Амир Хисамутдинов - Русский Сан-Франциско

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский Сан-Франциско"
Описание и краткое содержание "Русский Сан-Франциско" читать бесплатно онлайн.
Книга, которую вы держите в руках, — своеобразный путеводитель по местам, связанным с русской эмиграцией в Сан-Франциско. Автор описывает более чем 200-летнюю историю русского пребывания в этом городе. Рассказывает о жизни русских американцев в разные периоды истории. Как русские обустраивали Сан-Франциско? Что делали, чтобы не раствориться в американской жизни и сохранить русское слово? В основу положены факты, собранные автором в Калифорнии за последние 15 лет, а также материалы из архивов, в том числе домашних, и библиотек России, США и других стран. Большой интерес представляют и личные наблюдения автора, которые он вел в период сбора материала.
В конце 1922 г. в Сан-Франциско появился Русский беспартийный клуб, директором которого избрали генерального консула России А. М. Выводцева. Помимо задач по объединению русской общины клуб выполнял и благотворительную функцию. При нем была образована драматическая труппа под управлением Максимова, поставившая несколько спектаклей в пользу нуждающихся. Как самостоятельная организация клуб просуществовал недолго, слившись с Русским обществом взаимопомощи.
Параллельно свои объединения в Сан-Франциско создавали бывшие военные и моряки. 19 ноября 1929 г. утвердили устав Лиги американских граждан русского происхождения (председатель И. И. Громыко). Целью провозглашалось «объединение русских для улучшения их социального и экономического положения чрез участие в политической жизни страны и помощи отдельным членам». Ставились задачи участия русских в выборах и проведения через Конгресс закона о русских инвалидах. Окружные центры объединения имелись в Нью-Йорке и в Чикаго.
Иногда общественные организации возникали по желанию одного или нескольких человек. Самых разных направлений, их появилось множество, но борьба за существование, проблемы, связанные с английским языком, получением нового образования весьма ограничивали возможности русских в общественной деятельности. «Однако те, — писала Е. Грот, — кто пробовал на деле примкнуть к культурным или другим обществам, знают, что в большинстве случаев их ждало горькое разочарование. "Кипящая ключом" культурная жизнь оказывается мифом. На практике человек встречает "собрания" из трех-четырех человек (часто одних и тех же, но под разными наименованиями), горько жалующихся на полное равнодушие "массы", на отсутствие интереса "у публики" к русской культуре, русской мысли, русской общественности. Несмотря на огромные трудности, эти небольшие группки основывали общества, проводили благотворительные мероприятия. Большинство из них не приносило того морального удовлетворения, которое было затрачено инициаторами, у которых часто оставался грустный осадок и горькое разочарование».[114]
Подавляющее большинство общественных организаций закрывалось сразу же после учредительного собрания. Причин тому было много: от неудовлетворительного финансового положения до отсутствия взаимопонимания между членами. Большим недостатком была неопределенность направления и разобщенность членов. Деятели русской диаспоры неоднократно подчеркивали свою неразрывную духовную связь с Россией, поэтому все потрясения, которые испытывала Россия, находили отражения в общественной жизни русских общин в Америке, и политические пристрастия русских менялись в соответствии с изменением политической обстановки на родине.
Политическая окраска русской диаспоры в Калифорнии, как и в других штатах США, была весьма разнообразной. Здесь представлен весь спектр политических движений — от радикальных партий коммунистического толка до откровенно черносотенных. На самом левом фланге находились осколки Российской социал-демократической партии, основу которой составляла марксистская платформа и в которой совсем не было молодежи. Эта группа издавала в Нью-Йорке свой журнал «Социалистический вестник». На правом фланге находились монархисты. Организационное собрание Объединения российских монархистов в Сан-Франциско (председатель О. В. Прасолов), на котором было начато составление устава, состоялось 26 апреля 1958 г. Через месяц на учредительном собрании утвердили цели и задачи: «Восстановление в освобожденной нашей Родине-России законной монархии, б). Объединение вокруг Великого князя Владимира Кирилловича» и т. д. В уставе подчеркивались уважение и лояльность к американским законам.
Идеи монархистов не всегда поддерживались в общинах американцев русского происхождения. На страницах монархистской печати большей частью публиковались воспоминания. Между этими противоположными направлениями находилось огромное число разных партий и течений. В то же время подавляющее большинство выходцев из России не интересовались политикой, считая себя просто русскими, носителями русской культуры. «С несомненностью, однако, — писал Г. Вернадский, — можно установить общую тенденцию к беспартийности, пыл и политический подъем первых лет послереволюционного времени теперь охлаждается».[115] Тем не менее ряд организаций успешно существовали до конца 1980-х гг.
Русская фашистская партия, отнесенная с точки зрения американских законов к русским радикальным организациям, не получила распространения в Америке. В Сан-Франциско, а также в Сиэтле и Лос-Анджелесе существовали ее отделы, но были немногочисленными, работа велась формально и с началом Второй мировой войны вовсе прекратилась. 9 мая 1942 г. по всей территории США были произведены обыски. Основатель фашистского движения в Америке А. А. Вонсяцкий отмечал: «Я поставил крест на Русскую эмиграцию. Она либо вымерла, либо устарела и не способна ни к чему активному. Старое поколение — старики: кряхтят, немощны, нездоровы и постепенно умирают. Молодое поколение — дети эмиграции: они уже американцы, не говорят по-русски, не интересуются судьбой нашей Родины, для них современная Россия так же чужда, как и Китай… В этом отношении и не надо закрывать себе глаза на создавшееся положение».[116]
Действовали в Сан-Франциско и отделы крупных эмигрантских формирований. В частности, активно работал Калифорнийский отдел Русского национального союза в Америке, основанный 21 апреля 1939 г. (председатель П. Н. Шульгин). Его основной целью провозглашалась «борьба за христианские идеалы против 3-го Интернационала». Эта организация была близка к «штабс-капитанскому» движению И. Л. Солоневича. В работе отдела принимали участие АЛ. Кропоткин, Е. А. Федоров, И. И. Сикорский и др. Большой популярностью пользовался Российский антикоммунистический центр (Russian Anti-Communist Center on the Pacific Coast), располагавшийся рядом с Церковью Святого Сергея Радонежского (№ 1287 по 12-й авеню).
Политические программы русских организаций были различными. Для большинства из них была характерна идея «непредрешенства». Ее последователи считали, что только после созыва Учредительного собрания в России можно будет говорить о конкретных условиях правления в этом государстве. Они считали своей заслугой отсутствие шагов по выработке идей будущего государственного устройства России. В то же время никто не знал, как должна вестись работа по созыву такого собрания. Несмотря на то, что многие общественные организации провозглашали «надпартийность», для большинства из них было характерно резко отрицательное отношение к коммунистическим идеям. Антисоветские положения были включены в уставы почти всех общественных организаций русской диаспоры. Наибольшее распространение антисоветские организации получили после окончания Второй мировой войны, когда потребовалась помощь русским беженцам в Европе и Китае. Свою роль тогда сыграла и холодная война.
Особое место в русских общинах занимали просоветские организации. По инициативе эсеров они стали возникать еще во время Гражданской войны в России, но наибольшее распространение получили с началом Второй мировой войны. Борьба СССР с фашизмом нашла горячий отклик в русских общинах и привела к резкому изменению политических настроений: в разных городах США появились организации по оказанию помощи СССР.
Старшее поколение старалось привлекать подрастающее поколение к общественной работе, подчеркивая, что с естественным уходом из жизни стариков на плечи молодежи ложится дальнейшая забота о культурных ценностях русской диаспоры. Поэтому всячески поддерживались инициативы по учреждению отделов Национальной организации русских разведчиков, или русских скаутов (НОРС).
Несмотря на обилие в русской диаспоре общественных организаций, частым явлением было безразличие широкой публики к общественно-политической жизни. Особенно это было характерно для третьей волны эмигрантов. Поэтому большинство организаций прекращало существование, едва успев заявить о себе. Единственным объединяющим фактором в русской диаспоре была русская культура. При создании Конгресса русских американцев, который существует и поныне, основатели подчеркивали, что они не поддерживают политической деятельности.
Несмотря на определенную замкнутость русских общин, наблюдалось участие русских в политической жизни США. Это прежде всего касается Лиги американцев русского происхождения, которая собиралась в Русском центре Сан-Франциско. Особенно активно она вела себя в предвыборный период, проводя встречи с кандидатами. Наиболее популярной партией среди русских была республиканская, которая жестко относилась к советской власти и коммунистическим идеям. Демократы же, считали они, заигрывают с Советами. В Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Сиэтле существовали Общества республиканцев русского происхождения, которые поддерживали кандидатуру Р. Рейгана на выборах губернатора Калифорнии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский Сан-Франциско"
Книги похожие на "Русский Сан-Франциско" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Амир Хисамутдинов - Русский Сан-Франциско"
Отзывы читателей о книге "Русский Сан-Франциско", комментарии и мнения людей о произведении.