Никита Кузнецов - 100 великих кораблей

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "100 великих кораблей"
Описание и краткое содержание "100 великих кораблей" читать бесплатно онлайн.
«В мире есть три прекрасных зрелища: скачущая лошадь, танцующая женщина и корабль, идущий под всеми парусами», – говорил Оноре де Бальзак. «Судно – единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении имя собственное. Кому присваивается имя собственное в этом мире? Только тому, кто имеет собственную историю жизни, то есть существу с судьбой, имеющему характер, отличающемуся ото всего другого сущего», – заметил моряк-писатель В.В. Конецкий.
Неспроста с древнейших времен и до наших дней с постройкой, наименованием и эксплуатацией кораблей и судов связано много суеверий, религиозных обрядов и традиций. Да и само плавание издавна почиталось как искусство…
В очередной книге серии рассказывается о самых прославленных кораблях в истории человечества.
Реплика Кобуксона (Корабль-черепаха), выставленная в военном музее в Сеуле
«Корейские суда, в противоположность японским, были настоящими военными кораблями, большими, быстрыми и, если верить корейским историкам, опередившими свое время лет на триста. Ибо целый ряд авторитетных исследователей упорно утверждают, что адмирал Ли командовал по крайней мере одним, а возможно, и несколькими броненосцами! То были так называемые корабли-черепахи, гордость корейского флота. То, что такой необычный корабль, или корабли, существовали, нет сомнения; не совсем ясно только, был ли это единственный флагман или тип военного корабля. Последнее более вероятно, поскольку единственный корабль, даже такой необычной конструкции, едва ли мог действовать достаточно эффективно. Поэтому мы можем предположить, что у корейцев было несколько таких кораблей-черепах, имевших, как следует из их названия, форму черепашьего панциря. По сохранившимся описаниям можно восстановить внешний вид подобного судна. Оно было около 30 м в длину и 10 м. в ширину, приводилось в движение посредством паруса и весел. На носу оно имело резную драконью голову, а панцирь черепахи представлял собой округлую дощатую крышу, полностью закрывавшую палубу, что затрудняло действие вражеской абордажной команды, а также давало защиту пушкарям, чьи пушки выглядывали из портов по обоим бортам судна. Мы уже говорили, что корейцам не было знакомо огнестрельное оружие того типа, который использовали японцы, то есть аркебузы. Но порох им был прекрасно известен, а корейская огневая мощь существовала в форме пушек. Пушки, которыми оснащались корабли-черепахи, были около метра длиной, стреляли они картечью или дротиками с железными наконечниками. По вражеским кораблям могли также выпускать горящие стрелы, а бомбы, подобные тем, которые использовались монголами при вторжении в Японию, по-видимому, метались из катапульт. Учитывая, что на каждом корабле имелось до сорока и более пушек, они действительно были хорошо вооружены, однако более всего корабли-черепахи примечательны своей броней. Когда корабль вступал в бой, мачта убиралась под палубу; после обстрела противника флот, очевидно, шел на сближение и пытался взять его на абордаж. Для защиты от вражеских абордажных команд «панцирь» был усеян железными шипами, спрятанными под пучками соломы. Некоторые описания идут еще дальше, утверждая, что «панцирь» был обшит железными листами. Это трудно проверить, но, вне зависимости от наличия железных пластин, корабль-черепаха превосходил все, что имелось тогда у японцев, так же, как и боевая тактика адмирала Ли превосходила японскую. Эта тактика включала использование дымовой завесы – сернистый дым, который «подобно туману» извергался из пасти драконьей головы, и построение в кильватерную колонну. Когда корейский флот приближался к противнику, левое крыло ложилось в бейдевинд, позволяя правому выдвинуться вперед: таким образом построение, что перед этим походило на обращенную назад широкую стрелу, превращалось в кильватерную колонну».
Интересное описание кобуксона оставил племянник адмирала Ли: «Появился еще один вид боевого корабля. Такого же размера, что и паноксон, он имел полностью закрытую сверху палубу, по краям которой оставались открытыми только узкие проходы. Крышу утыкали многочисленные железные шипы, поэтому по ней невозможно было ходить. На носу корабля стояла пушка, другая пушка стояла на корме. На каждом борту имелось по шесть пушечных портов. За свою внешность корабль получил прозвище "черепаха". В сражении шипы на крыше маскировались соломенными матами».
Исходя из названия класса кораблей «паноксон», информация о которых сохранилась, и были сделаны выводы о размерениях кобуксонов. А вот о применении бронирования прийти к единому мнению исследователи не сумели. Одни, ссылаясь на старинные летописи, утверждали о наличии и «броневой защиты», предохранявшей корабли-черепахи от стрел, пуль и даже от пушечного огня. Другие считают, что речь идет именно о металлических шипах, не позволявших брать кобуксоны на абордаж.
Используя техническое превосходство своих кораблей, умелое маневрирование, прекрасное знание прибрежных вод страны и патриотический настрой моряков и воинов (корейцы быстро поняли, что несут им завоеватели), Ли Сун Син одержал немало блестящих побед на море. Правда, первые из них – у Окпхо и в проливе Кёсан – обошлись без применения кобуксонов. Но уже у Норянчжина в конце мая эти страшные «черепахи» одним своим видом привели японцев в замешательство. После очередных неудач японцы попросту бросили много кораблей и судов, сняв экипажи на сушу. Недалеко от Пусана корейцы практически без сопротивления только за один день уничтожили до 100 «супостатов». Появилась возможность полностью отрезать армию вторжения от Японии и уничтожить ее. Но распри между корейским и китайским командованием (китайские войска пришли на помощь соседям), откровенная грызня среди корейской знати и придворные интриги не позволили сделать этого.
Было заключено перемирие, а Ли Сун Син по оговору попал в тюрьму. Но когда в 1597 г. боевые действия возобновились, корейский флот под командованием Вон Гюна потерпел сокрушительное поражение, сам Вон Гюн погиб. Срочно выпущенный на свободу адмирал Ли смог собрать оставшиеся корабли и нанес японцам два тяжелых поражения, но в сражении у Норянчжина погиб. Однако это уже не могло повлиять на ход войны: после смерти в 1598 г. Тоётоми Хидэёси боевые действия прекратились и был заключен мир.
Корейские историки склонны заметно преувеличивать роль кобуксонов в морских сражениях Имджинской войны. Немногочисленные представители этого класса явно не могли обеспечить решающий перевес над огромными японскими «армадами», но вклад в победу они действительно внесли немалый. Неудивительно, что в Стране утренней свежести неоднократно строили различные модели и реплики корабля-черепахи. Некоторые из них в настоящее время экспонируются в музеях или установлены в качестве памятников.
«Мейфлауэр» – судно переселенцев
В XVII в. в Англии порвавшие с официальной англиканской церковью протестанты стремились уйти от опеки властей и найти места, где они могли бы жить по своему разумению. Поскольку было известно, что за Атлантическим океаном в Америке имеется много необжитых и не принадлежащих никому земель, то вполне естественным стало решение отправиться в дальний путь.
6 сентября 1620 г. из Плимута вышло судно «Мейфлауэр», на борту которого находились 102 переселенца – мужчины, женщины, дети. Командовал судном Кристофер Джонс. Плавание проходило непросто: неблагоприятные ветра, неизученные течения, сильные шторма сделали его очень тяжелым. Пассажиры испытывали трудности с продовольствием и особенно с пресной водой.
Когда показалась земля, капитан повернул на юг и двинулся вдоль побережья. Но вскоре выяснилось, что этот район очень опасен для плавания – путь преградили опасные (и совершенно неизученные) отмели. Оценив риск, Джонс приказал повернуть обратно, в северном направлении. Вскоре была найдена удобная бухта – залив Массачусетс, где судно стало на якорь.
16 декабря странники сошли на берег. Им повезло – по имеющимся свидетельствам, во время плавания никто не умер, зато на свет появились два ребенка. Поселок, основанный на американском берегу, получил название Плимут – порта, откуда началось плавание «Мейфлауэра». На месте высадки ныне лежит большой камень, на котором выбиты цифры «1620».
«Мейфлауэр». Копия корабля на великой стоянке в Плимуте
Сведений о судне практически не сохранилось. Скорее всего оно было построено в 1615 г. В литературе его часто называют «небольшим барком», однако скорее всего это был небольшой галеон. Ориентировочно его водоизмещение составляло 150—200 т. Можно предположить, что на судне могло иметься какое-то вооружение, но и тут достоверная информация отсутствует.
Вскоре после окончания Второй мировой войны у энтузиастов появилась идея воссоздать историческое судно. Английский журналист У. Чарлтон обратился к согражданам с призывом: «Франция подарила Соединенным Штатам статую Свободы, Англия должна подарить "Мейфлауэр". Но не модель, а настоящее судно!» У идеи нашлось немало сторонников на обоих берегах Атлантики, но тут начались проблемы: никто не мог с уверенностью сказать, как именно выглядел исторический парусник. Самые тщательные изыскания в архивах дали обескураживающий результат – удалось найти упоминания о девятнадцати «Мейфлауэрах», но выяснить, который из них совершил рейс с переселенцами на борту оказалось невозможно.
За подготовку чертежей взялся американский инженер У. Бейкер, потративший на их разработку около шести лет. Киль нового «Мейфлауэра» заложили 4 июля (в национальный американский праздник – День независимости) 1955 г. на британской верфи «Упхэм» в Бриксхэме. Для придания копии исторической правдоподобности при постройке пользовались такими же инструментами, которые существовали в XVII столетии. Также отказались от использования для снастей стальных тросов и применили пеньковые канаты (их понадобилось целых 8 тонн). Даже якоря укрепили на канатах, как и полагалось в старину. Строительство шло не слишком быстро, но к началу апреля 1957 г. работы завершились. Правда, уже в самом начале карьеры новый парусник едва не погиб, получив очень сильный крен на правый борт. Но все обошлось…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "100 великих кораблей"
Книги похожие на "100 великих кораблей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Кузнецов - 100 великих кораблей"
Отзывы читателей о книге "100 великих кораблей", комментарии и мнения людей о произведении.