» » » » Сергей Мазуркевич - Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все


Авторские права

Сергей Мазуркевич - Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Мазуркевич - Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Мазуркевич - Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все
Рейтинг:
Название:
Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все
Издательство:
Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9
Год:
2011
ISBN:
978-5-227-02474-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все"

Описание и краткое содержание "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все" читать бесплатно онлайн.



По природе своей люди очень доверчивы и не склонны подвергать сомнению многие усвоенные с детства истины. Да и зачем, казалось бы, – ведь в них верят все!

Но всегда найдется человек, который не поленится разобраться – откуда пошли те или иные расхожие байки и правдивы ли они. Автор этой книги, Сергей Мазуркевич, провел масштабное исследование, в результате которого все стало на свои места…






Стоит отметить, что наши соотечественники, даже не считая былинного Сусанина, не раз использовали прием «Сманить тигра с горы на равнину». Так, в мае 1648 года, когда Богдан Хмельницкий преследовал польское войско Потоцкого и Калиновского, украинский крестьянин Микита Галаган согласился быть проводником у отступавших поляков и завел их в чащобы к месту засады казаков, за что и поплатился жизнью. В 1701 году помор Иван Седунов посадил на мель перед пушками Архангельской крепости корабли шведской эскадры. За этот подвиг указом Петра I ему было пожаловано звание «Первого лоцмана». В 1812 году житель Смоленской губернии Семен Шелаев в лютый мороз завел в лес большой отряд армии Наполеона, откуда многим французам не суждено уже было выйти. В 1919 году житель Алтая Федор Гуляев завел в болото колчаковцев. Оставшегося живым и невредимым Федора принимал в Кремле сам товарищ Ленин, а вместо ордена ему дали новую почетную фамилию – Гуляев-Сусанин. В 1942 году двенадцатилетний Коля Молчанов в лесах Брянщины завел в болото немецкий обоз, после чего вернулся в родное село. Всего же, по данным, собранным сотрудниками музея Ивана Сусанина, за четыре века, прошедшие с 1613 года, 58 человек в той или иной мере повторили мифический подвиг Сусанина.

Степан Разин

Хорошо на Руси я попраздновал,

Погулял, и поел, и попил,

А за все, что творил неуказного,

Лютой смертью своей заплатил.

Принимали нас с честью и с ласкою,

Выходили хлеб-солью встречать,

Как в священных цепях да с опаскою

Привезли на Москву показать.

Уж по-царски уважили пыткою,

Разымали мне каждый сустав,

Да крестили смолой меня жидкою,

У семи хоронили застав…

М. Волошин. Стенькин суд

Историческая справка

РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ. Родился около 1630 года в станице Зимовейская-на-Дону. Казачий атаман, предводитель восставших в крестьянской войне 1670–1671 годов. Казнен в Москве 6 июля 1671 года на Красной площади.

Принято считать, что Степан Разин был диким и необразованным разбойником. Но так ли это?

Университетов, конечно, Степан не кончал, это правда. Но по поводу его необразованности все же можно поспорить. Как свидетельствует современник – секретарь шведского посольства в Персии Кемпфер, Разин помимо русского владел еще семью языками: татарским, калмыцким, персидским, турецким, украинским и предположительно польским и литовским.

Что же касается дикости, то и тут все на так однозначно. Более-менее достоверные сведения о личности Степана Разина можно почерпнуть из записок иностранцев, очевидцев восстания – Фабрициуса, Стрейса, Бутлера. Они действительно отмечают, что характерной чертой Разина была неуравновешенность. Голландский парусный мастер Ян Стрейс в своих воспоминаниях пишет, что когда кто-либо не сразу выполнял его приказ, «…то этот изверг впадал в такую ярость, что, казалось, он одержим. Он срывал шапку с головы, бросал ее наземь, топтал ногами, выхватывал из-за пояса саблю, швырял ее к ногам окружающих и вопил во все горло: «Не буду больше вашим атаманом, ищите себе другого…» Непонятно, правда, что в этом криминального?

В то же время другой автор (письмо с корабля «Орел») отмечает: «Стенька, когда бывает пьян, большой тиран и за короткий срок в таком виде лишил жизни трех или четырех человек. Когда он напивался… то по малейшему поводу приказывал рубить головы в его присутствии и даже сам прикладывал к тому свои жаждущие крови руки, но такое несчастье постигало только начальников».

Стоит отметить и то, что иностранные авторы отмечают всемерное стремление вожака казаков обуздать дикий хаос восстания. И надо сказать, что во многом ему это удавалось.

Широко распространено мнение, что Разин был безбожником. Однако это заблуждение, к распространению которого «приложила руку» и сама церковь. По заказу церкви и центрального правительства некоторые авторы приписывали разинцам то, что они не делали. Так, в «Сказании об осаде и взятии разинцами Макарьева Желтоводского монастыря» всячески подчеркивалась антихристианская суть Разина «возбраняше же на Дону церкви Божия ставити… и священники Божия с Дону изгна». Далее сообщается о том, что «после взятия монастыря предали смерти всех находившихся там монахов». На самом деле, когда монастырь был занят, никто из его защитников-монахов не пострадал вообще, тогда как подошедшие позднее правительственные войска князя Щербатого учинили кровавую расправу надо всеми, не особо утруждая себя поисками виноватых.

Ничего общего не имеют с реальным положением дел и сведения о безбожничестве Разина, излагаемые анонимным автором английского «Сообщения»: «…безбожие он доказал, издеваясь над священниками, глумясь над храмами, презирая святыни». Он же писал: «Вот пример великолепной церемонии, установленной Стенькой, сим казацким Папой: вместо священного обряда… заставлял он венчавшихся, приплясывая, обойти несколько раз вокруг дерева. И еще выкрикивал он разные богохульные слова против Спасителя».

Даже некоторые иностранные авторы, не бывшие очевидцами событий, повторяют официальную правительственную версию. Так, Марций пишет, что Разин «грабил и осквернял храмы». Он же добавляет: «Вообще не было ничего столь безобразного и ужасного, что он считал бы недозволенным для своей жестокости… не оставляли исключение и служители церкви».

Но в то же время другие иностранцы, очевидцы Разинского восстания, которым не было нужды выполнять правительственный заказ, вообще не упоминают о фактах нападений на церкви и священников. А немецкие газеты даже писали, что после взятия Астрахани ограбление церквей было сразу же решительно предотвращено. Еще раз напомню, что сами царские войска не отличались особой гуманностью к представителям церкви. По сообщению Фабрициуса, когда под стены еще не взятой Астрахани для переговоров вышли казак и русский поп, оба были обезглавлены.

Что же касается веры самого Разина, то хорошо известно, что он дважды ходил на богомолье, пересекая всю Русь, – от Азовского до Белого моря в Соловецкий монастырь (почти две тысячи километров) – осенью 1652 года и осенью 1661 года. С.М. Соловьев по этому поводу удивлялся: «Как же произошло это чудесное превращение из странника в разбойничьего атамана?»

У него был личный духовник – отец Феодосий, да и священнослужителей среди «заводчиков» восстания было не так уж и мало. А своего сына от брошенной в Волгу княжны (персидской, татарской или какой-то другой, или вообще не княжны – это уже другой вопрос, о чем чуть ниже) Разин отослал в Астрахань к митрополиту с просьбой воспитать мальчика в христианской вере. Какой уж тут безбожник?

Согласно официальной версии советской историографии, крестьянская война за «народное счастье» началась в 1667 году. Советская военная энциклопедия сообщает: «Разин Степан Тимофеевич в связи с посягательством самодержавия на вольности донских казаков поднял восстание, переросшее в крестьянскую войну против феодально-крепостнических порядков в России… В.И. Ленин назвал Разина одним из «представителей мятежного крестьянства, сложивших голову в борьбе за свободу».

Но вот что можно прочесть в «Хронологическом указателе событий русской истории…» Н. Всеволожского, изданном в 1845 году: «В 1667 году… донской казак Стенька Разин начинает разбои по Волге, спускается в Каспийское море. Астраханский воевода князь Хилков посылает к нему стольника Сивцова объявить прощение и царскую милость, если он перестанет грабить. Разин умерщвляет Сивцова. Стенька опустошает берега Гиляни и Мизандерана. Разбивает посланные против него персидские суда и побеждает царское войско. К нему присоединяется шайка Сергея Косого. Государь посылает против Разина двух князей Прозоровских и стольника князя Львова.

1668 год. Князь Прозоровский из Астрахани отряжает Львова против Разина. Львов окружает Разина. Видя невозможность спасения, Разин заводит переговоры, обещая загладить свои преступления. Разбойников отправляют в Астрахань, а воеводу к царю для принятия решения и повелений.

1669 год. Царь соглашается простить Разина, который принимает присягу и отсылается на Дон даже со всем награбленным богатством».

Где здесь крестьянская война, совершенно непонятно. Да и «народное счастье» в этот период понималось Разиным весьма своеобразно.

И только с мая 1670 года начался Великий поход Разина, то, что действительно уже можно назвать крестьянской войной. Но и в данном случае весьма вероятно, что Степан был «вынесен на гребень волны» волею случая. Из того же «Хронологического указателя событий русской истории…» можно узнать: «В 1670 году Стенька богатством своим возбуждает в донских казаках желание приобрести оное такими же средствами. Они оставляют начальников, грабят дома противившихся, убивают царских чиновников и под начальством Разина на лодках пускаются вверх по Волге. Разин опустошает все на пути, избивает жителей, не хотящих приставать к его шайке, изменою стрельцов входит в Царицын и грабит город. Прозоровский опять посылает Львова против разбойников. Стрельцы Львова, подговоренные подосланными Разиным, бунтуют и перерезывают своих начальников. Мятеж обнаруживается в Астрахани. Стрельцы требуют жалованья. Митрополит, чтобы усмирить их, раздает 600 рублей из собственной казны и 2 тысячи из доходов Троицкого Астраханского монастыря. Стрельцы изменяют. Взятие и грабеж Астрахани. Разбойники опять плывут по Волге вверх, вступают снова в Царицын, берут Саратов. Город полностью разграбили. Разин распускает слух, что идет на Москву и воюет только против бояр и дворян. Чуваши, татары, холопы, бродяги и прочие восстают за Разина. От Нижнего до Казани все покоряется ему».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все"

Книги похожие на "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Мазуркевич

Сергей Мазуркевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Мазуркевич - Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все"

Отзывы читателей о книге "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.