий

В условиях монголо-татарского ига русский народ сохранил верность православному христианству. Татары приняли ислам. Они не навязывали мусульманства покоренным народам, но стимулировали переход этих народов под покровительство Аллаха и Мухаммеда, пророка его, специальным религиозным налогом – джизией. Почему же русский народ предпочел платить дополнительный налог, но остался при своей вере, обретенной всего два века до этого?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Главный ответ заключается в позиции православного духовенства, предстоятелей Церкви в этот переломный момент. Можно по-разному относиться к религии и к Церкви. Но нельзя не признать за Русской православной церковью бесспорного качества – оставаться вместе со своей паствой, со своим народом в годы самых трудных исторических испытаний. К тому же трудно предположить, что русские священники могли бы стать муллами или сменить род деятельности.

В формирование концепции выживания Русской православной церкви серьезный вклад внес Алексий (ок. 1293—1378). Отцом Алексия был черниговский боярин Ф. Бяконт, перешедший на службу к московскому князю. Будущий митрополит, по преданию, был крестником Ивана Калиты и до двадцати лет жил при его дворе. Он принял постриг; его заметил митрополит Феогност и назначил епископом Владимирским.

После смерти Феогноста Алексий по существовавшему обычаю отправился в Грецию, и константинопольский патриарх посвятил его в митрополиты. В период княжения Ивана Ивановича Красного Алексий стал главным советником великого князя, а при малолетнем князе Дмитрии (будущем Донском) был фактическим руководителем Московского княжества.

«Чем же было вызвано это уникальное соединение светской и духовной власти в одном лице? Прежде всего государственные функции митрополита Алексия возникли вследствие династического кризиса в московском княжеском доме. Все шесть сыновей великого князя Семена Ивановича умерли до 1359 г. Его брат, великий князь Иван Иванович, после смерти оставил после себя двух малолетних детей: Дмитрия и Ивана, причем старшему – Дмитрию, родившемуся в 1350 г., исполнилось всего девять лет. Из их племянников по мужской линии князь Владимир Андреевич Серпуховской, который, впрочем, юридически не мог претендовать на великое княжение, находился также в малолетнем возрасте».[23]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Российская история в лицах"

Книги похожие на "Российская история в лицах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Фортунатов

Владимир Фортунатов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Фортунатов - Российская история в лицах"

Отзывы читателей о книге "Российская история в лицах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.