Н.А. Вязовик - Программирование на Java
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Программирование на Java"
Описание и краткое содержание "Программирование на Java" читать бесплатно онлайн.
// рождение еще одного человека
Для удобства разрешено обращаться к статическим полям и через ссылки:
Human h = new Human();
h.totalCount=100;
Однако такое обращение конвертируется компилятором. Он использует тип ссылки, в данном случае переменная h объявлена как Human, поэтому последняя строка будет неявно преобразована в:
Human.totalCount=100;
В этом можно убедиться на следующем примере:
Human h = null;
h.totalCount+=10;
Значение ссылки равно null, но это не имеет значения в силу описанной конвертации. Данный код успешно скомпилируется и корректно исполнится. Таким образом, в следующем примере
Human h1 = new Human(),
h2 = new Human();
Human.totalCount=5;
h1.totalCount++;
System.out.println(h2.totalCount);
все обращения к переменной totalCount приводят к одному единственному полю, и результатом работы такой программы будет 6. Это поле будет существовать в единственном экземпляре независимо от того, сколько объектов было порождено от данного класса, и был ли вообще создан хоть один объект.
Аналогично объявляются статические методы.
class Human {
private static int totalCount;
public static int getTotalCount() {
return totalCount;
}
}
Для вызова статического метода ссылки на объект не требуется.
Human.getTotalCount();
Хотя для удобства обращения через ссылку разрешены, но принимается во внимание только тип ссылки:
Human h=null;
h.getTotalCount();
// два эквивалентных
Human.getTotalCount();
// обращения к одному
// и тому же методу
Хотя приведенный пример технически корректен, все же использование ссылки на объект для обращения к статическим полям и методам не рекомендуется, поскольку это усложняет код.
Обращение к статическому полю является корректным независимо от того, были ли порождены объекты от этого класса и в каком количестве. Например, стартовый метод main() запускается до того, как программа создаст хотя бы один объект.
Кроме полей и методов, статическими могут быть инициализаторы. Они также называются инициализаторами класса, в отличие от инициализаторов объекта, рассматривавшихся ранее. Их код выполняется один раз во время загрузки класса в память виртуальной машины. Их запись начинается с модификатора static:
class Human {
static {
System.out.println("Class loaded");
}
}
Если объявление статического поля совмещается с его инициализацией, то поле инициализируется также однократно при загрузке класса. На объявление и применение статических полей накладываются те же ограничения, что и для динамических,– нельзя использовать поле в инициализаторах других полей или в инициализаторах класса до того, как это поле объявлено:
class Test {
static int a;
static {
a=5;
// b=7;
// Нельзя использовать до
// объявления!
}
static int b=a;
}
Это правило распространяется только на обращения к полям по простому имени. Если использовать составное имя, то обращаться к полю можно будет раньше (выше в тексте программы), чем оно будет объявлено:
class Test {
static int b=Test.a;
static int a=3;
static {
System.out.println("a="+a+", b="+b);
}
}
Если класс будет загружен в систему, на консоли появится текст:
a=3, b=0
Видно, что поле b при инициализации получило значение по умолчанию поля a, т.е. 0. Затем полю a было присвоено значение 3.
Статические поля также могут быть объявлены как final, это означает, что они должны быть проинициализированы строго один раз и затем уже больше не менять своего значения. Аналогично, статические методы могут быть объявлены как final, а это означает, что их нельзя перекрывать в классах-наследниках.
Для инициализации статических полей можно пользоваться статическими методами и нельзя обращаться к динамическим. Вводят специальные понятия – статический и динамический контексты. К статическому контексту относят статические методы, статические инициализаторы, инициализаторы статических полей. Все остальные части кода имеют динамический контекст.
При выполнении кода в динамическом контексте всегда есть объект, с которым идет работа в данный момент. Например, для динамического метода это объект, у которого он был вызван, и так далее.
Напротив, со статическим контекстом ассоциированных объектов нет. Например, как уже указывалось, стартовый метод main() вызывается в тот момент, когда ни один объект еще не создан. При обращении к статическому методу, например, MyClass.staticMethod(), также может не быть ни одного экземпляра MyClass. Обращаться к статическим методам класса Math можно, а создавать его экземпляры нельзя.
А раз нет ассоциированных объектов, то и пользоваться динамическими конструкциями нельзя. Можно только ссылаться на статические поля и вызывать статические методы. Либо обращаться к объектам через ссылки на них, полученные в результате вызова конструктора или в качестве аргумента метода и т.п.
class Test {
public void process() {
}
public static void main(String s[]) {
// process();
- ошибка!
// у какого объекта его вызывать?
Test test = new Test();
test.process();
// так правильно
}
}
Ключевые слова this и super
Эти ключевые слова уже упоминались, рассматривались и некоторые случаи их применения. Здесь они будут описаны более подробно.
Если выполнение кода происходит в динамическом контексте, то должен быть объект, ассоциированный с ним. В этом случае ключевое слово this возвращает ссылку на данный объект:
class Test {
public Object getThis() {
return this;
// Проверим, куда указывает эта ссылка
}
public static void main(String s[]) {
Test t = new Test();
System.out.println(t.getThis()==t);
// Сравнение
}
}
Результатом работы программы будет:
true
То есть внутри методов слово this возвращает ссылку на объект, у которого этот метод вызван. Оно необходимо, если нужно передать аргумент, равный ссылке на данный объект, в какой-нибудь метод.
class Human {
public static void register(Human h) {
System.out.println(h.name+
" is registered.");
}
private String name;
public Human (String s) {
name = s;
register(this);
// саморегистрация
}
public static void main(String s[]) {
new Human("John");
}
}
Результатом будет:
John is registered.
Другое применение this рассматривалось в случае "затеняющих" объявлений:
class Human {
private String name;
public void setName(String name) {
this.name=name;
}
}
Слово this можно использовать для обращения к полям, которые объявляются ниже:
class Test {
// int b=a; нельзя обращаться к
// необъявленному полю!
int b=this.a;
int a=5;
{
System.out.println("a="+a+", b="+b);
}
public static void main(String s[]) {
new Test();
}
}
Результатом работы программы будет:
a=5, b=0
Все происходит так же, как и для статических полей – b получает значение по умолчанию для a, т.е. ноль, а затем a инициализируется значением 5.
Наконец, слово this применяется в конструкторах для явного вызова в первой строке другого конструктора этого же класса. Там же может применяться и слово super, только уже для обращения к конструктору родительского класса.
Другие применения слова super также связаны с обращением к родительскому классу объекта. Например, оно может потребоваться в случае переопределения (overriding) родительского метода.
Переопределением называют объявление метода, сигнатура которого совпадает с одним из методов родительского класса.
class Parent {
public int getValue() {
return 5;
}
}
class Child extends Parent {
// Переопределение метода
public int getValue() {
return 3;
}
public static void main(String s[]) {
Child c = new Child();
// пример вызова переопределенного метода
System.out.println(c.getValue());
}
}
Вызов переопределенного метода использует механизм полиморфизма, который подробно рассматривается в конце этой лекции. Однако ясно, что результатом выполнения примера будет значение 3. Невозможно, используя ссылку типа Child, получить из метода getValue() значение 5, родительский метод перекрыт и уже недоступен.
Иногда при переопределении бывает полезно воспользоваться результатом работы родительского метода. Предположим, он делал сложные вычисления, а переопределенный метод должен вернуть округленный результат этих вычислений. Понятно, что гораздо удобнее обратиться к родительскому методу, чем заново описывать весь алгоритм. Здесь применяется слово super. Из класса наследника с его помощью можно обращаться к переопределенным методам родителя:
class Parent {
public int getValue() {
return 5;
}
}
class Child extends Parent {
// переопределение метода
public int getValue() {
// обращение к методу родителя
return super.getValue()+1;
}
public static void main(String s[]) {
Child c = new Child();
System.out.println(c.getValue());
}
}
Результатом работы программы будет значение 6.
Обращаться с помощью ключевого слова super к переопределенному методу родителя, т.е. на два уровня наследования вверх, невозможно. Если родительский класс переопределил функциональность своего родителя, значит, она не будет доступна его наследникам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Программирование на Java"
Книги похожие на "Программирование на Java" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н.А. Вязовик - Программирование на Java"
Отзывы читателей о книге "Программирование на Java", комментарии и мнения людей о произведении.