Сергей Мазуркевич - Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все"
Описание и краткое содержание "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все" читать бесплатно онлайн.
По природе своей люди очень доверчивы и не склонны подвергать сомнению многие усвоенные с детства истины. Да и зачем, казалось бы, – ведь в них верят все!
Но всегда найдется человек, который не поленится разобраться – откуда пошли те или иные расхожие байки и правдивы ли они. Автор этой книги, Сергей Мазуркевич, провел масштабное исследование, в результате которого все стало на свои места…
Известная таджикская поэтесса Гулрухсор Сафиева, один из самых авторитетных специалистов в хайямоведении, много лет собирала фольклор Каратегинской долины и изучила все изданные в Иране рукописи Хайяма. Она нашла множество подтверждений того, как народный фольклор с годами стали приписывать одному поэту.
В своем интервью газете «Труд» Гулрухсор Сафиева отмечает: «Во время работы у меня было немало неожиданных открытий. Например, обнаружила явно женские рубаи, приписываемые Хайяму. Всегда подозревала, что не может мужчина так сказать: «Словно тюльпан, мои щеки, словно кипарис, мой стан».
Взяла все словари, проверила каждое слово, воспевающее красоту. Что бы ни говорили, но под мужской щетиной не могу представить щеку, как тюльпан.
По моему мнению, часть стихов, приписываемых сегодня Хайяму, написала его современница, известная в истории персидской культуры поэтесса Махасти Ганджави. Читаю ее сборник и нахожу рубаи Хайяма. Потом беру Хайяма и нахожу четверостишия, которые опубликованы в сборнике Махасти».
В качестве примера рубаи, приписываемого Хайяму, таджикская поэтесса приводит следующее:
Много сект я насчитал в исламе,
Из всех я избрал себе секту любовных утех.
Ты мой Бог. Подари же мне радости рая.
Слиться с Богом, любовью пылая, не грех.
Сафиева комментирует его следующим образом: «Поверьте человеку, для которого язык Хайяма – это родной язык. В оригинале ни потех, ни утех у Хайяма нет. Вообще в древнеиранской поэзии подобными словами не играли, тем более такие мудрецы, как Хайям. Мы на самолетах летаем, а на фарси стихи об этом не пишутся. По телефону говорим, а поэтический персидский язык термин «телефон» до сих пор не принимает».
Отмечает Гулрухсор Сафиева и тот факт, что в иранской литературе не было традиции упоминать в стихах свою фамилию. А потому весьма сомнительным представляется, что Хайямом было написано следующее четверостишие:
«Не пей, Хайям!..» —
Ну, как им объяснить,
Что в темноте я не согласен жить.
А блеск вина и взор лукавый милой —
Вот два блестящих повода, чтоб жить.
Многолетнее изучение наследия Хайяма позволило таджикской поэтессе сделать следующий вывод: «В разных сборниках в мире опубликовано почти пять тысяч рубаи Хайяма. Просто фантастическая цифра. Жаль, что большинство ученых-хайямоведов до сих пор с этим авторством соглашаются. Ведь часто нет ни рифмы, ни ритма, ни, главное, игры мысли и образа – ничего от Хайяма. Я отобрала лишь 340 рубаи, потом еще 10, но сомневаюсь, что и это все тоже его».
Многие из нас уверены, что Хайям посвящал много стихов своим возлюбленным. Этот вывод часто делается на основании того, что многие приписываемые ему рубаи относятся к классике мировой любовной лирики. Но во-первых, как уже отмечалось выше, далеко не все то, что приписывается Хайяму, было написано им самим. А во-вторых, для поэтов-суфиев[35], каковым был и Палаточник, понятие «возлюбленная» было символом Бога, и обращались они именно к Богу, а не к конкретной любимой женщине. А вино в его стихах являлось символом мистического постижения истины.
Как отмечает Маис Назарли, кандидат искусствоведения, «…если Хайям пишет:
Когда-нибудь, огнем любовным обуян,
В душистых локонах запутавшись и пьян,
Паду к твоим ногам, из рук роняя чашу
И с пьяной головы растрепанный тюрбан,
то это можно понимать так: опьянение – экстатическое состояние адепта, душистые локоны – завесы, отделяющие человека от истины, растрепанный тюрбан – растерянность суфия перед абсолютной истиной, которая и есть Бог. Основной смысл стиха – так называемая «ностальгия по скрытому», традиционная тема суфийской поэзии».
А можно ли считать Омара Хайяма литературным классиком мусульманского мира? Конечно можно – таково общепринятое мнение. В действительности же настоящими классиками мусульманской поэзии можно назвать Хафиза, Фирдоуси, Низами, Саади, Джами и некоторых других. Популярность Хайяма – это скорее феномен западной культуры. Сам же он считал себя в первую очередь ученым, а не поэтом.
Ричард I
У Ричарда, кроме огромной физической силы, не было никаких дарований. Он только умел драться, рычать и сердиться. В наше время его не пустили бы в порядочный чемпионат борцов. Вернуть Иерусалим Ричарду Львиное Сердце, разумеется, не удалось, но зато он навел страх на детей всей округи.
«Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»Историческая справка
РИЧАРД I (АНГЛИЙСКИЙ) ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ. Родился в Оксфорде 8 сентября 1157 года в семье Генриха II Плантагенета[36] и Элеоноры (Алиеноры) Аквитанской (Гиенской). Один из организаторов и участник Третьего крестового похода. Блестящий полководец. Скончался 6 апреля 1199 года.
Король Англии Ричард Львиное Сердце отличался благородством. Так можно подумать, если судить о нем по книгам Вальтера Скотта. Реальный же Ричард особым благородством не отличался. Известно, что после взятия одной из сарацинских крепостей он приказал вспороть животы нескольким сотням пленников, чтобы проверить, не проглотили ли они драгоценности[37].
Один из хронистов сообщает о Ричарде: «Король так же часто заключал условия, как брал их обратно, он постоянно менял уже принятые решения или предъявлял новые затруднения, только что он давал слово, как брал его обратно, и когда он требовал сохранения тайны, то сам ее нарушал».
Кстати, и прозвище свое Ричард получил вовсе не за свое великое мужество. В том, что английский король был человеком мужественным, нет сомнений. Но прозвище он получил не за это, а за не совсем благородный, а точнее, совсем не благородный, поступок. После падения Агры Саладин[38] должен был в определенный срок выплатить 200 тысяч марок золотом. Однако вовремя сделать это он не успел. Тогда Ричард в порыве гнева приказал вывести и заколоть перед воротами Агры более двух тысяч мусульманских заложников. За это он и получил свое прозвище и вдобавок не получил, естественно, обещанных денег.
Отметим и то, что главному противнику Ричарда египетскому султану Салах-ад-Дину (Саладину) как раз было свойственно благородство[39]. Поведение английского короля вызывало у него по меньшей мере недоумение, но сам он от своего слова не отказывался. И когда Саладин не успел выполнить поставленные ему Ричардом условия, а Ричард устроил кровавую резню, Саладин от ответной резни удержался, и ни один европейский заложник убит не был.
Еще один пример. В октябре 1187 года мусульмане овладели Иерусалимом. В противоположность крестоносцам[40], как правило «отмечавшим» взятие крепостей и городов кровавой резней, Саладин был великодушен. Христиан отпустили за выкуп. За мужчину нужно было уплатить 10 золотых динаров, за женщину – 5 золотых динаров и 1 золотой динар за ребенка. Тот, кто не смог внести выкуп, был обращен в рабство. Тоже, конечно, не подарок, но, по крайней мере, мирные жители остались в живых.
Кстати, деньги, полученные в качестве выкупа, Саладин не использовал для личного обогащения. Известно, что после смерти султана в его личной казне остался один золотой динар и 47 серебряных дирхемов. Современники отмечали, что правитель богатейшей страны был аскетичен и справедлив.
Чингисхан
Чингисхан был человеком в высшей степени достойным, одаренным и мужественным.
Марко ПолоИсторическая справка
ЧИНГИСХАН. Родился в середине XII века (годы рождения называют разные – 1155, 1162, 1167-й) в урочище Делюн-Болдак на берегу реки Онон (точное местонахождение неизвестно; возможно, это современный Делюн-Булдак в Читинской области Российской Федерации). Основатель монгольской империи, один из крупнейших завоевателей в мировой истории. Скончался 25 августа 1227 года в летней ставке в районе Тяньшуй на реке Ци, к югу от гор Люпаньшань.
На Западе особенно, да и в нашей стране тоже довольно распространено, мягко говоря, не слишком уважительное отношение к Чингисхану. Многими историками раньше преподносился образ дикого, необузданного и жестокого кочевника – сущего дьявола. Конечно же основатель монгольского государства был сыном своего времени, но утверждать, что он был более жестоким, чем большинство тех же европейцев, просто нелепо. На Востоке Чингисхан до сих пор пользуется огромным уважением, о чем очень хорошо свидетельствует случай, описанный Львом Николаевичем Гумилевым.
Чингисхан. Китайский портрет XIII века
Отметим, что многие зверства, приписываемые монголам, и в частности Чингисхану, просто тенденциозные выдумки антимонгольски настроенных авторов. Так, например, по устоявшемуся мнению ужасные монголо-татары разрушили культурные оазисы земледельческих городов. Но было ли так в действительности? Ведь официальная версия построена на легендах, созданных придворными мусульманскими историографами. О том, чего стоят эти легенды, рассказывает в своей книге «От Руси к России» Лев Николаевич Гумилев. Он пишет, что о падении Герата исламские историки сообщали как о бедствии, при котором в городе было истреблено все население, кроме нескольких мужчин, сумевших спрятаться в мечети. Город был полностью опустошен, и лишь дикие звери бродили по улицам и терзали мертвецов. Отсидевшись некоторое время и придя в себя, спасшиеся жители Герата отправились в дальние края грабить караваны, руководствуемые «благородной» целью – вернуть себе утраченное богатство.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все"
Книги похожие на "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Мазуркевич - Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все"
Отзывы читателей о книге "Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все", комментарии и мнения людей о произведении.