Джералд Блюм - Психоаналитические теории личности

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психоаналитические теории личности"
Описание и краткое содержание "Психоаналитические теории личности" читать бесплатно онлайн.
Монография представляет уникальный труд по сравнительному анализу основных психоаналитических концепций. Профессор Мичиганского университета Дж.Блюм на основании сотен экспериментальных психологических исследований и наблюдений антропологов сопоставляет взгляды Фрейда, Юнга, Адлера, Ранка, Хорни, Эриксона, Фромма и др. на формирование личности, защитные механизмы, психосексуальное развитие, межличностные отношения. Монография имеет не только научные достоинства, по и является отличным учебником.
Книга адресована специалистам гуманитарных областей знания, прежде всего психологам, психиатрам, культурологам и педагогам, а также всем, кто глубоко изучает психоанализ.
Зависть к пенису у девочек. Фаллическая стадия у женщин характеризуется физиологическим доминированием клитора в большей мере, чем вагинальной сексуальностью, и конфликтом, связанным с завистью к пенису. В этом периоде жизни клитор является настолько богатой ощущениями областью половой системы, что привлекает в целях разрядки сексуального возбуждения. Он становится центром мастурбации. Сдвиг от клитора к влагалищу в качестве главной эрогенной зоны происходит в жизни позднее, обычно к пубертатному периоду.
Зависть к пенису возникает, когда маленькая девочка замечает анатомическое отличие в гениталиях. Она не только чувствует, что ей хотелось бы обладать пенисом, но, вероятно, предполагает, что имела и лишилась его. В ее глазах обладание пенисом создает преимущество по сравнению с клитором в мастурбации и мочеиспускании. Параллельно возникает мысль об отсутствии пениса как результате наказания, заслуженного или незаслуженного.
Фенихель признает, что первичная зависть маленькой девочки к пенису способна претерпевать значительное видоизменение вследствие последующих культурных влияний. Он указывает (18, с. 81-82):
«В нашей культуре много причин, вызывающих у женщин зависть к мужчине. Мужские устремления разного рода могут добавиться к первичной зависти в отношении пениса, особенно после опыта неудач, фрустраций, притеснений на женском поприще. Огромные отличия между мужчинами и женщинами в разных культурах, конфликты вокруг предписываемых паттернов усложняют «психологические последствия анатомического отличия». В этом аспекте представляется совершенно правильным заключение Фромма: «Определенные биологические различия приводят к характерологическим различиям; такие различия смешиваются с теми, которые напрямую порождены социальными факторами; последние намного сильнее по эффекту и способны увеличивать или уменьшать биологически укорененные различия и противостоять им».
Мастурбация. В раннем детстве мастурбация — нормальное явление. В фаллический период ее частота нарастает и привносятся фантазии об объектах. Кроме наслаждения, мастурбация выполняет функцию постепенного обучения управлению сексуальным возбуждением, так же, как игра помогает достичь отсроченного управления сильными впечатлениями и в последующем прогнозировать события. Считается, что чувства вины и страха, связанные с мастурбацией, возникают не из-за нее самой, но скорее в результате сопутствующих фантазий, которые обычно представляют варианты эдипова комплекса (прим. 6).
Неофрейдистские воззрения
Томпсон о фаллической фазе. Томпсон полагает, что фаллическая фаза, наподобие оральной и анальной, имеет некоторую органическую основу. Мальчик не проявляет интереса к своему пенису до тех пор, пока он способен в какой-то мере контролировать его. В это время дети поглощены стремлением узнать функцию пениса и почему мальчики отличаются от девочек. Они открывают приятные ощущения, которые получаются от манипуляций с гениталиями. Зависть к пенису возникает у девочки из ревности к тому, что мальчик может делать с пенисом (например, при мочеиспускании направить струю дальше, чем она).
Отношение родителей тоже играет важную роль. Даже сегодня все еще широко распространено сильное неодобрение игры с гениталиями. В таких случаях легко видеть, как возникает кастрационная тревога. Томпсон, однако, не уверена, что не испытавшие угроз дети будут тревожны, лишь заметив отличие между полами.
Хорни о зависти к пенису. Воззрения Хорни, одной из ведущих неофрейдистов, до сих пор не приводились в книге, так как она не придает большого значения развитию в раннем детстве. Хорни тем не менее высказывает мнение на тему о «зависти к пенису». Согласно ее точке зрения (41), специфические воздействия условий культуры порождают особые качества у мужчин и женщин. Желание обладать пенисом или быть мужчиной может выражать стремление иметь качества, которые в нашей культуре считаются мужскими: сила, мужество, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера. Возможно искажение вытесненных амбиций, но не вследствие сексуальных переживаний в раннем детстве. Страх перед собственной женственностью является причиной того, что Хорни описывает как «бегство от женственности». Это понятие подобно адлеровскому представлению о «мужском протесте» (4), при котором женщина реагирует на чувство неполноценности по отношению к мужчине попыткой выполнения мужских ролей.
Фенихель признает, что у женщин с сильной завистью к пенису конфликт зародился в детстве. Реактивацию конфликта он тоже склонен трактовать в культурологическом плане, а не в смысле обычной регрессии (прим. 7).
Эриксон: фаллическая зона, интрузивный модус
Эриксон (16) характеризует «фаллически-локомоторную» стадию в понятиях разнообразных сходных действий и фантазий: физическое нападение на других; «проникновение» в их уши и давление на психику агрессивной болтовней; захват пространства энергичным передвижением; проникновение в неизвестное неистощаемым любопытством. Считается, что сексуальные действия взрослых видятся ребенку как проявление взаимной агрессии, в которой мужчина играет интрузивную (вторгающуюся) роль, а женщина — инкорпорирующую, «паучью» роль. Девочки имеют склонность приобретать «требовательно-поглощающие» паттерны в пропорции, определяющейся предшествующим опытом, темпераментом и культурными акцентами. Если девочка не способна принять и приспособиться к женскому модусу «поглощения» и «включения», у нее развиваются установки на поддразнивание, выпрашивание, «схватывание».
Основные социальные модальности в фаллический период у обоих полов описаны как «корыстные действия»: лобовая атака, удовольствие от соревнования, настойчивость в преследовании цели, наслаждение победой. Ребенок таким образом обучается предпосылкам инициативы, т.е. выбору целей и упорству в их достижении.
ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
Ортодоксальная позиция
Эдипов комплекс. Развитие отношения к объекту у мальчика относительно простое, так как в фаллической стадии он остается связанным со своим первым объектом, матерью. Эдипов комплекс подразумевает сексуальную любовь к родителю противоположного пола и ненависть или даже желание смерти для родителя того же пола. Этот комплекс называют кульминационным пунктом инфантильной сексуальности. Преодоление эдиповых устремлений является предпосылкой в развитии нормальной взрослой сексуальности, в то время как бессознательная привязанность к эдиповым влечениям представляет краеугольный камень неврозов.
В простейшем случае уже имеющаяся у мальчика привязанность к матери слегка окрашивается сильно проявляющимися сексуальными влечениями. Отец выступает как препятствие в удовлетворении влечений и должен быть устранен. В фантазиях мальчик занимает место соперника-отца, так называемый «позитивный эдипов комплекс». Негативный комплекс возникает, когда превалирует любовь к отцу и мать воспринимается в качестве ненавистного препятствия.
Особая форма, которую принимает эдипов комплекс у каждого индивида, зависит от его опыта. Некоторые факторы, оказывающие влияние, следующие (18):
1. Травмирующие события, такие, как преждевременное обольщение, действительное или сфантазированное; наблюдение за сексуальными сценами между родителями или другими взрослыми («первичные сцены»); рождение еще одного ребенка, который теперь требует большего внимания матери.
2. Бессознательная сексуальная любовь родителей к их детям, порождающая все разновидности соблазнов и вины.
3. Единственный ребенок страдает сильнее, поскольку другие дети облегчают давление родителей.
4. Отсутствие одного из родителей усложняет отношение к оставшемуся и утраченному родителю.
5. Конфликты и споры между родителями, особенно относительно ребенка, усиливают эдиповы проблемы.
6. Семейная мораль, в частности отношение к мастурбации, оказывает влияние на эдиповы конфликты.
7. Социальный статус родителей изменяет форму эдипова комплекса. В низшем социальном классе, например, дети в большей степени не защищены от сексуальных и агрессивных переживаний.
Эдипов комплекс, по Фенихелю, несомненно, является результатом влияния семьи. При изменениях семейного уклада эдипов комплекс тоже неизбежно претерпевает изменения. В обществах с семейным укладом, отличным от нашего, эдипов комплекс имеет другие особенности. Фенихель цитирует фрейдовскую филогенетическую теорию «первобытной орды», согласно которой доисторический вождь племени был убит и съеден своими сыновьями, за этим последовали раскаяние и воспрещение. Фенихель тем не менее воздерживается от комментариев по поводу полезности данной теории.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психоаналитические теории личности"
Книги похожие на "Психоаналитические теории личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джералд Блюм - Психоаналитические теории личности"
Отзывы читателей о книге "Психоаналитические теории личности", комментарии и мнения людей о произведении.