Галина Гриценко - Правители России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Правители России"
Описание и краткое содержание "Правители России" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о людях, которые правили нашей страной на протяжении многих веков. Это были разные люди – князья и цари, императоры и представители советской власти, президенты новейшего времени. Все они способствовали становлению российской государственности, развитию страны, укреплению ее авторитета на международной арене. В книге вы найдете и имена тех, кто в разные века верой и правдой служил России и тем самым помогал править страной, создавал ей славу и укреплял ее мощь. Мы представили вам и тех, кто своей просветительской, общественной, религиозной деятельностью укреплял российское общество, воодушевлял народ на новые свершения, воздействовал на умы и настроения россиян.
В книге – около пятисот действующих лиц, и все они сыграли в управлении страной и обществом заметную роль.
АНДРЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ (до принятия крещения – Вигунд) (1325–1399 гг.) – князь полоцкий, трубчевский и псковский.
Четвертый сын литовского князя Ольгерда и его первой жены Марии, старший брат Ягайло. В 1341 г. стал князем псковским, принял православие. В 1349 г. псковичи отказались ему повиноваться, так как Андрей жил в Литве, а в Пскове держал наместника. После смерти в 1377 г. Ольгерда Андрей получил княжества Полоцкое и Трубчевское. Вступив в борьбу с младшим братом Ягайло за литовский великокняжеский стол, Андрей Ольгердович в 1379 г. был вынужден бежать в Москву. С согласия великого князя московского Дмитрия Ивановича псковичи вновь пригласили его на княжение. Андрей Ольгердович участвовал в Куликовской битве 1380 г. Позже он вернулся в Литву и вновь княжил в Полоцке. В 1386 г. выступил против Кревской унии (1385 г.) Литвы и Польши. В 1387 г. он был захвачен литовским князем Скиргайлом и 6 лет провел в тюрьме. В 1393 г. бежал и вновь вернулся в Псков. Последние годы жизни Андрей Ольгердович служил литовскому великому князю Витовту. Андрей Ольгердович погиб в битве с татарами на р. Ворскла в 1399 г.
Князья других русских земель
МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ХРАБРЫЙ (в крещении – Константин) (? – 1036 г.) – князь тмутараканский и черниговский. Сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. В 988 г. Мстислав был посажен отцом княжить в далекой Тмутаракани, воевал здесь с хазарами и касогами. Перед сражением с касогами в личном единоборстве одолел касожского князя Редедю, после чего касоги признали над собой власть русских князей. Соперничая с братом Ярославом Мудрым, княжившим после смерти Владимира Святославича в Киеве, тмутараканский князь в 1023 г. с дружиной пришел к Чернигову и вопреки воле брата сел княжить в этом городе. Тогда, призвав под свои знамена варягов, Ярослав выступил против Мстислава. В ожесточенной битве у Листвена на берегу реки Руда черниговский князь наголову разбил Ярославовы рати, но не преследовал брата, бежавшего в Новгород.
В 1026 г., Мстислав заключил с Ярославом мир. По условиям этого соглашения вся Русская земля была разделена между братьями: Мстиславу досталась восточная часть страны, Ярославу – западная; границей двух владений служил Днепр. В дальнейшем братья помирились и в 1031 г. вместе ходили на Польшу. После смерти Мстислава подвластные ему земли вновь вошли в состав державы Ярослава Мудрого.
ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ (в крещении – Георгий) (1151–1202 гг.) – князь Новгород-северский с 1178 г., князь черниговский с 1198 г. Сын князя Святослава Ольговича. В семилетием возрасте Игорь присутствовал на княжеском съезде в Лутове. После смерти отца князь не получил удела. Вкон. 1160 – 1-йпол. 1170-хгг. Игорь активно участвовал в княжеских усобицах: в 1169 и в 1174 гг. он в составе коалиций, организованных князем Андреем Боголюбским, штурмовал Киев. Заняв в 1178 г. новгород-северский стол, Игорь помог двоюродному брату Святославу Всеволодовичу занять Киев. В ходе этой войны Игорь познакомился со своим будущим противником и свояком половецким ханом Кончаком: после поражения, понесенного смоленскими князьями, они спасались в одной ладье. В 1184 г. Игорь участвовал в удачном походе на половцев. В 1185 г. он предпринял самостоятельный поход на половцев, который завершился полным поражением и ответным нашествием степняков на русские земли. Эти события подробно описаны в Ипатьевской летописи, им посвящено выдающееся произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Через 6 лет Игорь смог отомстить кочевникам, нанеся им несколько значительных ударов. Несмотря на бурную жизнь, полную сражений и интриг, Игорь остался в народной памяти преимущественно как герой «Слова». Был женат на дочери князя Ярослава Осмомысла Ефросинии (в «Слове о полку Игореве» – Ярославна).
МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ ЧЕРНИГОВСКИЙ (80-90-е гг. 12 в, – 1246 г.) – великий князь черниговский в 1224–1234 гг., православный святой.
Сын князя Всеволода Святославича Чермного и дочери польского короля Казимира II Справедливого. Несколько раз стоял во главе Новгорода, боролся за киевский княжеский стол.
Во время нашествия Батыя в 1238 г. бежал в Венгрию. По возвращении на Русь, в 1246 г. отправился в Золотую Орду, видимо, для того чтобы получить ярлык на черниговское княжение. Эта поездка закончилось трагически – князь Михаил и его боярин Федор были убиты по приказу хана за отказ исполнить языческий обряд.
Вскоре после гибели черниговского князя, по распоряжению его дочери Марьи, установлено церковное почитание невинно убиенных Михаила и Федора. В те же годы (во всяком случае, до 1271 г.) составлено краткое «Сказание» о Михаиле и его боярине Федоре. На его основе созданы и другие повествования, в том числе Житие Михаила Черниговского. Мученическая смерть князя и его боярина представлялись как жертва, принесенная русским народом во искупление грехов и ради будущего спасения земли Русской.
Согласно Житию, князя Михаила и боярина Федора долго и жестоко избивали, а затем отрезали головы. В повествованиях 16 в. мученическая смерть Михаила Черниговского соотносилась с евангельским сюжетом гибели Иоанна Крестителя.
Дни памяти святых Михаила и Федора: 14 (27) февраля и 20 сентября (3 октября).
БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (в крещении – Роман) (? – 24.07.1015 г.) – ростовский князь, православный святой. Сын киевского князя Владимира I Святославича от жены болгарки. Старший брат муромского князя Глеба Владимировича. В 1010 г. Борис получил от отца Ростовскую землю. До этого владел Муромом. Несмотря на то что Борис был одним из младших сыновей, князь Владимир видел в нем своего преемника. В 1015 г. Борис был вызван заболевшим Владимиром Святославичем в Киев и отправлен с войском против печенегов. Не встретив врага, Борис на обратном пути остановился на р. Альта (левый приток Днепра). Здесь он узнал о смерти отца и о том, что киевский стол занял старший брат Святополк.
Собственная дружина Бориса и дружина отца представляли серьезную военную силу. Дружинники советовали князю овладеть Киевом. Но Борис решительно отверг эти предложения, заявив: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть он будет мне вместо отца». Отцовская дружина оставила князя и перешла на сторону Святополка. Борис остался лишь со своими воинами. Святополк прислал Борису предложение заключить мир, обещал увеличить его владения, а тем временем направил вышгородских бояр Путшу, Тальца, Ел овита и Ляшко убить Бориса. 24 июля Борис был заколот копьями в своем шатре. Убийцы завернули тело князя в шатер и отвезли к Святополку. Останки Бориса были тайно привезены в Вышгород и там погребены в церкви св. Василия.
Борис был канонизирован Русской православной церковью вместе с младшим братом Глебом, также павшим от рук подосланных Святополком убийц. Братья стали первыми русскими святыми, официально признанными в Византии. 2 мая 1072 г. мощи Бориса и Глеба перенесены в Вышгород, в новую церковь, выстроенную киевским князем Изяславом Ярославичем, а в 1115 г. – в каменную церковь во имя Бориса и Глеба. Сюжет об убиении братьев стал любимой темой древнерусских книжников и нашел отражение в «Повести временных лет», братьям посвящены краткие проложные жития, похвальные слова, церковные службы. Братья почитались как заступники Русской земли. Культ Бориса и Глеба в 11–12 вв. имел важное государственно-политическое значение и использовался для обоснования идеи о необходимости блюсти родовое единство Рюриковичей и уважать старшинство. Мощи братьев были утрачены в 13 в. во время нашествия Батыя на Киевскую землю. Дни памяти: 2(15) мая, 24 июля (6 августа).
ГЛЕБ ВЛАДИМИРОВИЧ (в крещении – Давыд) (? – 05.09.1015 г.) – муромский князь, первый, наряду со своим старшим братом Борисом, русский православный святой.
Сын киевского князя Владимира Святославича Святого от жены болгарки. В 1010 г. получил от отца Муромскую землю. В 1015 г. сводный брат Бориса и Глеба Владимировичей Святополк занял после смерти отца Киев и убил Бориса, после чего решил уничтожить и Глеба. С этой целью он вызвал ничего не подозревающего муромского князя в Киев. Несмотря на недобрые предзнаменования, Глеб выступил из Мурома. Неподалеку от Смоленска он получил предупреждение от брата, новгородского князя Ярослава Мудрого, о планах Святополка. Потрясенный Глеб остановился на ночлег под Смоленском, у устья р. Смядынь, притока Днепра. Здесь он и был обнаружен наемными убийцами, во главе которых стоял некто Горясер. Горясер приказал повару князя Торчину зарезать Глеба. В 1019 г., после окончательного утверждения на княжении в Киеве Ярослава Мудрого, заботами этого князя тело Глеба нашли брошенным между двумя колодами на берегу Днепра, перевезли в Вышгород и погребли вместе с телом Бориса в церкви св. Василия. В 1072 г. Глеб и Борис были канонизированы и стали первыми русскими святыми. Дни памяти: 2 (15) мая, 24 июля (6 сентября), 5(18) сентября).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Правители России"
Книги похожие на "Правители России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Гриценко - Правители России"
Отзывы читателей о книге "Правители России", комментарии и мнения людей о произведении.