» » » » Герман Малиничев - Археология по следам легенд и мифов


Авторские права

Герман Малиничев - Археология по следам легенд и мифов

Здесь можно скачать бесплатно "Герман Малиничев - Археология по следам легенд и мифов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Герман Малиничев - Археология по следам легенд и мифов
Рейтинг:
Название:
Археология по следам легенд и мифов
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4444-1897-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Археология по следам легенд и мифов"

Описание и краткое содержание "Археология по следам легенд и мифов" читать бесплатно онлайн.



При слове «археология» прежде всего вспоминаются раскопки Помпеи и открытие гробницы Тутанхамона, находка Трои Г. Шлиманом и, может быть, скифские курганы… Однако из новой книги Германа Малиничева вы узнаете, что археологи искали (причем небезуспешно) реальные следы множества других, подчас легендарных городов, героев, забытых исторических эпох: не только местоположение трона царицы Савской или знаменитого критского Лабиринта, но и град Китеж, и даже Эдем, библейский рай! Пусть эта книга о великих открытиях станет открытием и для читателя.






ПЕРЕМЕНЧИВАЯ СУДЬБА НИМРУД ДАГА

На черную бархатную подстилку археологи складывают монеты. Они знают, что золотых и бронзовых кружочков с профилем Александра Македонского или самого Зевса найти тут можно тьму-тьмущую. Для этого следует побольше просеивать землю. Но для ученых это не главное. Поднимают они и бронзовое оружие, затерявшееся среди камней. Но опять-таки без энтузиазма. Они ищут что-то другое. Возможность находки белого мрамора, а не золото волнует их в первую очередь.

* * *

В 1880 году местные власти Юго-Восточной Анатолии после проволочек в чисто восточном духе начали тут строить дорогу. Руководить постройкой пригласили немецкого инженера. Примерно через год его рабочие подошли к горе Нимруд Даг, возвышавшейся на каменистой равнине. Дорога как бы уперлась в этот большой и нескладный холм. Инженер исследовал его и очень скоро убедился, что не только природа, но и руки человека приложили свои силы к созданию этой каменной горы. «Огибать или сносить?» — задал он вопрос самому себе.

В один прекрасный день к инженеру подошел рабочий в лохмотьях и сказал весьма странные слова:

— Хозяин! Мы дальше копать боимся. Старики говорят, что здесь — заколдованная гора. Под землей живут духи с большой белой головой. Они охраняют сокровища чужих богов. Лучше нам обогнуть это проклятое место…

Инженер сперва рассердился и раскричался на чернорабочего, обозвав его лентяем и оборванцем. Вечером же в своей походной палатке он обдумал странные слова.

Тогда по всему миру уже гремела сенсационная слава Генриха Шлимана, раскопавшего легендарную Трою, которую считали сказкой и Гете, и Байрон, и все европейские ученые, вместе взятые. Но немецкий археолог доверился античной сказке и победил всех. А вдруг и тут за словами стариков не просто восточное суеверие, а нечто реальное и при этом уходящее в седую древность? Ведь, по словам рабочего, легенда о белых головах перешла к старикам его племени от стариков какого-то другого народа…

В 1882 году начались раскопки. Были обнаружены куски ступеней, керамические фрагменты, античные монеты, один бронзовый светильник.

Но работа среди скал оказалась настолько трудной, что археологи быстро уехали домой, не составив даже толкового отчета, и 70 лет суровый Нимруд Даг никто не беспокоил.

* * *

Вот найден драгоценный скарабей. В Египте он почитался как маленькое божество. Сувенир раба или трофей солдата? Очень эффектны золотые ножны кинжала, покрытые тонкими чеканными рисунками на темы древнегреческих мифов о Геракле. Но радости нет на лицах археологов. Не думают они и о бронзовых бляхах со сбруи боевого коня. Где они сделаны? В Риме или Афинах? Во Фракии или Македонии? Когда-нибудь лотом станут они искать ответы на эти вопросы. Почему-то их волнует сама нелюдимая гора, которую они расчищают от грандиозных обломков. Что-то пока совсем непонятное скрывается под хаосом камней. И какая сила создала этот хаос?

* * *

В 1951 году немецкий профессор Г. Дернер из Мюнстера привез сюда современные инструменты и начал свои раскопки горы Нимруд Даг. Но и превосходному «оружию» каменный холм не поддался. Основательно разворошить крупные скальные обломки, под которыми явно скрывался превосходный античный мрамор, не удалось. «Очевидно, тут нужны экскаваторы и бульдозеры», — решил профессор и прекратил свои работы.

Три года спустя сюда прибыла американская экспедиция. Бульдозеров она не привезла с собой, но сумела нанять большой отряд местных рабочих с простыми заступами.

Разбив место работ на квадратные участки, американские археологи приказали копать, и вскоре обнажились огромные каменные ступени. «Циклопическая постройка!» — воскликнули они, подразумевая гомеровскую эпоху и вспоминая Генриха Шлимана и его успех.

Постепенно американцы пришли к выводу, что города под обломками скал явно не было. Вершина горы слишком мала для его размещения. Скорее всего, тут обломки одного либо культового, либо дворцового комплекса. А вот у подножия горы, почти по всему периметру, обнаружились фундаменты хижин и складов. Что же получается? Среди деревни холм с одним большим храмом? Да и храм ли это? И почему тут все непохоже на гомеровскую эпоху?

По найденным монетам, керамическим фрагментам и завитушкам капителей мраморных колонн ученые пришли к мнению, что постройка относится к эпохе эллинизма. Почти все центры эллинистической культуры подверглись оккупации римлянами. Но вот здесь ни единого следа гордых римских легионеров не обнаруживалось.

Главной удачей американских археологов надо считать находку огромного скульптурного портрета — головы великана в шлеме, напоминающем военный головной убор Александра Македонского. Только вот лицо было тут явно другого человека. По размерам ничего подобного археологам еще не встречалось. Тут бы им подумать о легенде, но они были прагматиками, не отказали себе в удовольствии снять цветной фильм об этой гигантской голове и… побыстрее уехать домой. Работать здесь было трудно и им. И думали они не о древнем сказании, а о мощном бульдозере.

* * *

Фильм о загадочной горе Нимруд Даг, показанный американцами по всему миру, принудил наконец турецкие власти решиться на самостоятельные раскопки. Руководство ими поручили опытному археологу Экрему Акургалу. Он планомерно повел работы так, чтобы не только разгадать тайны неприступного каменного холма, но и сохранить на месте все найденные исторические ценности, превратив Нимруд Даг в археологический заповедник.

Первое, что установил доктор Акургал, заключалось в том, что «гора» строилась руками десятков тысяч людей. Каменотесы придали природному возвышению форму пирамиды. Рабов заставили насыпать вокруг плодородную землю, построить высокий мавзолей правителя и окружить его зеленью висячих садов. Какое-то немыслимое сочетание классических греческих традиций с экзотическими восточными…

* * *

Среди скальных обломков снова мелькнул белоснежный мрамор. Принесли лом, лопаты, заступы. И на свет божий появился искалеченный временем Аполлон. Опять прекрасный повод радоваться, как и несколько раньше, когда был найден Геракл. Но сосредоточенное выражение не сходило с лица Экрема Акургала и его коллег.

Почему профессор так бережно относился к мрамору? Во-первых, он убедился, что огромных голов на вершине когда-то было не менее дюжины. Значит, права легенда о подземных духах. Вот только туловища у них не было. Одни белые головы… Во-вторых, мраморные фрагменты основного сооружения на вершине горы попадались чрезвычайно редко.

Расчищен грунт вокруг гигантских голов и пьедесталов для богов и полубогов Олимпа. Первые туристы уже рассматривают их в бинокли. «Диковинки!» — пишут в газетах. А основного сооружения на вершине горы нет! Только следы фундамента…

На что еще были направлены усилия турецких археологов? Они искали надписи. Ученые о многом уже догадывались, но гора Нимруд Даг должна была заговорить и сама.

* * *

Государство это родилось после знаменитой (кровавой!) борьбы диадохов и эпигонов. Преемники и потомки преемников Александра Македонского развернули многолетнюю борьбу за территории, рынки, торговые пути и порты в Средиземноморье.

По воле случая в руках полководца Селевка оказалась огромная пестрая монархия, состоявшая из Сирии, Месопотамии, Армении, Ирана, Каппадокии. При его сыне Антиохе I колоссальный переднеазиатскии конгломерат начал постепенно распадаться. Антиох II оказался еще большим неудачником, а государство Антиоха III совсем быстро покатилось по наклонной плоскости. Примерно за двести лет империя полностью распалась на пестрые лоскутки. Одним из них было маленькое Коммагенское царство (между Евфратом и Сирией).

Междоусобные войны бесславно развалили империю, оставшуюся после Александра Македонского, и закономерно последовало вторжение римлян в Малую Азию.

В 190 году до н.э. этот район, где царствовали селевкиды, стал «азиатской провинцией» Рима. В 64 году н.э. полководец Помпеи последнему из селевкидов — сирийскому царьку Антиоху (на правах послушного вассала) даровал небольшой клочок земли — область Коммагена, на краю которой и возвышался Нимруд Дат.

* * *

Вдруг неожиданно случилось то, что давно ожидали. Найдена надпись! Неожиданно потому, что ее обнаружили не в жуткой мешанине камней, где упорно искали, а на… затылке одной из давно уже откопанных белых голов в шлеме.

Из этих греческих слов турецкие археологи узнали, что голова изображает Антиоха, правителя маленькой Коммагены. В этой надписи царь, порядковый номер которого пока неизвестен, повелевал своему народу устраивать два раза в год празднества вокруг мавзолея — в день его рождения и в день коронования. Земли вокруг холма он навечно даровал служителям заупокойного храма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Археология по следам легенд и мифов"

Книги похожие на "Археология по следам легенд и мифов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Герман Малиничев

Герман Малиничев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Герман Малиничев - Археология по следам легенд и мифов"

Отзывы читателей о книге "Археология по следам легенд и мифов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.