» » » » Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945


Авторские права

Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Транспорт, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945
Рейтинг:
Название:
Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945
Издательство:
Транспорт
Год:
1992
ISBN:
5–277–01631–7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Описание и краткое содержание "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.






В районе Родаково стоит памятник на месте последнего боя бронепоезда «За Родину!».

Западнее Ростова бронепоезда № 21 и 29 из 7-го дивизиона оказались в окружении. Последними покидали 21-й бронепоезд старшие сержанты М. Я. Куприц, А. Греков, И. Балабанов и машинист А. Галушко. Они заложили в топку паровоза динамит и на станции Нижнегниловская взорвали бронепоезд. 29-й пришлось взорвать у станции Морская.

Рассказывает бывший командир орудия 51-го ОДБП Ф. Ф. Власов:

— 5 апреля 1941 года из-под Москвы мы были направлены на Северный Кавказ. Почти ежедневно бронепоезда совершали огневые налеты на скопления гитлеровской пехоты. Особенно большой урон фашистам 51-й дивизион нанес в районе станции Кущевская.

Неделю мы отбивались от гитлеровских танков возле станции Тихорецкая. Одна бронеплощадка вышла из строя, на второй действовало лишь одно орудие. Разведчик Борис Орлов прокричал мне: «Немцы зашли с тыла!» Мы развернули башню и беглым огнем шрапнели встретили приближающихся фашистов.

Наступила ночь. Приказ отходить явно опоздал — пути отхода были отрезаны. Командир дивизиона капитан Литвиненко оставил группу подрывников. Личный состав бронепоездов ушел в сторону Новороссийска.

Рассказ Ф. Ф. Власова дополняет почетный железнодорожник бывший старший машинист второго бронепоезда 51-го ОДБП И. К. Петрушко:

— Осенью 1941 года меня вызвал секретарь партбюро депо имени Ильича С. М. Дунаев и предложил сформировать две паровозные бригады для бронепоезда «Грозный мститель». Этот бронепоезд строился в цехах нашего депо и в вагонном депо Москва-Октябрьская. В экипаж бронепоезда вошли работники депо машинист Т. А. Мочалкин, помощники Е. А. Нарышкин, Г. А. Дроздов, кочегар А. И. Быков.

Коллектив паровозного депо Москва-Октябрьская направил третью локомотивную бригаду, во главе с машинистом П. А. Червяковым. В нее входили машинист Е. И. Сорокин, помощники Г. И. Коновалов, И. Гришин, кочегар В. И. Башков, которые выехали вместе с нами в первый боевой рейс «Грозного мстителя».

Из-под Москвы наш путь лежал на Северный Кавказ. Летнее наступление фашистских войск застало нас на линии Тихорецкая — Сталинград. Базировались мы между станцией Зимовники и разъездом Веселый. Фашисты наступали стремительно. Путь спереди и сзади бронепоезда оказался подорван. Быстро отремонтировать его не удалось. Командир бронепоезда старший лейтенант Каримов решил вести последний бой. Показались фашистские танки. Мы открыли по ним огонь из четырех орудий. Вскоре вышел из строя бронепаровоз. Снаряды пробивали броню площадок, на контрольных платформах горели шпалы. Экипаж вынужден был покинуть бронепоезд. В темноте, при свете горящего состава были видны пять дымящихся фашистских танков. Утром, когда удалось прорваться на станцию Зимовники, началась бомбежка. Погиб мой напарник Егор Нарышкин. Дальше, совершив многодневный переход по степи, мы вышли к переправе у Черного Яра. С левого берега Волги нас отправили в Москву.

В Сальских степях дорогу фашистам преградили боевые машины 8-го ОДБП. Житель поселка Орловский П. А. Быкодоров разыскал архивные документы, в которых сообщается, что 8-й отдельный дивизион бронепоездов (командир — капитан Я. П. Каменев), входивший в состав 51-й армии, обеспечивал охрану железнодорожного участка Зимовники — Сальск.

8-й ОДБП получил от командарма 51-й армии приказ уничтожить группировку противника, перерезавшего железную дорогу Тихорецкая — Сталинград. Прямой наводкой дивизион обстрелял врага, высадил две роты автоматчиков, занял станцию Пролетарская.

Дивизион был атакован 18 танками противника и подвергся бомбардировке 27 пикировщиками. В результате боя бронепоезд № 11 сгорел. Команда его в пешем строю вышла на связь с 51-й армией.

Отдельный бронепоезд № 53 под командованием капитана А. Д. Джахиева в марте 1942 года вместе с бронепоездом № 751 «Свердловский железнодорожник» вошел в состав 16-го ОДБП. С весны 1942 года он нес охрану железнодорожных перегонов от станции Тимашевская до Староминской и от Ейска до станции Сосыка. Ежедневно один из бронепоездов сопровождал эшелоны. Немцам ни разу не удалось повредить состав, за которым следовал бронепоезд. Огонь его был плотен, и вражеским самолетам приходилось сбрасывать бомбы без прицела. Поэтому фашистская авиация старалась вывести из строя прежде всего станционные стрелки и железнодорожное полотно. Дивизион вынужден был действовать вместе с восстановительным поездом. Для исправления пути восстановительная бригада всегда выезжала в сопровождении бронепоезда. «Мессеры» организовали охоту как за бронепоездом, так и за командой восстановительного поезда. Но пулеметчики стали заблаговременно готовиться и своевременно открывали стрельбу по любому внезапно появившемуся самолету.

Бронедивизион несколько раз помогал кавалеристам Кубанского казачьего корпуса генерала-лейтенанта Н. Я. Кириченко. Бойцы бронепоездов и конники действовали согласованно. Один из бронепоездов дивизиона на полном ходу врывался в расположение противника, маневрируя, открывал огонь по окопам и огневым точкам. Второй бронепоезд стоял поблизости, готовый поддержать атаку огнем. После прекращения огня бронепоезда, когда враг еще не успел опомниться, на гитлеровцев обрушивалась конная лавина. Подобные сражения происходили в районе станций Кущевская и Канеловская.

О боях в районе Краснодара рассказывает помощник машиниста бронепоезда «Свердловский железнодорожник» С. Рылов:

— Однажды из штаба дивизии поступил приказ: рассеять скопление вражеских войск на противоположном берегу Кубани. Офицер разведки отправился на дрезине к реке. Вскоре он доложил, что немцы наводят через Кубань понтонный мост. Бронепоезд «Свердловский железнодорожник» подошел к реке. Переправа была готова, и по мосту с осторожностью двигались танки с десантом. Бронепоезд рывком выдвинулся из-за укрытия. По бронеплощадкам прозвучала команда: «Первой площадке уничтожить головной танк! Остальным бить по переправе!»

От первых выстрелов мост в нескольких местах разрушился. Пять танков, бывших на нем, опрокинулись в воду и затонули. Передний танк, взбиравшийся на берег, тоже был подбит.

Внезапный налет на переправу длился четыре минуты. Броне: поезд отошел от переправы и, выбрав удобную позицию, остановился. Командир связался с полковым наблюдательным пунктом и запросил новые координаты. Снаряд за снарядом выпускал бронепоезд. От беспрерывной стрельбы дрожали бронеплощадки. Свободные расчеты пулеметчиков помогали артиллеристам.

Очевидцы с наблюдательного пункта рассказывали впоследствии, какое страшное зрелище представлял собой противоположный берег. Там рвались и горели бензовозы, машины с боеприпасами. Солдаты в панике, спасаясь от осколков, лезли в воду…

Потом было общее отступление к Новороссийску. Авиация бомбила центр города. «Свердловский железнодорожник» сдерживал натиск танков в районе вагоноремонтного завода. Затем был отход к цементным заводам, в район Импортной пристани. А дальше пути не было — море. Экипаж взорвал материальную часть и пешком пробивался к своим.

Даже неподвижный, с поврежденными орудиями «Свердловский железнодорожник» наносил удары по врагу. Об этом уникальном случае поведал в книге «Испытание огнем» видный политработник Северо-Кавказского фронта генерал-полковник М. X. Калашник: «Во второй половине сентября 1942 года успешный рейд совершил отряд под командованием А. Лукашева. Смельчаки получили задание пробраться в район занятой врагом железнодорожной станции Новороссийска и ударить в тыл немецким подразделениям в районе цементного завода «Октябрь».

Продвигаясь вдоль железнодорожного полотна, бойцы увидели разбитые, но державшиеся на колесах площадки нашего бронепоезда. Обходя орудийные площадки, А. Лукашев обнаружил две уцелевшие пушки и ящики со снарядами. Но орудия были без замков. Тут из-за кустов появился незнакомый боец. Назвал себя: красноармеец Коваль, замковый с бронепоезда. Оказалось, что когда гитлеровцы повредили паровоз, командир бронепоезда приказал Ковалю зарыть орудийные затворы. Пока боец выполнял задание, команда покинула разбитый бронепоезд и отошла. Найти Ковалю своих не удалось.

Вскоре Коваль принес эти затворы. Одну из пушек привели в боевое состояние. Но прицел-панорама была повреждена, и ее наводили на глазок. Лукашев развернул орудие в сторону кирпичного здания, где размещался немецкий штаб. Одиннадцати выстрелов хватило, чтобы разрушить здание. Последние двадцать снарядов достались двигавшемуся неподалеку немецкому обозу. Когда фашисты опомнились и обрушили на разбитый бронепоезд огонь, смельчаки уже присоединились к отряду…».[18]

О судьбе бронепоезда № 53 на Кубанской земле рассказывает машинист М. Д. Алапов:

— С самого начала боевых действий в составе 16-го ОДБП над нами гудели немецкие самолеты. На станции Кущевка пришлось отбивать два массированных налета бомбардировщиков. Мы курсировали по Краснодарскому краю, охраняли от налетов железнодорожные станции Тимашевская, Тихорецкая, Кавказская. В августе 1942 года в районе станции Брюховецкая бомба попала в бронепоезд, имелись убитые и раненые. Но бронепаровоз оказался исправным. Мы продолжали прикрывать наши отходящие части. Когда Краснодар был взят немцами, мы отошли к Тоннельной (под Новороссийском), где и взорвали свой бронепоезд…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Книги похожие на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Ефимьев

Александр Ефимьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Отзывы читателей о книге "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.