Джералд Блюм - Психоаналитические теории личности

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психоаналитические теории личности"
Описание и краткое содержание "Психоаналитические теории личности" читать бесплатно онлайн.
Монография представляет уникальный труд по сравнительному анализу основных психоаналитических концепций. Профессор Мичиганского университета Дж.Блюм на основании сотен экспериментальных психологических исследований и наблюдений антропологов сопоставляет взгляды Фрейда, Юнга, Адлера, Ранка, Хорни, Эриксона, Фромма и др. на формирование личности, защитные механизмы, психосексуальное развитие, межличностные отношения. Монография имеет не только научные достоинства, по и является отличным учебником.
Книга адресована специалистам гуманитарных областей знания, прежде всего психологам, психиатрам, культурологам и педагогам, а также всем, кто глубоко изучает психоанализ.
Белмонт и Берч делают очень убедительное замечание о тенденции в изучении проблемы вытеснения игнорировать факт возможного присутствия нескольких защитных механизмов, которые индивид использует в защите эго от угроз (прим. 13, эксперимент Гоулдстайна). Если, например, изоляция наиболее характерный для индивида механизм защиты, то этот испытуемый, скорее всего, окажется в пустопорожней корзине негативных случаев. Авторы предполагают, что небольшие абсолютные различия, хотя и статистически значимые, как в исследовании Корнера, отражают неумение «реиндивидуализировать гипотезу вытеснения». В их собственном исследовании 55 испытуемых должны были запомнить 15 бессмысленных звуков. Пять из 15 звуков в период обучения ассоциировались с болезненным ударом. Затем, 24 часами позднее, проверялось удержание материала путем задания на непосредственное вспоминание, повторного обучения, узнавания. Результаты показали более быстрое обучение группы в целом под воздействием болевого раздражителя, чем в нейтральных условиях, но приблизительно одна треть группы обучалась под воздействием болевого раздражителя медленнее. Изучение выделенных подгрупп раскрыло значимые различия между ними и по распределению других данных. Белмонт и Берч пришли к заключению, что результаты подтверждают их изначальное утверждение. С точки зрения операциональных критериев эксперимент, подобно исследованию Корнера, имеет недостатки по первому, третьему и четвертому критериям.
Еще в двух исследованиях использовался главным образом подход к анализу вытеснения, основанный на изучении восприятия. Розеншток высвечивал на экране с разной интенсивностью восемь предложений, и испытуемых просили записать, что они увидели. Четыре предложения были связаны с вытесненным материалом: сексуальными и агрессивными побуждениями, направленными на родителей, содержание остальных четырех предложений являлось нейтральным, они предназначались в эксперименте для контроля. Розеншток обнаружил большие трудности в зрительном восприятии аффективно насыщенных предложений, чем нейтральных; кроме того, первые чаще искажались. У женщин имелась тенденция вытеснять материал, относящийся к агрессии, тогда как у мужчин наблюдалась склонность к вытеснению материала, связанного с сексуальными побуждениями. Этот эксперимент удовлетворяет нашему определению по первому критерию (значимости содержания), учитывается также второй критерий, третий остается вне наблюдения и четвертый оказывается пропущенным.
Клапп тоже исследовал механизм перцепции с целью проверки гипотезы о сдвиге реагирования в зависимости от удаленности восприятия от сознательного уровня. Вытеснение было одним из ключевых пунктов в определении проблемы. Клапп попытался в своем замысле использовать результаты экспериментов по восприятию, проведенных с позиций психоаналитической теории. Это работы Брунера и Постмана, Макгиннеса, Хауза и Соломона, Макклири и Лазаруса и др. От первой группы исследователей он позаимствовал концепции «избирательной бдительности» и «перцептивной защиты», от второй — понятия «вытесненных побуждений» и «защиты эго». Соответственно Клапп предсказал, что, когда более или менее эмоционально насыщенные стимулы представляются парами на двух уровнях бессознательного восприятия, происходит относительный сдвиг в ясности суждений о воспринятом. Поскольку доказана способность человека к перцептивному различению на уровнях значительно ниже сознательного, предполагалось, что травмирующий материал, который продолжает стремиться к выражению, будет с большей активностью проявлять себя на отдаленном от сознательного уровне. С другой стороны, при близости к сознательному восприятию угрожающие стимулы могут восприниматься эго и затем оттесняться от выражения.
В проведенном эксперименте Клапп отобрал три пары картинок из теста «Картинки Черныша». Две пары содержали более или менее травмирующие ситуации: в первой паре мастурбаци-онная вина противопоставлялась оральному садизму; в третьей паре интенсивность эдиповых влечений противопоставлялась детской ревности. Вторая — контрольная пара — не содержала явных различий между картинками в аффективной напряженности: идентификация противопоставлялась эго-идеалу. Три пары картинок показывались двум группам, испытуемых с помощью тахистоскопа на трех очень быстрых скоростях и трех более медленных скоростях, на которых, однако, стимулы не узнавались вполне сознательно. Испытуемых просили просто отчитываться, какая из картинок (показываемых друг за другом) в каждой паре кажется «понятнее» или «ближе к обозначению чего-то». У испытуемых экспериментальной группы был выявлен значительный «сдвиг» в выборе картинок первой пары. «Мастурбационная вина» яснее различалась на уровнях, более отдаленных от сознания (время экспозиции около 1/20 сек) по сравнению с «оральным садизмом», значительно лучше воспринимаемом на уровнях, близких к осознанному узнаванию (время экспозиции около 1/6 сек). У контрольной группы при экспозиции первой пары «сдвига» не выявлялось. При предъявлении второй — контрольной — пары экспериментальной группе «сдвига», как и предсказывалось, не наблюдалось, но он имел место у контрольной группы. Результаты предъявления третьей пары оказались двойственными и выявили сходные «сдвиги» у экспериментальной и контрольной групп. В работе Клаппа, вероятно, наилучшим образом выполнены первые три требования операционального определения, но четвертое требование игнорируется.
17. Анальные компоненты почерка. Изучение почерка студентов колледжа Макнилом и Блюмом поддерживают теоретическое утверждение, что почерк может служить способом анальной экспрессии. Выявлена значимая корреляция между анальным задерживанием, измеренным тестом «Картинки Черныша», и отклонением 8 из 17 параметров почерка, включая всеобъемлющую атипичность символов.
18. Реактивное образование. Эта концепция вызывает особое отношение у ученых, не принимающих психоаналитической ориентации в изучении личности. Их мнение часто выражается в безнадежном пренебрежении концепцией как психоаналитической «гипотезой на все случаи». Если результаты противоречат ожидаемым, якобы может быть привлечено объяснение с помощью реактивного образования. Однако это пренебрежение фактически не оправдано. Вполне допустимо и часто необходимо в свете наших современных ограниченных знаний о личности заранее высказать прогноз, что индивид будет вести себя одним из противоположных способов, но никак не компромиссным образом. Если механизм точно описывает разновидность поведения, то его следует учитывать в замысле экспериментов, а не заниматься сверхупрощением, игнорируя релевантные факторы. Порицание концепции за объяснение постфактум в равной мере ошибочно.
Научная литература по концепции «реактивного образования», кроме исследования Гоулдстайна (прим. 13), содержит только ссылку на эксперимент Маурера с крысами. При проведении обычного исследования регрессии он случайно заметил, что животные находятся в состоянии конфликта или амбивалентности между побуждением подойти и нажать педаль, чтобы избежать болевого раздражения, и противоположным побуждением к бегству в целях не допустить дополнительного болевого раздражения от самой педали. В результате крысы «убегают от педали, потому что им хочется подойти и дотронуться до нее».
19. Избирательное невнимание и диссоциация. Здесь Салливан предпринимает весьма важную попытку установить континуум степеней внимания, или уровней осознания, которые предположительно могут быть изучены. Однако в современной описательной форме понятия «избирательное невнимание» и «диссоциация» представляются нам просто синонимами соответственно предсознания и бессознательного.
20. Хронология механизмов по Фромму. В теории Фромма не указывается возрастного соответствия трех механизмов. Они, кажется, вообще приложимы и к перйодам позднего детства и к зрелому возрасту. Рассмотрение их в этой главе наряду с другими механизмами обусловлено, главным образом, удобством изложения.
ГЛАВА VI
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
(От пяти лет до препубертатного возраста)
Когда бурные события фаллического периода затихают, в жизни ребенка, согласно ортодоксальной теории, наступает длительная передышка и его положение укрепляется. Усиление эго и возникновение супер-эго позволяют теперь обратиться к новым ценностям — школе, приятелям, книгам и другим объектам реального мира. Сексуальные интересы ослабевают (мы хотели бы рассмотреть этот вопрос позднее), и в поведении преобладающее место занимают частичная сублимация и реактивные образования.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психоаналитические теории личности"
Книги похожие на "Психоаналитические теории личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джералд Блюм - Психоаналитические теории личности"
Отзывы читателей о книге "Психоаналитические теории личности", комментарии и мнения людей о произведении.