Биньямин Нетаньяху - Место под солнцем. Борьба еврейского народа за обретение независимости, безопасное существование и установление мира

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Место под солнцем. Борьба еврейского народа за обретение независимости, безопасное существование и установление мира"
Описание и краткое содержание "Место под солнцем. Борьба еврейского народа за обретение независимости, безопасное существование и установление мира" читать бесплатно онлайн.
Беньямин Нетаниягу родился в 1949 году в Тель-Авиве. Детство прошло в Иерусалиме, в семье профессора истории Бенциона Нетаниягу. Среднюю школу закончил в США, где временно проживала семья. Вернулся в Израиль в 1967 году и сразу же мобилизовался в ЦАХАЛ, где служил в спецназе Генштаба ("сайерет маткаль"). В период военной службы Беньямин Нетаниягу участвовал в различных спецоперациях, включая знаменитую операцию по освобождению пассажиров захваченного террористами самолета авиакомпании "Сабена" в 1972 году. В этом же году он был отмечен особым знаком отличия за профессионализм как командир группы спецназа. Эту награду вручил ему ныне покойный генерал Мота Гур. После завершения срочной службы в ЦАХАЛе Беньямин Нетаниягу регулярно проходил резервистские сборы. Он участвовал в Войне Судного дня в 1973 году, в ходе которой получил звание майора. "Место под солнцем" - книга написанная в 1996 году и посвящена брату Беньямина - Йонатану Нетаниягу. В книге характеризуется поэтапное становление Государства Израиль как мощного и самодостаточного государства ближневосточного региона.
После Войны за Независимость началась массовая репатриация в Израиль евреев из стран арабского Востока и других регионов мира, и по прошествии 15 лет картина изменилась до полной противоположности: теперь число евреев Эрец-Исраэль почти в два раза превышало численность живущего здесь арабского населения. Это соотношение несколько изменилось в пользу арабов за минувшее десятилетие, однако массовая алия из СССР замедлила данную тенденцию. Вообще, любые тенденции в рассматриваемой нами области достаточно переменчивы; в демографической кривой можно отметить как спуски, так и подъемы. Примечательно, что час торжества эсхатологически настроенных демографов наступает именно тогда, когда эта кривая устремляется вниз, когда сионизм сталкивается с наибольшими трудностями на пути реализации своих исторических целей.
Однако, в отличие от некоторых демографов, арабы никогда не были убеждены в том, что еврейская репатриация не сможет изменить демографический баланс в стране. Достаточно обратиться к цифрам: уже в течение 100 лет сионизм успешно борется с демографической проблемой и продвигается в сторону устойчивого еврейского большинства в западной части Эрец-Исраэль. Данная тенденция могла бы привести стороннего наблюдателя к весьма оптимистическим выводам о будущей судьбе еврейского государства: евреи сохранят свое нынешнее большинство в населении страны и увеличат его с помощью целенаправленного содействия массовой репатриации[468][469].
В ходе одной из типичных дискуссий, которые велись в партии Труда в 1968 году, различные специалисты приводили данные о неизбежном “демографическом удушьи”, которое ожидает Израиль в том случае, если он не отступит с контролируемых территорий. В ответ на приведенные доводы Шимон Перес сделал тогда следующее примечательное заявление:
"Я очень сомневаюсь в том, что развитие событий на ближайшие тридцать лет изначально и однозначно предопределено статистическими данными 1967 года. Это значило бы, что в ближайшие тридцать лет в нашей стране не будет происходить ничего, кроме того, что арабы будут размножаться в темпе 3.5% в год, а евреи в два раза меньшими темпами…
Можем ли мы быть уверенными в том, что до 1998 года ни один араб не эмигрирует из Израиля или в том, что евреи не увеличат темпы своего естественного прироста?.. Будет ли Россия всегда выглядеть так, как она выглядит сегодня? Останется ли американское еврейство в своем нынешнем состоянии? Евреи Франции, Британии, Южной Америки – нигде никаких изменений не произойдет? И это сионистская мечта?.. В течение ближайших 30 лет у нас будет достаточно возможностей изменить свою политику, даже если подтвердятся самые худшие прогнозы. Но те, кто готов отступить уже сегодня, – а среди нас есть люди, готовые согласиться на отступление даже без достижения мира, – отказываются не только от территорий, но и от будущего страны"[470].
Давайте проверим "факты", которые должны были склонить чашу весов в сторону трансфера – евреев или арабов – из Иудеи, Самарии и Газы, начиная с Шестидневной войны и по настоящее время. Уже в 1967 году пессимисты предсказывали, что по прошествии 25 лет арабы будут составлять большинство населения к западу от Иордана. Указанный срок прошел, и мы можем теперь проверить, в какой мере сбылись эти апокалиптические прогнозы.
Данные об изменении численности еврейского и арабского населения в Эрец-Исраэль за минувшие 25 лет перед нами (по данным Центрального статистического бюро Израиля).
1967 1993 евреи неевреи/* евреи неевреи Израиль (в границах 1967 г.) 2.384.000 328.000 4.051.000 817.000 Иудея и Самария 0 651.000 266.000 1.244.000 Сектор Газы 0 381.000 5.000 749.000 Голанские высоты 0 8.000 16.000 381.000 Всего 2.384.000 1.368.000 4.355.000 2.826.000 Всего в % 63.5% 36.5% 60.5% 39.5% Всего в % (без Газы) 70.7% 29.3% 67.6% 32.4%*Кроме арабов мусульманского и христианского вероисповедания, данное определение включает друзов, черкесов и представителей иных нац. меньшинств, общая численность которых составляла в 1992 году 85.000.
Как мы видим, к 1992 году соотношение между численностью еврейского и арабского населения очень незначительно изменилось по сравнению с 1967 годом: доля евреев в населении западной части Эрец-Исраэль сократилась за это время с 63,5% до 60,6%. Таким образом, прогнозы, предвещавшие Израилю коренное изменение демографической ситуации в течение четверти века, не оправдались. Кстати, если бы израильское правительство препятствовало процессу воссоединения палестинских семей на подконтрольной ему территории, то доля евреев в населении западной Эрец-Исраэль составляла бы сегодня 62,4%.
Почему не подтвердились мрачные прогнозы демографов? Главной причиной "демографической истерии" в Израиле является высокая арабская рождаемость: около пяти детей в среднем на семью, то есть почти в два раза выше среднего уровня рождаемости у евреев[471]. Когда в расчет принимается только этот фактор, однозначный вывод о близящемся конце еврейского государства напрашивается сам собой. Понятно, поэтому, какими данными питается индустрия, производящая панические газетные статьи и броские заголовки, сообщающие о том, что в Израиле появляется на свет больше арабских новорожденных, чем еврейских. Другой статистический показатель, на который часто ссылаются демографы-пессимисты, гласит, что арабское население в целом моложе, чем еврейское, из чего следует, что в будущем разрыв между уровнем арабской и еврейской рождаемости еще больше увеличится. Израильские комментаторы зачастую привносят в дискуссию по проблемам демографии откровенно драматические интонации. "Сейчас налицо простое и очевидное сражение маток, в котором евреи терпят поражение", – заявил Мерон Бенвеништи со страниц газеты "Чикаго трибюн" в ноябре 1987 года[472].
Но действительное положение вещей в этой области гораздо сложнее, и судьба еврейского государства не будет решена одним только "сражением маток". Факторы, формирующие будущую демографическую ситуацию в Эрец-Исраэль, многочисленны и разнообразны, а следующие из них выводы отнюдь не столь однозначны. Увеличение той или иной группы населения в определенной местности бывает обусловлено не одним фактором, а четырьмя: рождаемостью, смертностью, эмиграцией и иммиграцией. Рождаемость и иммиграция увеличивают численность населения в данной области, а смертность и эмиграция приводят к ее сокращению. Поскольку в нашем случае речь идет о соотношении численности двух национальных групп, евреев и арабов, мы должны принимать в расчет не четыре фактора, а целых восемь. Без этого серьезное обсуждение демографической ситуации в Израиле и ее прогнозирование на будущее просто невозможно.
Каждый из указанных факторов подвержен, в свою очередь, влиянию различных, прямых и косвенных, обстоятельств. Так, например, еврейская репатриация в Эрец-Исраэль очевидным образом зависит от политических перемен в России и других странах СНГ, от колебания антисемитских настроений в Европе, от положения с занятостью в Израиле, от интенсивности сионистской деятельности за границей и т.п. В силу объективной сложности и многогранности рассматриваемой ситуации не следует удивляться тому, что столь многие демографы не раз ошибались в своих прогнозах относительно демографического будущего Израиля.
Обсуждение демографических тенденций, наблюдаемых в среде арабского населения Иудеи, Самарии и Газы, не имеет особого значения, когда оно строится с учетом одного-единственного фактора рождаемости, без должного внимания ко всем остальным составляющим демографического баланса в западной части Эрец-Исраэль. В большинстве случаев демографы склонны игнорировать два важных фактора, влияющих на численность арабского населения в этих районах: сокращение рождаемости и значительную эмиграцию за пределы Иудеи, Самарии и Газы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Место под солнцем. Борьба еврейского народа за обретение независимости, безопасное существование и установление мира"
Книги похожие на "Место под солнцем. Борьба еврейского народа за обретение независимости, безопасное существование и установление мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Биньямин Нетаньяху - Место под солнцем. Борьба еврейского народа за обретение независимости, безопасное существование и установление мира"
Отзывы читателей о книге "Место под солнцем. Борьба еврейского народа за обретение независимости, безопасное существование и установление мира", комментарии и мнения людей о произведении.